Журнал

Аутфитеры и звери. Опыт охот на Камчатке

– Во, смотри какой! – прошептал егерь.
Действительно, зверь был хорош. Со склона, на котором мы перекуривали, его было отлично видно. Медведь неспешно брел по снежному полю вдоль реки. Крупный самец, с лобастой головой и странно широкими – «поперек себя шире» – плечами... 

Аутфитеры и звери. Опыт охот на Камчатке
Мышцы под косматой шкурой так и ходили, словно ртуть. Дистанция – метров 500. Отлично, будет время присмотреться и успокоиться. Ни увидеть, ни причуять он нас не должен. Светлого времени еще достаточно. И стрелять будет удобно. лишь бы он подошел поближе, лишь бы не свернул в заросли. Вот он остановился, поднял голову, втянул ноздрями воздух. Но ничто не насторожило зверя, ничто не указало на опасность. Медведь двинулся вперед. До цели метров 70. Ну, пора. Прицеливаюсь «под горб», дожимаю спуск. Медведь утыкается мордой в снег. Готово!

Охота удалась. И это после недели бесплодных поисков и засидок, малоосмысленных разъездов на снегоходах. Нормального зверя даже не видели. И это Камчатка! Май, отличная погода. А зверя нет. Рассказать кому - не поверят. А тут все так хорошо получилось. Никаких снегоходов! Встали под вечер на лыжи, переправились через речку, прошли километров 10. Опытный егерь точно знал, куда идти и где искать зверя. Вот и повезло. Теперь, уже в сумерках, обрабатываем трофей, тащим тяжелую шкуру и череп вверх по крутому склону. Вяжем из лыж и палок нарты, складываем на них груз и бредем к лагерю. Хорошо, что подморозило, наст держит. Путь не близкий, работы хватит до ночи. Но это все пустяки. И забываются неприятности последних дней: скверная организация, ошибки, прямые обманы. Дело сделано! утром, если разгуляется погода, будет вертолет. В городе эти дни будут вспоминаться как одно мгновение, как охотничье приключение.

Полагаю, многие из читателей помнят подобные истории.
Вот типичный образец диалога охотников.
– где был? На Камчатке? Как поохотились?
– Скверно. Непонятно, за что такие деньги берут. Но трофей отличный.

Немного на планете мест, сравнимых с Камчаткой по красоте и богатству природы. Нам с Камчаткой повезло. Просто замечательно, что эта далекая земля – «нашенская». И охота здесь все еще хороша. На юге – от Голыгинского озера до мыса Лопатка. На севере ближе к Корякскому нагорью. И на Охотском побережье, и на восточных склонах Срединного хребта. еще можно на Камчатке добыть рекордного медведя, снежного барана с большими рогами и гигантского лося. Долго ли продлится это счастье?

Охотничий пресс велик. Как меняется поголовье крупных самцов и сколько лицензий следует выдавать – об этом спрашивать надо охотоведов, зоологов и чиновников от охоты. Мы же поговорим о том, что знаем не понаслышке, а именно – о сервисе. Который, как известно, у нас всегда не навязчив.

Моя работа, а я уже 20 лет возглавляю туристическую компанию, позволяет оценить сервис как профессиональному туроператору. Кроме того, в нашей компании имеется отдел охоты и рыбалки. Ко мне на стол ложатся отчеты о проведенных охотах, о достоинствах и недостатках охотничьих компаний и баз. Наконец, в начале 90-х мне приходилось сопровождать группы иностранцев в горах Алтая и в Саянах. Плюс опыт охоты в разных странах. Думаю, кое-какой материал для обобщений накопился. Такой вот взгляд на камчатские охоты со стороны.

Заманчивых предложений по охоте на Камчатке очень много. В области зарегистрировано 130 организаций-охотопользователей. Есть среди них отличные, высокопрофессиональные команды. хочется назвать имена, да по законам жанра
нельзя. Обычно руководят такими компаниями охотоведы, иногда – бывшие промысловики. угодья, животных, способы охоты они знают прекрасно. естественно, у многих возникает мысль – а не основать ли мне свою охотничью компанию? Это не очень сложно. Надо договориться с власть имущими, арендовать угодья, построить какую-никакую базу, нанять егерей, повара, рабочего. Получить лицензии. Поездить по охотничьим выставкам. Дать рекламу в Интернете. И ждать, когда появятся заказчики. Все? Далеко не все.

