Журнал

Хищничество волка – в прошлом и настоящем

Почему волку в России уделяют большое внимание?

Хищничество волка – в прошлом и настоящем

Во-первых, по абсолютной величине ущерба волк – важнейшее в хозяйственном отношении животное российской фауны. От его хищнической деятельности потери охотничьего и сельского хозяйства ежегодно составляют сотни миллионов рублей. Еще в 1877 году Л.П. Сабанеев пришел к выводу: «Волк, как это ни покажется странным и даже парадоксальным, занимает, бесспорно, первое место в ряду диких животных, имеющих значение в экономическом быту нашей родины». Через 90 лет профессор В.Г. Гептнер подтвердил эту оценку: «Действительно, по-видимому, можно сказать, что ни одно дикое животное не приносит столько пользы, сколько волк приносит вреда».

Во-вторых, волк высокоорганизованный и необычайно пластичный зверь. Он успешно адаптируется к новым условиям и к новым способам охоты на него. Люди беспощадно преследуют волка сотни лет. За это время исчезли многие виды животных, менее притеснявшихся человеком, но волку удается выживать!

С 1980-х годов в СССР начался очередной подъем численности волка. Продолжается он по сию пору. Этот подъем обусловлен несколькими причинами.

Первая, она же главная, – уменьшение охотничьего пресса на этого зверя, отсутствие поддерживаемой государством программы контроля его численности. Кроме того, волк успел «освоить» новые местообитания, вселился в тайгу и обширные лесные массивы вслед за антропогенными преобразованиями этих биотопов, а также за ставшими там многочисленными копытными.

Заметим, что волк очень гибко использует создаваемую человеком инфраструктуру – в том числе транспортную. Прежде в зимний период глубокий и рыхлый снег был непреодолимым препятствием для волка. Но теперь он передвигается в глубокоснежье по дорогам, связанным с лесным, нефте- и газовым промыслом, по колеям от техники высокой проходимости и следам снегоходов находит стоянки лосей, кабанов, благородных и лесных северных оленей и успешно на них охотится. Рацион волка изменился – основу добычи составляют дикие копытные, поэтому он нечасто появляется вблизи редких таежных деревень, обычно не нападает на коров, лошадей и овец. И тем самым стал не интересен охотникам и местным жителям. Численность волка в лесных регионах напрямую зависит от колебаний численности лося.

Второй зоной постоянного благополучного существования волка, как и прежде, остаются горные пространства страны, и в первую очередь регионы отгонного животноводства, приуроченные к малоснежным местообитаниям. Из горных и предгорных биотопов вслед за мигрирующими косулями и стадами домашних копытных, а иногда и независимо от них волки проникают в открытые локации, где обычно становятся добычей охотников на снегоходах и вертолетах.

А есть ли особенности (избирательность, предпочтения) хищничества волка среди домашних копытных?

Впервые материалы по ущербу, наносимому волками домашним животным, обобщил и опубликовал В.М. Лазаревский. Они посвящены 47 европейским губерниям, в которых от волков за 1873 год погибла 741 тысяча голов разного скота. В 1925 году погибли от хищных зверей в Сибири 1,6% от общего количества скота, или 225,5 тысяч.

На Алтае в период 1982-1983 годов проверялся каждый случай нападения волков на домашних животных. Волками зарезано 2890 животных. Лошади по-прежнему гибли от волков наиболее часто – в 3 раза чаще, чем коровы, в 2,2 раза чаще, чем козы и овцы(!), и в 1,3 раза – чем маралы и олени. В сравнении с 1920-ми годами лошади, козы и овцы погибали от волков в 24 раза реже, коровы – в 28, олени – в 44 раза. Очевидно, относительно лучше стали охраняться от волков крупный рогатый скот и олени. Лошади охранялись слабее всех животных. Их доля среди домашних копытных сократилась в 5 раз за счет многократного увеличения поголовья всех коз и овец, а также маралов и пятнистых оленей (с 1,5 до 26 тысяч). Общее поголовье домашних копытных увеличилось в 3 раза.

Сравнение процента убитых волком животных от их общего поголовья на Алтае в 20-е и 80-е года показало, что этот хищник теперь убивал домашних животных значительно реже, но соотношение величин добычи, несмотря на большие изменения структуры стада, изменилось в меньшей степени.

Заметим, что в сравнении с волком у медведя на Алтае в добыче больше коров, меньше лошадей и равная с волчьей доля овец и коз.

Избирательность добычи домашних животных в целом по России такова: наиболее часто от волка гибли лошади. Условия их содержания почти не изменились (скорее ухудшились). Лошади теряли от волков в 10 раз больше, чем крупный рогатый скот. Сравнительно часто, в 4 и 6 раз больше, чем КРС и свиньи, погибали от волков овцы и козы. В 20-е годы волк сравнительно равномерно «опромышлял» поголовье овец, коз и свиней. Нынешний спад связан с переводом свиноводства и молочного животноводства на промышленную основу.

За период с 1920 по 1980 год в РСФСР ущерб, причиняемый волками домашним животным, сократился в 50 раз, в том числе лошадям – в 12 раз, КРС – в 63, овцам и козам – в 30, свиньям – в 133 раза.

Это позволяет сделать вывод о доминировании в питании волка диких копытных.

Но какова ситуация с волком и уроном от него в настоящее время в целом по России?

