Слово главного редактора
...Относиться к этому фильму можно по-разному, но уж мы-то, охотники, смотрели его все. И, естественно, помнили пожилого егеря Кузьмича, который, в общем-то, оказался настолько архетипичен, что дал условное обозначение всему многочисленному племени егерей. И стали они зваться – «кузьмичами».
С одной стороны, «кузьмичами» стали называть всех егерей, с другой – акцент в этом названии сместился в сторону негатива. То есть под «кузьмичом» подразумевается обычно сильно пьющий, вороватый полунищий мужик из тех, что ну – себе на уме. При этом, если говорить объективно, «кузьмич» – это и тирольский егерь, и африканский пи-эйч, и старательно косящий под ковбоя проводник охотничьих туров где-нибудь в Роки-Маунтинс. Только там он – ковбой или пи-эйч, а у нас – «кузьмич». Такие вот особенности национальной охоты, понимаешь.
И тут мы переходим к тому, что регулярно обсуждаем на страницах нашего и других журналов, – без особого толку, впрочем. Мы переходим к охотничьим традициям. Которые в России подразумевают все что угодно, но только не культуру сопровождения клиента. Доезжачие, подобные Даниле в «Войне и мире», ушли в прошлое вместе с дворянским бытом, работу по обслуживанию советской элиты (в том числе и на охоте) приняло на себя КГБ и внутренние войска, а на охотничьих базах охотобществ развелись многочисленные «кузьмичи». А если где-то на такой базе работал настоящий Егерь – Егерь с большой буквы, то его знали и в ближайшем райцентре, и в областном городе, и зачастую в самой Москве. И на охоту к такому Егерю стояла очередь.
Однако реалии новой России потребовали гораздо более многочисленной армии егерей, нежели та, что существовала в советское время. И тут началось… О методах поиска и найма людей в егерскую службу может быть написано столько, что ПСС В.И. Ленина предстанет убогим конспектом нерадивого студента. Внес в эту егерскую мобилизацию свою лепту и ваш скромный слуга – даже курсы организовывал для гидов-проводников… Вот, помнится однажды…
Впрочем, места в моей колонке и так немного, отложим до лучшего раза.
О некоторых закономерностях я, тем не менее, скажу.
Средний российский егерь – это уже немолодой человек. И моложе он не становится. Кроме того, он не берется ниоткуда. Чаще всего – это не прижившийся в обществе человек, или, как принято говорить сейчас, – социофоб. Причем не очень успешный. Будет ли лузер-социофоб хорошо работать в сфере обслуживания? Тот-то же.
Кроме того, у егеря нет путей к росту. Максимум, до чего он может дослужиться, – так это до директора охотбазы. Кроме того, в егеря часто идут люди, имеющие егерский заработок как дополнительный доход к своему, иногда достаточно богатому, подворью. То есть изначально должность или подразумевает отсутствие больших амбиций, или подворьем у такого «крепкого хозяйственника» очень быстро становится охраняемый им лес.
Ну и прежде всего у нас отсутствует система обучения егерей как таковая – которая бы соответствовала образованию в профессионально-технических училищах и давала бы некий системообразующий базис для человека, который хотел бы освоить именно эту, а не какую-нибудь другую профессию.
Кроме того, у нас отсутствует система государственной сертификации егерей, гидов-проводников и профессиональных охотников – наподобие той, что существует в африканских странах и дает право вооруженному человеку сопровождать клиента, то есть работать вот в этой самой сфере обслуживания.
Кроме того, сообществу людей, которые называют себя «профессиональными охотниками» (а «профессиональный охотник», осмелюсь заметить, он потому и профессиональный, что зарабатывает охотой себе на жизнь), давно пора формализоваться и попробовать пожить своей жизнью – начать проводить семинары, курсы, собственные соревнования и праздники. Да, узок круг этих людей, но именно популяризация их деятельности позволит начать им развиваться в совершенно неожиданных направлениях. Тогда и появится у наших егерей, пи-эйчей и гидов-проводников собственный кодекс поведения, стиль одежды и осознание своего места в охотничьей иерархии.
А профессия егеря превратится из должности профессионального неудачника в уважаемое ремесло.
Текст и фото: Михаил Кречмар