Африканская чума свиней (АЧС) является особо опасной вирусной болезнью домашних и диких свиней...  " /> Африканская чума свиней как угроза популяции дикого кабана в европейской части России - №2 (17) Февраль 2014. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Африканская чума свиней как угроза популяции дикого кабана в европейской части России

Африканская чума свиней (АЧС) является особо опасной вирусной болезнью домашних и диких свиней... 

Африканская чума свиней как угроза популяции дикого кабана в европейской части России

АЧС также характеризуется сильной лихорадкой, геморрагиями, слабостью, цианозом кожи ушных раковин, подгрудка, живота, пятачка и конечностей. Вирус открыли англичане, которые в начале XX века пытались наладить выращивание европейских пород свиней в Кении. В 1909 году на одной из ферм из-за АЧС погибли почти 2000 голов животных, а выжившие 6 остались хронически больными.

Вирус АЧС весьма разнообразен в генетическом и, как следствие, эпидемиологическом плане. Болезнь протекает сверхостро, остро, подостро и хронически. Высоковирулентные штаммы вируса вызывают смертность, близкую к 100%. При сверхострой форме первым признаком болезни является внезапная гибель животных. При остром и подостром течении животные обычно гибнут через 2-14 суток после появления первых клинических признаков. Выжившие животные остаются в течение всей жизни вирусоносителями или хронически больными АЧС. Хроническая форма длится от 2 до 10 месяцев и сопровождается исхуданием, пневмонией, артритом, обострениями болезни и гибелью.

До начала эры глобальной торговли АЧС регистрировалась исключительно в регионе к югу от Сахары как типичная природно-очаговая инфекция, резервуаром которой служили дикие африканские свиньи (бородавочники, кистеухие, гигантские лесные) и клещи Ornithodorosmoubata.

В 1957 году ЧАС была занесена в Португалию, а в 1960 году – в Испанию, где укоренилась и эволюционировала в направлении специфического цикла в домашнем свиноводстве. В 1964, 1967 и 1974 годах заболевание регистрировалось во Франции, в 1985-м – в Бельгии, год спустя – в Голландии. Трижды вирус АЧС заносился в Италию, где (на острове Сардиния) впоследствии сформировался природный очаг. В конце 1970-х АЧС попала в страны Карибского бассейна и в Бразилию. Выход вируса за пределы своего естественного ареала, без сомнений, связан с деятельностью человека: кормление домашних свиней зараженными пищевыми отходами, несанкционированная перевозка животных и непроваренных продуктов переработки мяса (сала, домашних колбас и прочего).

Так как вирус очень изменчив, а в окружающей среде всегда присутствует несколько его вариантов, которые себя просто не проявляют, – вакцин и иных средств иммунопрофилактики не разработано. Ликвидация АЧС, как показал опыт пострадавших стран, может быть осуществлена только путем полного уничтожения поголовья свиней в очаге вспышки.

В 1977 году АЧС была занесена с пищевыми отходами с кораблей и в СССР. Произошли вспышки в Одессе, Молдавии, Киевской и Свердловской областях. Причем две последних были связаны с Одессой: именно оттуда привезли в пострадавшие области сало и колбасу. Надо сказать, что в те времена ветеринария в нашей стране была на очень высоком уровне: развивалась фундаментальная ветеринарная наука, кадрового голода не было, в регионах развивались противочумные станции и так далее. Ресурсов – финансовых и административных – хватало.

Но одних ветеринарных сил для решения столь серьезной проблемы, как вспышка АЧС, недостаточно, и государство это прекрасно понимало. Решение в 1977 году было принято оперативно – полное истребление всех свиней в хозяйствах, изъятие свиного поголовья у населения, демонтаж построек, где содержались животные, уничтожение инвентаря, дезинфекция и так далее. Мероприятия по ликвидации очагов находились под контролем Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. После шестимесячного карантина очаги были ликвидированы.

В 2007 году АЧС снова попала в нашу страну – с территории Грузии. Сейчас можно сколько угодно говорить о преднамеренном заносе опасного заболевания в Россию, тем более что в это время отношения между нашими странами были как никогда напряженными. Но факт остается фактом: ветеринарная служба была абсолютно не готова к тому, чтобы вовремя отреагировать и ликвидировать африканского гостя. Вирус стремительно распространился на значительной по площади территории европейской части России.

Африканская чума свиней как угроза популяции дикого кабана в европейской части России

Рис. 1 Эпизоотическая ситуация по АЧС в 2013 году по данным Россельхознадзора.