В последние годы во многих регионах России численность волка и, соответственно, урон диким и домашним копытным продолжают увеличиваться. По данным государственного мониторинга, в 2015 году в стране имелось 55,5 тысяч волков, что на 30% больше, чем в 2005 году.

В 2001-2002 годах Минсельхозпрод оценивал ущерб от волка в 132-144 миллиона рублей. Однако ряд специалистов обоснованно полагают, что фактически он значительно больше. В Иркутской области, по разным методикам расчета, ежегодные потравы от волка составляют 270 миллионов рублей. В 2004 году ущерб от хищников только оленеводству Якутии составил около 30 миллионов рублей. В зимний период 2009-2010 годов он достиг 161,8 миллиона рублей. При этом диким копытным ущерб ежегодно составляет 465,7 миллиона рублей.

Расчеты показали, что добычей волка в стране ежегодно становится не менее 34 тысяч лосей, 14 тысяч диких северных оленей, 41 тысяча кабанов, 2700 тысяч зайцев, а бобров волки съедают в 14 раз больше (69,5 тысяч), чем добывают охотники. Помимо ущерба, причиняемого волком охотничьим животным, он сдерживает восстановление их поголовья (за исключением кабана). При заселении таежных угодий волк привнес в биоценозы ряд прежде неведомых там видов гельминтов, опасных человеку и диким животным. Поэтому охотоведы, охотпользователи, а также животноводы в зонах отгонного выпаса скота и северных оленей категорически настаивают на сокращении поголовья волка и предлагают активизировать его истребление за счет средств госбюджета, так как в Российской Федерации дикие животные – собственность государства.

Однако ряд специалистов приводят обоснованные сведения, что ущерб от хищничества волка преувеличен из-за его способности за один прием поглощать в 2-3 раза пищи больше, чем необходимо для насыщения, и привычки прятать ее излишки. Они считают, что фактическое потребление корма в течение года по сезонам изменяется в значительных размерах, от минимального в апреле-июле (1,2 килограмма) до 2 килограммов в августе. В связи с этими разногласиями среди ученых укажем, что в Беловежской Пуще в естественной среде волк съедает в среднем 5,6 килограмма в сутки, или в 2 раза больше, чем считают упомянутые ранее исследователи.

За длительный период сосуществования и эволюции копытные и волк взаимно адаптировались. Однако в многоснежные экстремальные для копытных зимы успешность хищничества волка значительно возрастает. Рожденные после такой зимы лоси ослаблены и в последующие зимы также значительно чаще гибнут от волка.

Однако возможности сохранения волка и интенсивного ведения охотничьего хозяйства на копытных все-таки есть. В качестве примера приводим 17-летний опыт в Угловском районе Алтайского края, где охотовед А.А. Котлов организовал реальную охрану диких животных, учеты их и волка, а также регулирование численности волка – в итоге там достигли наивысшей для края продуктивности угодий.

Но в последние десятилетия превалирует стремление к комплексной, всесторонней оценке роли волка. На первое место выступили принципы необходимости сохранения каждого вида, биологического разнообразия и устойчивой структуры экосистем. Доказана важность волка в ненарушенных экосистемах, где его хищничество оптимизирует соотношение растительных кормов и копытных животных. К тому же в их стадах хищничество волка оказывает селективное воздействие.

После истребления волка его место нередко занимают бродячие и дичающие собаки. Установлено, что из-за большей плотности населения такие собаки наносят значительный урон домашним и диким животным, создают проблемы в ветеринарии и здравоохранении как распространители опасных заболеваний.

Из всех случаев бешенства, зарегистрированных в России среди диких и домашних животных в период 2007-2011 годов, на долю волка приходится 0,4%, что составляет 96 случаев заболевания от общего числа (22 264).

В оценках роли волка наряду с утилитарным и экосистемным подходами возник третий – экологической этики, провозгласивший право любого вида на существование. Этот принцип дополняет концепцию сохранения биоразнообразия. Усилиями западных специалистов волк занесен в список животных, находящихся под угрозой исчезновения, определенных Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны (СITEC).

Несмотря на все вышесказанное, в России не сформирована научно обоснованная стратегия отношения к волку, нет эффективного управления ресурсами и размещением этого хищника, а его численность во многих регионах продолжает увеличиваться. Исследования волка проводятся лишь в нескольких районах страны, отдельными энтузиастами в порядке личной инициативы.

Среди первоочередных мер целесообразно:

– провести объективную оценку ущерба от волка охотничьим ресурсам и животноводству;

– определить оптимальные (или разработать новые) методики учета волка для различных регионов России;

– рассчитать дифференцированные показатели допустимой численности и плотности хищника для каждого региона;

– уточнить и выделить внутривидовые группировки волка с применением современных методов ДНК-анализа;

– обеспечить организационное, финансовое и научно-методическое сопровождение работы.

С целью минимизации ущерба, наносимого волком, и в то же время сохранения его генофонда необходимо разработать дифференцированные подходы к регулированию его численности в различных частях его российского ареала.

Для эффективной реализации указанных мероприятий считаем необходимым разработать и принять Министерством природных ресурсов и экологии России ведомственную целевую программу «Волк в Российской Федерации».

Текст: Александр Бондарев, Андрей Дежкин, Анатолий Новиков, Павел Павлов

Фото: © Depositphotos.com / Jearud


Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№8 (95) 2020 №4 (79) 2019 №10 (85) 2019 №6 (45) 2016 №12 (75) 2018 №9 (96) 2020