Я не говорю про сомнительные компании, имеющие целью заполучить клиента и один раз его «ошкурить». увы, даже честный человек и отличный охотник не всегда может стать хорошим аутфитером. Как не каждый хороший повар может стать хорошим ресторатором, так не каждый охотник способен поднять и грамотно повести «дело». Помимо охотничьих навыков, начинающему аутфитеру надо еще многое узнать и многому научиться. Найти свою нишу на рынке, определить, в чем он лучше конкурентов. Научиться соразмерять цену и качество, грамотно считать деньги. Изучить законы рекламы. Наконец, овладеть искусством хорошего сервиса и научить этому искусству персонал. Последнее совсем не просто, учитывая наши многолетние традиции, точнее, отсутствие таковых.

И туроператор, и аутфитер продают клиенту мечту. Мечту о счастье. Будущий отдых, как и будущую охоту, нельзя потрогать и рассмотреть в момент оплаты. Но в голове у покупателя уже есть представление о том, за что он платит деньги. В своих мечтах он видит белоснежный песок тропического пляжа, шикарный номер в гостинице или же, в нашем случае, отличный трофей. Как формируется мечта? Под воздействием рекламы (тексты, фотографии) и в ходе консультаций. Надо показать товар лицом, но лишнего не пообещать. Иногда слышишь: «А вы можете гарантировать барана с рогами больше метра? Медведя с трехметровой шкурой?» Ну не понимает человек охоты! жди от такого скандала. Лучше ему сразу отказать. Но ведь обещают! гарантируют! Очень уж хочется продать тур и получить деньги. Результат – претензии, а то и судебное разбирательство.

Итак, у клиента есть ожидания. хорошо, когда результат превосходит ожидания. Но в охотничьих и рыболовных турах многое, очень многое зависит от удачи. это охота! Или везет – или не везет. Например, туманы и дожди могут свести на нет все усилия организаторов. Но есть услуги, которые аутфитер просто обязан предоставить. При любых обстоятельствах. Эти позиции должны быть подробно описаны в договоре. К таковым, например, относятся условия размещения. На Камчатке можно найти и комфортабельные дома с центральным отоплением и бильярдом, невесть как возведенные в тайге, и крытые рубероидом балки с дымной печуркой. Приходилось мне жить в сарайчике, по крышу заваленном снегом. Поскольку стекла в окошке выдавила росомаха, снег был и внутри. Предусмотренную договором баню и вовсе снесло в половодье. я годами жил в палатках, к удобствам нетребователен. Но почему нельзя было предупредить заранее? До оплаты?

Еще пример. Дороги на Камчатке длинные. И, мягко говоря, не очень хорошие. Как бы вы предпочли проехать 400 километров – на японском джипе или на раздолбанном «пазике»? Что лучше – 6 часов дороги или 10? В договоре и то и другое называется «трансфер». Но разница, согласитесь, есть. И как все это отражается на цене?

Два слова о рекордных медведях. Всем хочется добыть трехметрового монстра, многие готовы за такой трофей доплачивать солидные премиальные. Вот и ловчат, как могут, находчивые егеря. Там растянут шкуру, там «со штанами» ее снимут. Рассказывают и такую историю. Взяли отличный трофей. Да вот беда, до премиальных трех метров шкура немного не дотягивает. Нашли выход! Отрубили от рулетки 10 сантиметров, дали охотнику другой конец – измеряй!

Очень важно получить точную информацию о характере и способах проводимых охот. Помню беседу с одним аутфитером с Камчатки. Кстати, одним из лучших. говорили о весенней охоте на медведя. Известно, как весной добывается на Камчатке большая часть трофеев. В конце апреля выходят медведи из берлог. греются на солнышке. Охотники выезжают на снегоходах с утра, по холодку, и поднимаются в горы, выше границы леса. Потом находят подходящего мишку и загоняют его по рыхлому снегу. Медведь обречен. ему уже не уйти. этот кровавый цирк охотой назвать никак нельзя. Поэтому я настойчиво пытался договориться об охоте на приваде или с подхода. Получил все возможные обещания. Сделали даже специальное приложение к договору. Но дело в том, что егеря, охотники-промысловики, не желают понимать такие тонкости. «Медведь нужен? А в чем же дело? Поехали, убьем! Так ведь и быстрее, и проще!» К тому же их зарплата зависит от результата. городские сантименты им чужды. Пришлось добиваться правильной охоты чуть ли не со скандалом. При этом люди они все хорошие, настоящие таежники. Просто у них другие представления о жизни. Но понимание пришло, и приятно было услышать на прощанье: «Пожалуй, вы, ребята, правы. Однако таких разборчивых охотников у нас еще не бывало. Приезжайте осенью, когда медведи как коровы пасутся на ягодниках и у рек. Нормально поохотимся».

