Браконьерство на территории нынешней Республики Беларусь имеет столь же древнюю историю, как и охота. Если быть точным, то явление это появилось сразу же, как были предприняты первые попытки каким-либо образом регламентировать правила охоты. " /> Белоруссия. Госинспекция против браконьеров - №11, Ноябрь, 2013. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Белоруссия. Госинспекция против браконьеров

Браконьерство на территории нынешней Республики Беларусь имеет столь же древнюю историю, как и охота. Если быть точным, то явление это появилось сразу же, как были предприняты первые попытки каким-либо образом регламентировать правила охоты.

Белоруссия. Госинспекция против браконьеров

Автор монографии «Бѣловѣжская пуща. Ея историческій очеркъ, современное охотничье хозяйство и Высочайшія охоты въ Пущѣ» Георгий Карцов пишет: «Местные жители, проживающие в Беловежской пуще, испокон веков живут за счет леса, одна часть занимается его охраной, другая часть работает для леса, а третья часть браконьерничает в лесу. Причем нередко один и тот же крестьянин промышляет сразу тремя указанными промыслами».

По наблюдениям Г. Карцова, в Беловежской пуще браконьеры промышляли обычно при помощи безружейной охоты, «хотя вооружены почти все крестьяне, много ружей, в основном кремневых, попрятано в хлевах и клетях еще с последнего польского восстания».

Однако для отлова крупных копытных – оленей, лосей и зубров – крестьяне пользовались чаще всего «волчьими ямами». А иногда зимой выгоняли зверей на лед рек, на котором те становились неуверенными, медлительными, а порой и вовсе беспомощными, и, собравшись толпой, забивали их дубьем.

Впрочем, развитие и способы браконьерской охоты на территории Беловежской пущи – не цель нашего сегодняшнего рассказа.

О том, что браконьеры будут существовать до тех пор, пока в лесах не изведется дичь, а в водах не исчезнет рыба, знают все. А вот сколько будет браконьеров и насколько серьезен будет вред, который они причинят, полностью зависит от тех государственных органов, что с браконьерством борются.

В Беларуси таким органом является Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при президенте, известная в обиходе как Госинспекция. Это самостоятельная организация, сотрудники которой осуществляют охрану угодий от браконьеров и проводят надзорную и профилактическую деятельность.

В этом году Госинспекция отметила свое десятилетие. Она была создана в 2003 году, когда из-за разгула браконьерства возникла острая необходимость взять под особый контроль вопросы охоты и рыболовства. До этого охранно-инспекционную деятельность на территориях угодий и акваториях водоемов проводили несколько организаций, облаченных различными, порой довольно мутными полномочиями. Но, как говорится, «у семи нянек дитя без глазу». Браконьеры с каждым месяцем становились наглее и изощреннее, на местах процветало кумовство, местные «шишки» могли позволить себе в лесах и на водоемах все что угодно.

Поэтому волевым решением властей была создана единая и единственная организация с самыми широкими обязанностями и полномочиями, вооруженная и практически военизированная, со строгой иерархией, единоначалием и, что самое главное, никоим образом не подчиненная местным властям.

Началась самая настоящая «зачистка» белорусских угодий от правонарушителей.

В начале работы у госинспекторов было действительно очень много, выявлялось около 25 тысяч нарушений в год, но сейчас эта цифра снизилась более чем вдвое – до 11 тысяч. За 10 лет работы сотрудники Госинспекции изъяли более 2,5 тысяч единиц незарегистрированного оружия (за 9 месяцев этого года – 127 штук).

В Госинспекции однозначно заявляют, что процесс массового бесконтрольного браконьерства остановлен. Как вы понимаете, декларировать можно все что угодно, однако, бывая по работе во многих белорусских угодьях, могу заявить, что, действительно, браконьер нынче зверь достаточно редкий. Если в охотугодьях они и раньше успешно «шифровались», то на водоемах народу с «экранами», «пауками», острогами и прочими более серьезными агрегатами было предостаточно, причем они не слишком прятались. Сейчас они стали редкостью. И прячутся!

Глядя на работу Госинспекции извне, можно отметить, что «отработка сигналов» – это сейчас чуть ли не основной способ их деятельности. Все сейчас с мобильными телефонами, и почти у всех охотников (а интересовался я у многих) в список телефонных контактов забит номер «Горячей линии» Госинспекции.

