Журнал

Открытие охоты в Крыму: как у всех… и у немногих

Открытие – это день, который ждёшь с момента закрытия. И чем он ближе, тем больше волнения на душе и переживаний. 

Открытие охоты в Крыму: как у всех… и у немногих

Всё ли готово – амуниция, боеприпасы, как пройдёт первая охота, каков будет последующий сезон, погода, как ещё раскроются питомцы, насколько позволит работа, семья, здоровье, в конце концов. С кем-то из коллег только и встречаешься, что в сезон охоты. С некоторыми вообще только в открытие или закрытие. Также зачастую новый сезон приносит и новые знакомства, и непременно – новый опыт и впечатления. И открытие для настоящего увлечённого охотника – это как «первый звонок» в школе, как точка отсчёта: символично и празднично! Только у всех по-разному.  

В моей жизни было уже три варианта открытия.

1. Без ружей. В нашем Судакском районе, где я делал свои первые шаги в охоте, она начиналась только к середине сентября, на перелётного перепела. До этого охотиться было не на кого. Куда-то далеко выезжать было не принято. Да и по сравнению с теми охотами на высыпках августовские охоты в других местах были даже не полумерами. Открытие – на месяц раньше, в августе. Поэтому собирались своим коллективом где-то на природе, варили шурпу, жарили мясо и общались в праздничной атмосфере на околоохотничьи темы. Разъезжались и ждали первой высыпки. Это было по-своему интересно и познавательно.

2. Утка! Самый массовый вариант открытия. Ну, тут всё более-менее стандартно: заезжали с вечера перед открытием на «рыбное» место и открывались. Лично для меня этот вариант был самым скоротечным, и по объективным причинам. Утка на открытие у нас местная, «сухая». Комарьё. Высокая плотность охотников на квадратный метр. Добровольное шатание по грязи в условиях ограниченной видимости и крайней небезопасности – это на любителя!

3. Горлица, вяхирь. То, на чём я остановился сейчас, и от всей души благодарю людей, впервые пригласивших меня на открытие на эту охоту! Всё тогда сложилось крайне удачно: и компания, и погода, и отведённое под меня место для засидки, и лёт голубя, и первый супчик – и вот который год я уже не представляю себе иного варианта открытия и, в свою очередь, стараюсь приобщать других охотников к «правильному» времяпрепровождению.

А зацепила она меня своей подготовительной сложностью. Ведь сама охота уже достаточно примитивна: в начале сезона голубь ещё не такой осторожный, летает сравнительно медленно и прямолинейно, для успешной охоты хватает и небольшого количества простых чучел-манков и не требуется никаких музыкально-духовых умений. (Всё это, конечно же, не относится к горлице, но этот объект охоты лично для меня второстепенен, хотя её скорость и траектория полёта более интересны.) Главное – находиться в правильном месте, на пролёте, не суетиться и метко стрелять. Так и было у меня, в моё первое открытие: семь чучел и кусок маскировочной сети. Место мне определили и стульчик выдали. За утро закрыл норму и охоту не прочувствовал. В следующем году всё повторилось, но без должной разведки и, соответственно, без особого результата: за день до открытия мы заехали на то же место, но поздновато. Увидели отлёт с кормёжки вяхиря и понадеялись на лёт прошлого года. Но всё прошло диаметрально противоположно: голубя было мало, и летал он не там. В итоге пришлось по ходу дела корректироваться на местности. В поисках добычи охота затянулась: на солнцепёке все перегрелись, и результат был близок к нулевому. И вот тут-то смысл этой охоты для меня и раскрылся! Больше таких ошибок мы не повторяем. Теперь вся разведка начинается как минимум за неделю до открытия. Объезжаются все угодья, согласно карте с границами угодий. Отмечаются все перспективные места, которые посещаются ещё дополнительно, контрольно, непосредственно перед открытием. А самые богатые – даже дважды: утром и вечером, так как кормится голубь массово дважды в день. Засекается время начала и конца утреннего и вечернего лёта, откуда и куда летят, учитываются погода, ветер, дополнительно отмечаются трассы дневного пролёта, днёвки и ближайшие водопои. Заодно делаются заметки и на последующий сезон: как изменились угодья, что с лесами, водой, что где посеяли, в каком состоянии кормовая база и где можно будет потом поискать другую дичь. Зачастую в это время кое-где уже слышны и перепелиные трели. Отличное дополнение для начала охотничьего сезона!