Осенью на Камчатке и в самом деле хорошо. Красиво – не то слово! И охота правильная. Не только на медведя, но и на камчатского снежного барана. Бараны обитают высоко в горах. Стационарную комфортабельную базу там не поставишь, только палаточный лагерь. И каждое утро приходится лезть высоко в гору. А еще и обычные в северных горах «радости» – дожди, туманы. Возникает вопрос – готов ли охотник к такому «экстриму»? А сможет ли стрелять на 300 метров? Как это узнать заранее?

Люди разные! По-разному одеваются, думают, поступают. Разные у людей привычки и обычаи. Понимать друг друга – особое искусство. А уж когда и языки разные, когда гость приехал из заморской страны, проблемы понимания встают с особенной остротой. Не случайно по всей России приезжего охотника называют «гость». Семантика показательна. Гостя пригласили, и он должен вести себя так, как принято у хозяина. Клиент же, напротив, заплатил деньги и не обязан менять свои бытовые привычки. Конечно, всему есть границы. Тех, кто выходит за пределы допустимого, можно и нужно поправлять независимо от имущественного и социального статуса. В таежных условиях приходится урезонивать жестко. Но в обычной ситуации и в лагере, и в поле гость должен чувствовать себя комфортно. Демпфировать, смягчать проблемы общения – задача персонала. Все ли это понимают? 

Хорошо, если аутфитер мыслит в таких категориях. Но надо еще и научить персонал грамотно выстраивать отношения с клиентами. К сожалению, нет в нашей стране таких традиций!

Помнится, в начале 90-х работали мы с группой американцев. Отношения сложились добрые. Но вот что они нам сказали: «Поначалу мы были удивлены. Вы вели себя с нами как друзья. Это приятно. Но непривычно и даже, простите, опасно! Надежнее и понятнее принятые во всем мире отношения клиента и персонала. Без чопорности, но и без панибратства». говорят, что «на охоте и в бане все равны». Так, да не так. Один человек платит, другой отвечает за безопасность и результат. Кто из них главнее, как узнать? где научиться? Там, где сафари практикуют издавна – в Африке, на Аляске. В тех краях, где егерь гордо называется пи-эйч (PH – Professional Hunter). Очень рекомендую присмотреться к иностранному опыту. И аутфитерам, и охотникам. Перенимать опыт полезнее, чем заново изобретать велосипед.

Охота – дело серьезное. Тщательно готовят к ответственной охоте оружие и патроны. Так же тщательно следует собирать информацию об охотничьих компаниях. Многое можно узнать на форумах в Интернете, в социальных сетях, на выставках. чтобы аутфитеры не надеялись, что халтура останется незамеченной. А охотники, отправляясь на Камчатку, смогут заранее узнать, кто настоящий профессионал, а кто таким только кажется. И с удовольствием будут вспоминать каждый проведенный на Камчатке день.



Текст и фото: Виктор Кузерин

Вернуться к содержанию номера

АнатолийGuest
                              Виктор!
Хорошая статья.
Вот еще бы контакты реальных компаний...
А искать в Инете,это как иголку в стогу сена!
Имя
Guest
Добрый день, Виктор!
Интересная статья! Трудновато, конечно, нашим охотникам будет перенимать опыт у Personal Hunter. Особенным препятствием, как Вы упомянули, является язык.    
Пишу Вам касательно моего намерения начать развивать охотничий туризм. В связи с принятым мной решением хочу найти себя в этой сфере в будущем. Дед мой был лесником. В настоящее время я живу и работаю в Москве. Работал в крупных западных компаниях в сфере строительного консалтинга (включая американские компании). СВОБОДНО ВЛАДЕЮ АНГЛИЙСКИМ. Прекрасно понимаю, что такое отношение клиент-заказчик.  
 
Прошу Вашего мнения куда обратиться и с чего лучше начать. К примеру, могу обеспечивать переписку, юридическое сопровождение, продвижение услуг, переговоры, прием звонков, встречу и сопровождение на охоте англоговорящих охотников. Все это, как я понимаю, и должно входить  в обязанности аутфитера.    
С уважением,
Виктор Басович
+7 916 193 51 93
victor.basovich@yahoo.com
Имя
Петр Шнырев
Очень профессионально написано. Да, Виктор хотелось бы чтобы все кто принимает охотников на Камчатке, желали и стремились быть на уровне. Главное это не так сложно. К сожалению "так сойдёт" принцип большинства Камчатский организаторов. Наблюдаю за этим явлением с начала 90-х.  Результаты действительно не радуют. Потому и скупают туры на " корню" у проверенных организаторов, как правило они же охотпользователи. Слава Богу и такие ещё не перевелась.
Имя

Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№7 (34) 2015 №3 (30) 2015 №12 (51) 2016 №4 (19) Апрель 2014 №8 (47) 2016 №3 (42) 2016