Ваш покорный слуга на себе однажды испытал скорость поступления «сигнала» от местного населения и быстроту появления инспекторов.

Однажды я решил пройтись по быстрой лесной речке, в которой водится форель, с металлодетектором. Хотел «пошарить» по местам, где когда-то орудовали контрабандисты, в поисках монет. Побродил с прибором я ровно 20 минут. Трое молодых людей, один из которых был вооружен автоматом, появились из ниоткуда. Они представились и поинтересовались, чем я занимаюсь. Оказалось – поступил сигнал от местных. Им позвонили и сообщили, что, дескать, какой-то тип, похоже с «электроудочкой», внаглую воду цедит. Разобрались быстро и расстались по-приятельски, однако скорость реакции удивила.

Как сообщили в Госинспекции, в настоящее время ее работа по большей части ориентирована на выявление и пресечение наиболее серьезных замаскированных правонарушений с причинением крупного ущерба окружающей среде.

Что касается нарушений «Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты», то в этом году им было уделено особо пристальное внимание. С начала года таких нарушений выявлено около тысячи (947). Фиксировались даже мелкие нарушения (например, неправильное оформление охотничьей путевки), которые, как показывает практика, в большинстве случаев являются предвестниками более серьезных проступков. При этом проверке подвергались как охотники, так и охотпользователи.

В новой редакции «Правил», которые вот-вот вступят в силу в Беларуси, по инициативе Госинспекции будет конкретизирован термин «охота»: то есть к охоте будет приравнено нахождение с добычей в местах обитания диких животных. Из-за отсутствия этой нормы в «Правилах» сегодня трудно доказать, что браконьер действительно добыл зверя, а не подобрал тушу в лесу.

Одно из новшеств – увеличение в три раза таксы, применяемой для расчета размера вреда, причиненного природе в результате незаконной охоты и рыбалки, чтобы нарушитель мог ощутить тяжесть наказания. Пока же такса за незаконную добычу, например, лося составляет 95 базовых величин, или 12 миллионов 350 тысяч белорусских рублей (эквивалентно 44 тысячам российских рублей). Практика показывает: многие нарушители вносят эту сумму еще до суда, буквально через несколько дней после задержания.

За нарушение «Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты», а также за незаконную охоту в Республике Беларусь предусмотрено как административное, так и уголовное наказание: от штрафа до лишения свободы сроком на 6 лет, в зависимости от тяжести совершенного противоправного деяния. При этом может быть конфисковано как орудие преступления, то есть охотничье оружие, так и транспортное средство, если оно явилось средством совершения правонарушения.

Возможность ощутимо наказать браконьера есть и сейчас, однако это во многом зависит от лояльности суда. Так, недавно Лидский районный суд вынес приговор в отношении браконьера, задержанного госинспекторами охраны животного и растительного мира в марте этого года. Мужчина обвинялся в незаконной охоте, в результате которой был добыт кабан-сеголеток. Тушу животного нарушитель и его товарищи перевозили в багажнике автомобиля, там же прятали охотничьих собак.

Кроме возмещения вреда (60 базовых величин), суд назначил браконьеру наказание в виде штрафа в размере 150 базовых величин, а также постановил конфисковать в доход государства охотничье ружье и автомобиль «Ауди», являющиеся, соответственно, орудием и средством совершения преступления.

В настоящее время продолжается судебный процесс над браконьерами-россиянами, которые были задержаны на территории Гомельской области весной этого года. Группа охотников на трех снегоходах незаконно добыла лося и дикого кабана. При задержании мужчины оказали неповиновение и, поскольку их снегоход был поврежден, пытались завладеть служебным снегоходом Госинспекции, чтобы скрыться. Это не первый случай, когда россиян задерживают по подозрению в незаконной охоте на территории Беларуси. Сведения о них передаются в соответствующие природоохранные структуры Российской Федерации.


Текст: Александр Очеретний
Фото: Госинспекция охраны животного и растительного мира РБ


Редакция благодарит пресс-секретаря Госинспекции охраны животного и растительного мира при президенте РБ Ольгу Громович за помощь в подготовке материала.


Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№9, Сентябрь. 2012 №11 Ноябрь 2014 №8 (95) 2020 №4 (31) 2015 №6 (21) Июнь 2014 №3 (78) 2019