Ветви хлестали всадника, мчащегося на голос гончих. Уже близко! Ладонь сжала древко рогатины, кровь в жилах вскипела, ноздри пытались учуять добычу, глаза так и пронзали лесную чащу... Вдруг собаки прервали гон и лай. Вместо этого тихо скулят. " /> Культ святого Губерта - №11, Ноябрь, 2013. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Культ святого Губерта

Ветви хлестали всадника, мчащегося на голос гончих. Уже близко! Ладонь сжала древко рогатины, кровь в жилах вскипела, ноздри пытались учуять добычу, глаза так и пронзали лесную чащу... Вдруг собаки прервали гон и лай. Вместо этого тихо скулят.

Культ святого Губерта

Всадник, наконец, доехал и увидел. Осадил лошадь и, полный изумления, смотрел, смотрел....

Перед ним спокойно стоял белый олень и поглядывал на ловца печальным, человеческим взглядом. Меж его рогами светился золотой крест. Гончие с поджатыми хвостами не смели залаять и даже двинуться.

– Губерт, почему ты так неистово преследуешь бедную дичь? Почему никогда не жалеешь нас? Hе имеешь меры в добывании? Нам готовишь гибель, но и свою душу потеряешь, – сказал олень.

Губерт слушал это на коленях. В одно мгновение осознал он, что это Спаситель Христос явился ему в виде белого оленя. В его заскорузлом сердце что-то треснуло – он понял, какую грешную жизнь вел, как был жесток к людям и животным...

Он вернулся домой и изменил свою жизнь. Имущество раздал бедным, а сам принял священнический обет. С годами получил сан епископа, а после смерти был канонизирован. Его останки захоронены в католической церкви городка Андангэ (Бельгия, горы Арденны), который с того времени так и называется – Сент-Юбер (или иначе Сент-Губерт, что означает «святой Губерт»). Сам день захоронения – 3 ноября – стал с тех пор днем святого Губерта, покровителя охотников. Вот с того самого времени святой Губерт и «ведет» всех добропорядочных охотников – напоминает им об охотничьей этике.

В Польше культ святого Губерта развит очень сильно. Его распространению способствовали короли из династии Ваза. Как Август II, так и Август III были страстными охотниками. Они первые начали праздновать день святого Губерта. Тогда же закрепилась в культуре и охотничьей обрядности традиция служить «мессы губертовские» перед началом осенне-зимнего охотничьего сезона.

Многие охотничьи клубы ставят в своих угодьях часовенки святого Губерта и даже памятники в знак уважения к своему покровителю. Одна из наиболее старых часовен, сохранившаяся до наших дней, была построена в Милоцине (рядом с городом Жешув) в 1746 году по приказу отпрыска одного из знатнейших родов Польши, князя Ежи Игнация Любомирского в благодарность за выздоровление от тяжелой болезни, чудесным образом случившееся с ним на охоте. В Милоцине же расположен и храм святого Губерта. Его священник – сам охотник и капеллан охотников из района Подкарпатья. В этой церкви каждый год проводится много торжеств и охотничьих церемоний, в числе которых и вышеупомянутые губертовские мессы, предшествующие сезону охот.

Кроме охотников, святой Губерт покровительствует также и лошадникам-всадникам. Вообще, история польского звероловства неразрывно связана с лошадьми, собаками и соколами. Старое русское (или украинское) выражение звучало так: «Лях без лошади, как человек без души». И только Вторая мировая война это изменила.....

Конноспортивные клубы, в отличие от охотников, губертовским праздником заканчивают сезон. А одно из основных действий праздника – конечно же, погоня за «лисицей». Конный «хубертус» во многом похож на охотничий, ведь у них одни и те же корни – охота. Начинается все сбором и совещанием участников. Голова клуба выбирает «лисицу» – в ее роли обязательно выступает хороший всадник на хорошей, быстрой лошади. На плечо «лисице» пришивают фант – лисью шкурку или лисий хвост. «Лисица» первой уезжает в местность, где будет проходить гонка. По знаку ведущего «охотники» трогаются вдогонку. Звание «короля» получает тот, кому удается догнать «лисицу» и сорвать фант с ее плеча. Такой «бег хубертовский» – зрелище очень живописное. Красивые лошади, всадники в красных английских костюмах или в уланской форме создают действие, которое надолго остается в сердце.