Успешно охотиться на голубя можно в месте его выхода из леса, с ночёвки, или по возвращении в лес. На пролёте – на его «трассе». На месте кормления, а также у водопоя. Лучше всего (и этичнее) охотиться в месте его кормёжки. Так вы не испортите охоту другим охотникам и сведёте стрельбу на запредельные дистанции к минимуму. Уже потом, в сезон, выбор места не будет иметь такого значения: птица станет запредельно осторожна, богатых кормовых полей будет минимум, разнообразие охот на более доступную дичь больше, и, соответственно, охотников на голубя ничтожно мало. Но это же открытие!

После тщательной разведки определяется место для разбивки лагеря и «номеров» – засидок-скрадков на голубя, согласно количеству участвующих в охоте и с учётом потенциальных «конкурентов». Компания обычно у нас собирается небольшая – от двух до пяти человек, а место выбирается в идеале в непосредственной близости от перепелиных полей, для большего разнообразия и возможностей в день охоты. Рассчитываются провиант и материальное обеспечение: палатки, спальники, столы, посуда, фото-видео и источники питания, и всё, что ещё необходимо для такой затяжной вылазки. И вот: вечерний заезд, кухня, дружеские посиделки у костра под открытым летним небом, чистый свежий воздух и предвкушение предстоящей охоты. Некоторые с вечера готовят свои скрадки, чтобы утром по тёмному не терять время, другие отдыхают, чтобы быть бодрыми и меткими и не мазать на своей огневой точке. Но всех объединяет чувство праздника начавшегося сезона и… ранний утренний подъём! Лучше всего с вечера познакомиться с «соседями», если они есть, и выяснить взаимное расположение, во избежание утренних недоразумений. Утром, ещё затемно, все занимают свои места, завершают обустройство своей засады и расстановку чучел-манков, и замирают в ожидании первых налётов и первых выстрелов. И вот он – момент, когда всё начинается! С первыми выстрелами усидеть на месте становится многократно сложнее, и ритм сердцебиения возрастает. Каждая тень и движение вызывают повышенный интерес, но шевелить можно в основном только глазами. Вскоре появляются первые лесные гиганты с белыми шевронами на крыльях. Нередко перед их появлением в поле зрения сначала слышится шум крыльев. И очень желательно уметь ориентироваться по этому шуму, чтобы вовремя определить направление полёта и произвести своевременный выстрел. При должной маскировке и выдержке охотника голуби нередко садятся прямо в чучела. Мне удавалось посадить целые стайки в районе 7–15 птиц (в начале сезона они, в основном, ещё небольшие, но держатся довольно близко друг к другу и на кормёжке сбиваются в очень большие группы – за 100 и более голов). Голубь, наверное, в зависимости от степени его беспокойства в месте охоты, бывает то безрассудно беспечный, спокойно пролетая в пяти метрах над головой над полностью демаскированным охотником, стоящим прямо на открытой местности, и не особо опасаясь движений, то по-гусиному настороже, когда облетает тебя за сто метров, кажется, полностью замаскированного. Всякое бывает и ко всему нужно быть готовым.

Также стоит учитывать и возможных «соседей» – коллег по увлечению – с низкой культурой охоты (как это часто бывает и на любых других видах активного отдыха). Был у нас такой случай: уже на позициях, только рассвело, лёт может начаться в любое мгновение. Тишину нарушает шум авто, которое подвозит пару охотников и останавливается прямо возле моего напарника. Напарник выходит из укрытия и объясняет им, что это место занято, показывает, где нахожусь я и остальные наши ребята. «Охотники» понятно кивают, напарник возвращается на своё место. А «охотники» бросают свою машину, не особо её маскируя, и располагаются прямо между нами. Более того, в светлых своих рубашках надевают, стоя на открытом пространстве, патронташи, громко разговаривают, шатаясь взад-вперёд, и в конце концов просто ложатся на землю, на бочок, и дальше нарушают тишину утреннего рассвета своими громогласными беседами и гоготом. Голубь задерживается… Тут я краем глаза вижу, что один из «охотников» идёт по краю поля, пригнувшись, в мою сторону. Периодически останавливаясь, приподнимается до определённого уровня, потом резко пригибается и крадётся дальше. Я начинаю всматриваться в небо, туда же, куда и он – ничего не видно. Снова на него, снова в горизонт – ничего не понимаю! Тем временем мужчина подошёл уже неприлично близко, и только я было хотел ему сказать, что хватит мельтешить и чтобы он шёл… на исходную, смотрю: медленно вытягивает ружьё, выпрямляется, целится и… в тот момент, когда меня осенило, стреляет по моим же чучелам!!! Несколько штук падает, а у меня громко вырывается: «Что ж ты вытворяешь, паразит!» Мужик вскрикивает и, аки ниндзя, скрывается за столбом им же поднятой с дороги пыли. Огорчению моему нет предела. Иду поправляю чучела, передаю по рации информацию о наших соседях, осматриваю повреждения и отдалённо слышу, как напарник уже отчитывает горе-наёмника из Страны восходящего солнца за его проделки. Но это их не успокоило, и позже, после первых налётов, эти мужики пару раз ещё стреляли в нашу сторону и прибегали за сбитыми нами голубями. Охотиться становилось всё более нервозно и небезопасно. Поэтому пришлось подойти и выставить им счёт за испорченные чучела. Мужики поспешили уехать (видимо, за деньгами).