Надо сказать, что в России ситуация с АЧС сложилась весьма специфическая. Ее нельзя уже сравнивать ни с испанской, ни с сардинской, ни с какой бы то ни было еще. Сегодняшняя слабость и неэффективность ветеринарной службы – это лишь полбеды. Важнейший фактор, способствующий укоренению АЧС в нашей стране, – приоритет частных интересов перед общественными. Как сообщил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, «у нас есть случаи, когда болезнь пытались скрыть не только владельцы животных, но даже ветврачи»[1]. Многие «частники» в случае внезапной гибели свиней пытаются тайно избавиться от трупов или перерабатывают мясо забитых больных животных в продукты питания. Надо сказать, что возбудитель АЧС весьма устойчив во внешней среде – в отличие, например, от вируса гриппа А. «Африканец» может выдерживать широкий диапазон изменений температур и кислотности от pH 2 до 10 и даже более. Против него по этой причине эффективны лишь определенные дезинфектанты. Вирус относительно стабилен в фекалиях свиней в течение не менее 11 дней, в костном мозге способен выживать месяцами, в сале, ветчине, непроваренных продуктах – 3-6 и более месяцев. Однако проваренная и консервированная свинина безопасна, если прошла термическую обработку при температуре 70°С в течение не менее 15 минут[2].

С такой устойчивостью, помноженной на наплевательское отношение отдельных граждан к общей беде, вирус АЧС стал настоящим социальным вызовом для нашей страны.

Мы до сих пор практически не говорили о кабане. К сожалению, у многих ветеринаров бытует расхожее мнение, что именно он является главным источником вируса в России и в случае полного искоренения кабана исчезнет и АЧС. Действительно, глядя на карту (рис. 1), мы видим, что число вспышек среди дикого кабана велико.

Но давайте по порядку. Вирус на территории России до сих пор не изменился в сторону преобладания хронических или бессимптомных штаммов. Он по-прежнему летален для кабанов и домашних свиней (которые, кстати, являются одним биологическим видом – Susscrofa) на 100%. Это подтвердили недавно проведенные экспериментальные заражения кабанов в Германии и ВНИИВВиМ (город Покров) вирусным штаммом, выделенным в 2008 году в Армении. Из-за тотальной гибели кабанов в случае заражения АЧС не может возникнуть и эндемичный очаг в дикой природе – хронически зараженных животных не остается. Клещи на Кавказе, по-видимому, никакой роли в распространении вируса не играют[3].

Кабаны заражаются исключительно от домашних свиней, зараженных продуктов, выброшенных трупов павших животных и тому подобного. Больной зверь далеко уйти не может, к тому же кабан в принципе не склонен к дальним миграциям. Если бы распространение АЧС было связано исключительно с ним, то вирус до сих пор пребывал бы на Северном Кавказе. То есть в итоге распространение вируса явно связано с человеческим фактором. А это означает, что все заявления о том, что кабан является главным виновником разгула АЧС, – попытка свалить с больной головы на здоровую.

С другой стороны, ситуация с АЧС в России вскрыла проблему организации охотхозяйств. Не секрет, что во многом благодаря биотехническим мероприятиям, направленным на повышение численности кабана, в некоторых регионах его популяция превышает экологическую емкость среды. Кабана слишком много, а в природе это не может остаться без последствий. Среди этих животных циркулирует масса инфекций и паразитов, потенциально опасных и для домашних свиней (например, классическая чума свиней, болезнь Ауески, бруцеллез, трихинеллез и другие). Кабан заходит в сельхозугодья, что, конечно же, создает потенциальную угрозу развития эпизоотий, в том числе и АЧС.

Пока в России не выявлено животных, хронически больных АЧС, но будет ли так всегда? Ведь в Испании и на Сардинии у кабанов отмечено нелетальное течение и серопозитивность при естественной инфекции. Соответственно, существует и вероятность заражения домашних свиней, особенно при условии свободного выпаса последних. А эта перспектива очень пугает, особенно если учесть российские просторы и распространение на них кабана (рис. 2).

Африканская чума свиней как угроза популяции дикого кабана в европейской части России

Рис. 2 Распространение кабана

Безусловно, Россия просто обязана искоренить АЧС. Ущерб от этого заболевания с начала его распространения в 2008 году уже превысил 2 миллиарда рублей. За этот период было уничтожено более 400 тысяч голо в свиней. В современных условиях интенсивных транспортных и людских потоков попадание зараженного кусочка сала или колбасы в подходящее место может стать роковым. Нельзя забывать и о том, что с нами граничат государства с огромными популяциями домашних свиней – страны Евросоюза, Беларусь, Украина и Китай. Очень важно решить эту проблему до того момента, когда вирус эволюционирует и станет эндемичным среди кабанов, а мы потеряем этот уникальный вид промыслового животного.



[1] http://www.fsvps.ru/fsvps/press/4980.html

[2] Макаров В.В. Африканская чума свиней. М.: Российский университет дружбы народов. 2011, 268 с.

[3] Gabriel C., Blome S., Malogolovkin A., Parilov S., Kolbasov D., Teifke J., Beer M., 2011. Characterization of African swine fever virus Caucasus isolate in Europeanwild boars. Emerging Infectious Diseases 17 (12), 2342–2345.


Текст: Валерий Шмунк
Иллюстрации: Автор
Фото: © Depositphotos.com@mikelane45



Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№12, Декабрь. 2012 №7 (106) 2021 №6 (117) 2022 №10, Октябрь.2012 №11 Ноябрь 2014 №7 (118) 2022