Журнал

Пулевая стрельба и реальная охота

На первый взгляд, трудно найти более далёкие друг от друга виды деятельности, нежели целевая стрельба из винтовки по неподвижной мишени и охота...  

Пулевая стрельба и реальная охота

Нет, безусловно, человек, не умеющий правильно навести марку прицела на мишень, удержать оружие в течение всего времени прицеливания и спуска, неспособный правильно выбрать и завершить спуск, вообще никуда не попадёт. Ни в лося или оленя, ни в лист бумаги, ни в гонг. Поэтому будем априори считать, что все существующие охотники владеют навыками целевой стрельбы на уровне начальной военной подготовки для 9–10 класса средней школы в 60–80-е годы XX века.

То есть базовая стрелковая подготовка у них имеется.

Нет-нет, вы не смейтесь: мы же обсуждаем некоего идеального сферического охотника в вакууме, а не странных людей, накупивших себе ружей и винтовок и выходящих в больших количествах на номера и вышки в охотничий сезон с твёрдым намерением добыть четвероногую добычу, хоть с копытами, хоть с когтями. То есть того человека с ружьём, который твёрдо вознамерился уверенно поражать из имеющегося из него оружия пулей и перепрыгивающего просеку секача; и вышедшего на овсы медведя; и сурка, только высунувшего кончик носа из норы в трёхстах метрах от охотника; и несущегося вверх по склону горы козерога…

Стало быть, наш охотник – это охотник, который собирается большую часть своей добычи брать с помощью пулевого охотничьего оружия в самых разных условиях и по самой разной дичи.

С базовым стрелковым образованием. Вот этим самым – из НВП. Лёг, прицелился, выжал спуск.

Выстрел. Выстрел. Ещё один выстрел. Потом ещё два, ибо некоторые методики предполагают четыре, а иные – пять выстрелов для определения кучности оружия.

После этого стрелок встаёт и со штангенциркулем идёт измерять расстояния между центрами пробоин, для того чтобы сравнить этот показатель с таким же показателем у соседа.

После чего затевается продолжительный спор на рубеже, в пивной или (что результативнее всего) в интернете об угловых минутах, технической кучности ствола, преимуществах «толстого» над «длинным», ортопедического приклада над прямым…

И, с точки зрения охотника, все эти дискуссии будут касаться попадания по пустому месту.

По пустому месту, ибо животное на нём стояло три секунды тому назад.

А сейчас – отпрыгнуло. Или убежало. Или скрылось за неровностью рельефа.

Поэтому, как только стрелок начинает относительно уверенно попадать по неподвижной мишени в ту зону, которую принято считать убойной, он начинает стараться тратить на прицеливание как можно меньше времени. Начинается эпизод в его стрелковой практике, когда он пытается добиться определённой скорострельности, пока не упирается в потолок, диктуемый его оружием и собственными физическими способностями.

А после этого стрелок открывает в себе способность к качественному росту в своей практике – возможностям выстрела по быстро движущейся или внезапно появляющейся цели с неожиданного угла и ракурса, при плохом освещении, на разных дистанциях и с меняющейся скоростью ветра.

Напоминает ли это вам о какой-либо спортивной дисциплине?

Да, безусловно.

О практической стрельбе. IPS, или International Practical Shooting.

Именно этот вид спорта, с моей точки зрения, в наибольшей степени соответствует реальным потребностям стрелка на охоте. Именно он приучает человека не гнаться за излишней кучностью, а адекватно реагировать на появление добычи, поражать её быстро, метко и, при необходимости, – догонять вторым выстрелом.

Заглянем в правила вида спорта «Практическая стрельба» по специализации «Карабин».

«Ценность соревнований по практической стрельбе определяется качеством стрелковых заданий, представленных в упражнениях. Упражнения должны быть спроектированы таким образом, чтобы прежде всего проверить стрелковое мастерство спортсменов, а не их физические способности.

Точность, мощность и скорость являются равноценными элементами практической стрельбы. Баланс упражнения определяется разнообразием стрелковых испытаний. Все эти три элемента должны равноценно сочетаться в дизайне упражнений и при проведении соревнований.

Стрелковые задания в практической стрельбе разнообразны. Не обязательно создавать совершенно новые упражнения для каждого соревнования. Но ни одно упражнение не должно повторяться часто, чтобы не стать критерием стрелкового мастерства.

Соревнования по практической стрельбе проводятся в вольном стиле. Спортсменам разрешено решать представленные стрелковые задачи по своему усмотрению и поражать мишени „по мере видимости“. Условия упражнения не должны обязывать спортсмена после стартового сигнала делать обязательные перезаряжания, принимать определённые положения, стойки или стрелковые позиции, за исключением указанного ниже. Однако могут быть созданы условия и построены барьеры и иные конструктивные ограничения, которые вынуждают спортсмена принять определённое положение, стойку или выбрать стрелковую позицию.

Соревнования по практической стрельбе отличаются сложностью при использовании мощного крупнокалиберного оружия в динамичной стрельбе. Для отражения соревновательного духа устанавливается минимальный фактор мощности патронов, который должны соблюдать все спортсмены».

На самом деле практическая стрельба является наименее формализованным и наиболее доступным для охотника видом спорта, прививающим навыки действий в реальных стрелковых ситуациях. Естественно, он также грешит ограничениями, характерными для спортивных состязаний в целом; но, положа руку на сердце, любой вид спорта, претендующий на мировой уровень, состоит из этих ограничений чуть более чем наполовину.

Однако если не замахиваться на самые вершины мастерства, IPSC была, есть и остаётся лучшим видом тренинга охотника-пулевика.

В частности, юго-восточное отделение МООиР раз в год проводит соревнования по пулевой стрельбе в условиях, приближенных к стрельбе на охоте с лабаза. Они включают в себя два этапа: дневной и ночной. Стрельба производится как из гладкоствольного, так и из нарезного оружия. Стрельба из гладкоствольного ведётся на дистанции 35 метров, из нарезного – 50 метров. Стрельба днём – с рук. По пять выстрелов. Стрельба ночью – карабин с рук, гладкое разрешается с упора.

 

Никто не желает попробовать?


  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
a:2:{s:4:"TEXT";s:115:"

Текст: Михаил Кречмар 
Фото: Юрий Полтавченко 

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№3 (30) 2015 №2 (17) Февраль 2014 №5 (32) 2015 №9 (96) 2020 №8 (71) 2018 №5 (116) 2022