Во многих местах Польши проходят «обходы» (празднования) этого охотничьего праздника, называемые «хубертусами». Наиболее часто «хубертусы» – это охотничьи народные гулянья, на которых организуются выставки охотничьих собак и показ их работы, выставки трофеев, погони за лисицей, гонки борзых, демонстрации дрессировки ловчих птиц, конкурсы настоек и охотничьей кухни. Местные охотничьи клубы обычно используют «хубертусы» для того, чтобы придать блеск разным клубным торжествам: освящению охотничьих знамен или присяге охотников-новичков. Но бывает, что одной из основных составляющих «хубертуса» становится и охота. Конечно, в лес, на загонную охоту, идут только охотники. Зато окончание – общее, на месте торжества при кострах и звуках охотничьих труб. Примерно так выглядит это в Спале – охотничьих угодьях польского президента Игнация Мосцицкого и... русских царей.

Такие народные гуляния по случаю охотничьего праздника пользуются большой популярностью среди людей, приезжающих из самых разных краев, и даже из-за границы. Чтобы праздник не совпадал с сезоном активных охот, «хубертусы» проводятся чаще всего в начале октября.

И вот мы доходим до главного – до охоты. Все охотничьи клубы проводят свои «хубертусы». В большинстве случаев эта праздничная охота открывает клубный сезон загонных охот (охотничий закон разрешает загонные охоты с 1 октября). В нынешнее время постоянной спешки и «гонки за деньгами» «губертовские охоты» проводятся обычно в первые выходные после 3 ноября.

Культ святого Губерта

Этого дня все охотники ждут не меньше, чем дети – рождественской елки. И дело не только в самой охоте. Тут и атмосфера праздника, и встречи друзей, которые давно не виделись, тут торжество и отдых на чистом воздухе, запах костра и охотничьего бигоса (традиционного польского блюда из тушеной капусты), звук трубы, зовущей «на сбор». Чтобы это понять – надо увидеть и почувствовать.

Не прибыть на «хубертус» своего клуба – просто грех. Тут обязательно участвуют все, кого не задержали превратности судьбы. Даже те, кто живет за границей, хоть бы и за океаном, даже старики – все хотят хотя бы этот один день в году провести вместе под покровительством святого Губерта. Это выражается во всем – в праздничных охотничьих костюмах, тщательном снаряжении и прочем. Некоторые охотники в этот единственный день в году вытягивают из чехлов старенькие курковочки и другое старинное оружие – реликвии, передаваемые от дедов и отцов.

Пронзительный звук трубы объявляет сбор. Охотники строятся в шеренгу. Во втором ряду – загонщики в ярких жилетах. Смолкают разговоры. Егерь клуба приветствует всех участников и гостей, приветствует поля и леса, которые сегодня будут принимать охотников. Если клуб имеет свое знамя, то знаменосцы по команде вступают на сбор. Начинается полевая губертовская месса. Чаще всего это происходит при клубной часовенке святого Губерта. После мессы, если в клубе есть охотники-новички, для которых эта охота – первая в жизни, проходит охотничья присяга. Новички встают на левое колено, левой рукой опираются на оружие. Рядом становятся их клубные опекуны (учителя охоты) и кладут им правую ладонь на левое плечо. Головы у всех обнажены, все остальные стоят навытяжку. Председатель клуба читает слова присяги, новички повторяют. Этой церемонии во время сбора и охоты сопутствуют специальные охотничьи сигналы трубы: «сбор», «пусть лес дарит», «призыв на охоту».

Ведущий охоты, как всегда, информирует о законах и охотничьих правилах, о правилах безопасности, а также какую дичь можно сегодня стрелять. Впрочем, во многих клубах во время «хубертусов» разрешается охота на любую дичь, чтобы сделать этот праздник как можно более увлекательным. Поэтому никого не удивляет, что можно охотиться на оленя и зайца, на кабана и вальдшнепа, косулю и фазана и так далее. Все в соответствии с пословицей: «Когда осенью голый лес наступает, святой Губерт все на стол дает».

