В предгорьях Австрийских Альп есть городок Ферлах, где находится один из самых известных оружейных центров Европы. Полтора десятка фирм (подавляющее большинство которых объединены в товарищество) производят охотничье оружие высокого разбора... 

" /> Продолжатели славы Ферлаха - №9 (36) 2015. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Продолжатели славы Ферлаха

В предгорьях Австрийских Альп есть городок Ферлах, где находится один из самых известных оружейных центров Европы. Полтора десятка фирм (подавляющее большинство которых объединены в товарищество) производят охотничье оружие высокого разбора... 

Продолжатели славы Ферлаха

...Строго говоря, практически все население Ферлаха так или иначе связано с этим производством. Здесь же находится школа, которая готовит оружейных мастеров высшей квалификации.

Современное австрийское нарезное охотничье оружие уже давно и прочно заняло свою нишу в России. Достаточно назвать такие компании, как Steyr Мannlicher и мастерские Scheiring Hauptmann. Есть в Ферлахе семьи, занимающиеся производством оружия на протяжении вот уже нескольких поколений, есть и те, которые, несмотря на  богатые традиции производства оружия, в наши дни, увы, оказались вынуждены по разным причинам прекратить его производство. «Ars longa, vita brevis est», со знанием дела говорили в Древнем Риме.

Значит ли это, что оружейные традиции и слава Ферлаха со временем канут в Лету? Никогда не говори «никогда», ибо все возможно в этом мире. Но все же ситуация не настолько бесперспективна, так как на смену отошедшим от дел оружейникам приходит молодое поколение с собственными представлениями о том, каким должно быть оружие, с более широкими представлениями о современных методах производства. Представителем нового поколения оружейников Ферлаха является компания Hausmann & Co, о которой и будет наш сегодняшний рассказ.

Три молодых человека – Кристиан Хаусман, Флориан Мутенталер и Георг Хайм – познакомились во время обучения в школе оружейного мастерства в Ферлахе. После завершения учебы Флориан и Георг были приняты на работу в компанию Johann Fanzoj, а Кристиан отучившись на год раньше, стал работать в компании Outschar. Спустя несколько лет друзья решили, что они уже достаточно набрались опыта и что настала пора создавать собственную оружейную компанию, дабы реализовывать имеющиеся у них замыслы. От принятия решения до начала его воплощения прошло два года. Для начала любого производства необходимо иметь (или арендовать) производственное помещение, станки и оборудование, требуется, в конце концов, первоначальный капитал. Два года молодые оружейники отказывали себе буквально во всем, чтобы собрать необходимую сумму. К 2010 году они сумели ее собрать и начали собственное дело.

Что и говорить, шаг был достаточно решительный и, я бы даже сказал, в чем-то безрассудный: ведь ни за одним из них не стояли поколения предков-оружейников. Возможно, я ошибаюсь, но консервативнее мира оружейников только мир ювелиров. Если бы Гераклу, совершившему, как известно, 12 подвигов, было бы приказано добиться признания в мире охотничьего оружия, он бы ни за что не справился. Молодые люди (а в тот судьбоносный год старшему из них исполнилось только 27 лет) вряд ли до конца четко представляли себе, насколько трудным будет путь к признанию.

Был куплен дом с мастерской. Но не оружейной. В купленном доме ранее проживала семья, занимавшаяся ремонтом и изготовлением органов. Конечно, производство органов несколько отличается от производства оружия, но главное заключалось в том, что молодые мастера получили крышу над головой и мастерскую площадью около 220 квадратных метров. Что касается станочного парка, то в 2008 году Кристиан Хаусман купил на аукционе фрезерный станок Bridgeport. Два года станок стоял на складе, дожидаясь своего часа. (Наверное, тут требуется небольшой комментарий. Как для стендовика есть только одна компания в мире, выпускающая оружие чемпионов, – на проходившей в Лондоне в 2012 году Олимпиаде 12 из 15 медалей завоевали стрелки с ружьями итальянской компании из Боттичино Маттина, так и для оружейного мастера есть только одна компания, производящая фрезерные станки, – это Bridgeport.) Кстати, ни одна оружейная компания в Ферлахе не имела такого станка!

Еще работая в Outschar, Кристиан задумался о создании оружия собственной конструкции. Его привлекала мысль сделать ружье с горизонтальным расположением стволов и с рычагом запирания, расположенным на правой стороне ствольной коробки. Такое ружье казалось ему элегантным и изысканным. Но когда ты наемный работник, вряд ли твои идеи и разработки могут привлечь внимание и заинтересовать руководство, хотя, давайте признаем, порой бывают и исключения из общего правила.

Компания Hausmann & Co начала работу. Кристиан, Флориан и Георг идеально дополняли друг друга. Флориан занимался системами запирания, Кристиан специализировался на изготовлении лож, а Георг посвятил себя гравировке. Коллеги были единодушны в видении собственного пути: создание функционального охотничьего оружия. Конечно, первое время о создании собственных моделей оружия и мысли не было. Сотрудники компании занимались ремонтом оружия, изготавливали приклады для него с учетом антропометрических особенностей владельцев и так далее. Заработанные деньги инвестировались в станки и оборудование для мастерской.