В другой раз, расположившись внутри небольшого поля, в лежачем скрадке, я был окружён со всех сторон большой группой «зенитчиков», которые просто не дали голубям зайти на их место и те в итоге сменили поле (охотникам на гуся такая ситуация должна быть знакома).

Касаемо маскировки – тут никаких особенностей: как я уже отмечал, иногда достаточно просто находиться в нужном месте, где голубь непуганый, и результат будет. Я часто наблюдаю охотников, бродящих вдоль посадок или «челночащих» по полю подсолнуха и стреляющих по потерявшим бдительность на днёвке или просто по пролетающим мимо голубям. В большинстве случаев достаточно стульчика, нескольких упоров по всему периметру или в определённом секторе и натянутой между ними маскировочной сетки. Крайне желательно маскировать лицо и быть недвижимым вплоть до вскидки. Однажды, сидя на номере, я долго не мог дождаться налёта и пропустил его сзади. Несколько голубей уселись отдыхать за моей спиной, в пределах выстрела, о чём я узнал по рации. Крайне медленно повернув голову, я в этом убедился. Следующие минут десять, которые для меня были вечностью, я разворачивался с ружьём под выстрел. Если бы в тот момент я попытался вскочить или резко развернуться, вяхирь абсолютно точно не дал бы мне шанса произвести прицельный выстрел.

Теперь на такой охоте я чаще всего использую рюкзак-скрадок Run-N-Gunner фирмы HardCore. В него помещаются все мои чучела, маскировочная сеть, фонарики, футляры от очков и прочие мелочи. Удобно передвигаться по угодьям. Я мобилен и могу быстро устроиться практически на любой местности. Единственный минус – это ограниченная видимость и время на реакцию в лежачем положении, особенно при налёте сзади. При охоте на кормёжке, когда голуби охотно идут в чучела, это вообще не проблема. А в остальных случаях можно быстро скорректировать сектор стрельбы в направлении наиболее активного и не особо обращать внимание на другие сектора. Собака тоже приучена находиться со мной в скрадке. Так её легче контролировать, и по большей части пёс дремлет всё время в перерывах между выстрелами. К слову, собака на этой охоте, как и на большинстве других, очень помогает, хотя я часто наблюдаю охотников и без собак. Единственное, пёс должен быть приучен к «месту» и подаче по команде, иначе он испортит всю охоту. Регулярно занимайтесь со своими собаками!

Перед самим открытием неплохо посетить стенд, также вместе с питомцем: и самому потренироваться перед открытием – освежить рефлексы, и собаке настроить и успокоить нервную систему, если в межсезонье выстрелов она не слышит. Пёс очень помогает в доборе подранков. По моим наблюдениям, вяхирь очень крепок на рану, и часто после, казалось бы, точного попадания найти его без собаки не представляется возможным. Держите собак!

После утреннего лёта активность резко спадает. Очень редко могут пролетать одиночки или небольшие стайки, возможно, потревоженные в другом месте. Так что это время можно использовать для обеда, отдыха и спасения от летней жары, что мы и делаем в большинстве случаев. И, конечно же, варим долгожданный супчик из только что добытых трофеев! Ближе к вечеру начинается вторая волна лёта, которую можно использовать для добора нормы или сместиться уже на перепелиные поля, при их наличии, и дать поработать своей легавой: она вам будет благодарна (даже если перепела вы и не найдёте). У кого есть время, силы и возможность, остаются и на второй день, так как подобных охот уже, скорее всего, до следующего открытия не будет. Большинство же едут домой с приятной усталостью в теле, воодушевлённые и счастливые – всё-таки сезон уже начался!

Охотьтесь правильно!

  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
a:2:{s:4:"TEXT";s:82:"

Текст и фото: Олег Смолов

";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№1.2015 №3 (30) 2015 №8 (35) 2015 №4 (115) 2022 №6 (45) 2016 №10 (97) 2020