Теперь время – в лес или в поле. Стрелки расставлены, готовы загонщики. Раздается сигнал «загонщики, гнаться!» Охотники ожидают своего охотничьего счастья. Когда загонщики подойдут к линии стрелков ближе 150 метров, играется сигнал «выстрел только из загона!» Пока идет загон, стрелок после выстрела обязан оставаться на номере! Если сойдет до сигнала «конец загона, разряди оружие!» – наказание его не обойдет! Ведущий охоты может такому сказать: «Любишь ходить? Это хорошо! Давай оружие в чехол – сегодня будешь загонщиком!» А решение ведущего – закон, перед которым все равны.

Конец загона – теперь можно сойти с номера. Кто стрелял, идет проверить свой выстрел. Если где лежит «копыто» – надо тут же потрошить. Если счастливым стрелком оказывается друг или старейшина (пенсионер) клуба, то ему надо обязательно помочь, а то и заменить на первичной разделке. Потом общее укладывание дичи на телегу. Удачливому стрелку ведущий вручает «лом» (веточку ели, сосны, пихты), смоченный в крови дичи. «Лом» подается на шляпе или шапке, левой рукой, отломанным концом в сторону добытчика. После поздравления и рукопожатия стрелок прикалывает эту ветку к шапке и носит ее всю охоту как знак: «сегодня мне было дано охотничье счастье».

Если новичок застрелил дичь – первую в жизни – получает охотничье крещение. Как и во время присяги, он встает на колени, а его опекун – за ним. Ведущий охоты рисует кровью кресты на щеках и лбе новичка, говоря: «Будь правильным охотником, пусть святой Губерт будет к тебе благосклонен!», а сигнальщик играет сигнал «пусть лес дарит!» и специальный сигнал этого вида дичи, например, «лисица взятая».

Окончание охоты. На «ковре» из еловых лап аккуратно раскладывается добытая дичь (если повезло, конечно). Это так называемый «покот». Его укладывают определенным способом:

– дичь лежит на правом боку;

– в первой линии дичь «плова»: лось, олень, лань, косуля. Самцы выкладываются перед самками, самки – перед молодыми. Сзади во втором ряду выкладывается «черная дичь» – кабаны: сперва большие, а потом маленькие. Дальше «хвост» – хищники, за ними «осока» – зайцы, и, наконец, «перо» – фазан и другая пернатая дичь.

Культ святого Губерта

На углах покота пылают костры или факелы. Охотники строятся у голов дичи, загонщики – сзади. Ведущий охоты объявляет результаты охоты и вручает в ознаменование «медали» Королю Охоты, Вице-королю Охоты, Королю-Мазиле, называемому также Мышиным Королем. Сигнальщики играют сигналы покотa в такой же очередности, как выкладывалась дичь. Последний сигнал «конец охоты!»

Наступает время «крайнего загона» – охотничьего пира. «Хубертус» без бигоса – это как Рождество без елки. Приготовление губертовского бигоса поручается только проверенным поварам – виртуозам кулинарного искусства. На стол подаются также кабаньи окорока, а то и весь кабан, колбасы, паштет. Из охотничьих рюкзаков, кто хочет, вытягивает закуски – сельдей под разными соусами и маринадами, сушеную колбасу, грудинку, маринованные грибы и так далее. Ведь, как известно, «другие нации едят, чтобы жить, а поляки – живут, чтобы есть».

Таким образом культ святого Губерта объединяет охотников. Оленья голова с крестом между рогами – это официальная эмблема Польского Охотничьего Союза, а имя «Хубертус» носят многие клубы. Так что вступление безжалостного ловца на дорогу заботы и добродетели не прошло даром. Оно пошло на пользу природе, дичи и охотникам.

Пусть и к вам, братья по ружью, святой Губерт будет благосклонен!


Автор текста: Марцин Коцишевский АКА Marcin www.piterhunt.ru
Фото: священник Эдуард Русин и Марцин Коцишевский


Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№8 (107) 2021 №5, Май, 2013 №11 (110) 2021 №7 (58) 2017 №11 (38) 2015 №4, Апрель, 2013