Первое ружье, сделанное под маркой Hausmann & Co, имело рычаг запирания на правой стороне ствольной коробки. Ружье было сделано на свой страх и риск – заказчиков у компании еще не было. И тем не менее на начальном этапе своего существования компания сделала ставку именно на эту модель, возведя ее, по словам самого Кристиана Хаусмана, в ранг «флагманской». Потом производственная программа компании расширилась: в ней появился двуствольный штуцер, а также карабин Take Down.

Возможно, не все читатели журнала хорошо представляют себе, что такое карабин Take Down и чем он отличается от модульного карабина, поэтому остановлюсь на этом чуть подробнее. В настоящее время термин Take Down обозначает оружие, которое быстро разбирается и собирается без использования инструмента. У модульного же оружия все детали изготавливаются в точном соответствии с шаблоном, и поэтому их можно менять без дополнительной обработки и лишних затрат, а кроме того, оружие со сменными стволами и деталями затвора (либо же со всем механизмом затвора или стволом/механизмом затвора в сборе) может переустанавливаться с одного калибра на другой. Но для сборки-разборки модульного оружия требуются инструменты.

Потребность в таком оружии существовала всегда, оружейники пытались удовлетворить спрос охотников, но чаще всего безуспешно. В начале XX века на рынке появились разборные модели английских карабинов Rigby и Jeffery. Были разборные версии карабинов и на базе Mauser Mod. 98, но их было не очень много. Главное, что сдерживало более широкое распространение карабинов Take Down, – это необходимость перепристрелки после каждой сборки-разборки. Проблема казалась не имеющей решения – до тех пор, пока Манфред Орт все-таки не нашел его. Однако и сегодня крупные компании практически не производят карабины Take Down серийно. Эту работу выполняет крайне ограниченное количество оружейных мастерских.

Что ожидают от современного разборного карабина? Естественно, удобной и быстрой разборки-сборки. Но карабин Take Down ни на что не годится, если после каждой разборки его необходимо заново пристреливать или если он не обеспечивает требуемой точности.

Итак, карабин Take Down компании Hausmann & Co под патрон .30-06 Springfield. Работа над конструкцией карабина началась с чистого листа. Было решено строить карабин вокруг затвора Mauser M 98. В мире есть несколько компаний, производящих такие затворы. Вторым компонентом, который компания не могла изготовить самостоятельно, был ствол. Он был куплен в компании Heym.

Была концепция, была решимость построить карабин Take Down, было абсолютно инновационное техническое решение (не знаю, вправе ли я рассказывать о нем, скажу только, что оно было подсказано креплением фрез в пятикоординатных станках с ЧПУ), были необходимые детали, а вот абсолютной уверенности в том, что им удастся реализовать задуманное, не было – хотя бы уже потому, что они прекрасно понимали, что даже решение Манфреда Орта не обеспечивает точную стрельбу из карабина Take Down после разборки-сборки. И все же молодые оружейники взялись за дело.

Потребовалось два года, чтобы воплотить идею в металле. Когда карабин был полностью собран, Флориан, горя от страсти, помчался в тир, словно на свидание, а Георг и Кристиан остались в мастерской – с нетерпением ждать возвращения Флориана. Флориан вернулся мрачнее тучи – можно было не спрашивать его о результатах первого отстрела. Он молча протянул мишень. Все изрядно взгрустнули, после чего Флориан расхохотался и протянул им другую мишень – он просто разыграл своих коллег!

Молодые оружейники сумели добиться точной стрельбы из созданного ими карабина. Они показали мне две мишени. По первой и второй мишеням было сделано по пять выстрелов. Но когда стреляли по первой мишени, то после каждого выстрела карабин разбирали и собирали. По второй мишени пять выстрелов было произведено без разборки карабина. Сравните: полученный результат впечатляет! (ФОТО!!!!!!!!!!) Стрельба велась обычными матчевыми патронами, что сразу показало хороший результат.

Как утверждает Кристиан Хаусманн, с технической точки зрения производство карабинов Take Down можно считать воплощением технического совершенства и высочайшей квалификации оружейников, берущихся за изготовление подобного оружия. И, видя результат отстрела, с ним нельзя не согласиться.

Вполне возможно, что оружейники компании Hausmann & Co возьмутся и за спортивное ружье. Во всяком случае я честно старался убедить их в целесообразности такого шага. Правда, Кристиан сказал, что изготовление спортивного оружия противоречит его философии. Век спортивного оружия, увы, недолог, а он хочет, чтобы оружие с маркой Hausmann & Co передавалось от деда к сыну, а затем к внуку.

 

Вместо заключения. Работа молодых оружейников компании Hausmann & Co была оценена по достоинству: карабин Take Down был куплен на выставке IWA в марте 2015 года. Только для сведения потенциальных покупателей: начальная цена карабина Hausmann & Co Take Down (без гравировки) составляет 25 тысяч евро. 

  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
a:2:{s:4:"TEXT";s:128:"

Автор: Андрей Угаров 
Фото: Компания Hausmann&Co 


";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№7 (94) 2020 №12 (51) 2016 №2 (101) 2021 №8 (119) 2022 №6 (69) 2018 №11 (62) 2017