Журнал

На краю земли

Ежегодно мы отправляем охотников на охоту в Заполярье, и я с удовольствием расскажу, как мы это делаем... 

На краю земли

Мало есть на свете столь же волнительных для охотника звуков, как гомон гусиной стаи где-то в поднебесье. Как много самых разных ощущений рождает эта песня! Весной, встречая долгожданный клинышек, чувствуешь радостное предвкушение, надежду на новые выезды в поле; осенью, провожая старых знакомых на юг, задумываешься о бренности всего сущего и всегда немного грустишь. Так уж как-то получается, что гусиные охоты настраивают на необыкновенно философский лад.

Впрочем, бог с ней, философией и тихой грустью. «Куда ж ты летишь, родимый?» – вот о чём думается охотнику, если не в первую, то уж во вторую очередь точно. Где они только не пролетают: дельта Волги, Калмыкия, Поволжье, Урал, Западная Сибирь. Или другая ветвь, идущая с Северного моря: Белоруссия, Центральная Россия, Карелия, Архангельская область. Но ведь куда-то же они, в конце концов, долетают? Где-то же они, наконец, останавливаются? Да, долетают и останавливаются. Есть такие заветные места, и находятся они на самом краю земли, на побережье Северного Ледовитого океана и его островах.

Как известно, гусь – птица очень осторожная. И для своего летнего гнездования она выбирает места, представляющие наименьшую опасность в плане хищников. Угодья, где проходит охота, это та самая «тундра без края». Места эти кажутся совершенно непригодными для жизни человека. Вот именно это гусю и нужно – чтобы не было там никого, поскольку именно в таких условиях они могут спокойно прокормиться и вывести потомство.

Ежегодно охотники с нашей помощью отправляются на охоту в Заполярье, и я с удовольствием расскажу, как мы это делаем. Из более чем семи тысяч километров арктического побережья мы вот уже много лет выбираем в качестве основного места Ненецкий автономный округ. Здесь проходит один из основных путей пролёта гусей в Арктике. Весной ненецкие тундры оживают после долгой зимы и вновь становятся домом для многотысячных стай, возвращающихся с юга. На побережье Баренцева моря в районе полуострова Канин, Чёшской губы, устья Печоры ежегодно в огромных количествах гнездует белощёкая казарка, гуменник, белолобый гусь.

 На краю земли

Два главных преимущества этого региона – это, с одной стороны, изобилие дичи, а с другой – отсутствие других охотников. Здесь нет конкурентов-«зенитчиков», а места для охоты находятся на расстоянии от двухсот метров до пары километров от дома. Приходилось даже слышать жалобы на неспортивность такой охоты, дескать, ну что это такое – вышел и набил себе кучу. Это, конечно, не так, ведь факторы везения, погоды и умения никто не отменял. И тем не менее это действительно эксклюзивная охота, которая стоит потраченных на неё денег и времени. Также важным фактором выбора этого района является сравнительная простота (в сравнении с Таймыром или Якутией) транспортной схемы. Пара часов на самолёте до Архангельска или Нарьян-Мара и далее от 45 минут до 2,5 часов на вертолёте в зависимости от выбранной базы.

Охота проходит как весной (май), так и осенью (сентябрь). Мне лично осень больше нравится: и ходить по тундре проще, и на рыбалку слетать можно на один-два дня. Впрочем, весной пролёт гораздо более собранный, концентрированный. И если весной с пролётом повезло, то вот такую охоту будешь вспоминать ещё долго. Первые гуси появляются в первых числах мая, и это, как правило, гуменник, а за ним прилетают белолобый гусь и белощёкая казарка.

При перелётах птицы, как правило, придерживаются береговой линии или полосы приморской тундры шириной один-два километра. Отдыхают гуси в так называемых лайдах – устьях рек, находящихся в приливно-отливной зоне. Вот в их окрестностях и располагаются стрелки. Ещё одна отличительная черта этой охоты в том, что привычная для охотников на гуся многоуровневая система маскировки тут, в общем-то, не очень и нужна, достаточно обычной камуфляжной одежды и белых маскхалатов. Мне не приходилось встречать серьёзных укрытий, врытых в землю (слишком близко вода), хотя и здесь используются скрадки, укрытые мешковиной или фанерой тёмного цвета. Бывают засидки, сделанные в виде недостроенного снежного иглу или вообще из пустых железных бочек, которых птицы совсем не боятся. Профили и полноразмерные чучела, конечно, используются. Также можно использовать и добытых гусей, которых ставят рядом с профилями. К ним, как правило, подсаживается местный гусь, ходовой гусь обычно проходит мимо, приземляясь в случае непогоды либо если собрался отдыхать или кормиться.

 На краю земли

Но самая прелесть местной охоты заключается в том, что можно обойтись вообще без скрадков и профилей. Количество пролетающей птицы позволяет охотнику не сидеть в одном положении в скрадке, а постоянно перемещаться в поисках наилучшего места. У гусей тоже есть свои излюбленные места пролёта на лайду, на берег, снижения, прохода между бугров и сопок. Если охотник правильно определил это место и гуся достаточно много, то охота почти наверняка будет удачной. Ходовая охота в тундре, там, где гусь летит очень низко, иногда практически на уровне головы человека, пожалуй, самая азартная. Услышав звук налетающего гуся, нужно просто вовремя опуститься на колени, спрятать голову за ближайшую кочку и дождаться налетающую стаю.

Быт охотников в Заполярье неприхотлив. В качестве места размещения, как правило, используются дома рыбопромысловиков или заброшенные метеостанции. Абсолютно всё привозится с большой земли: не только дрова для печки, но даже и питьевая вода – потому что здесь она уже солёная и мутная. Конечно, дома отремонтированы и приведены в порядок, с гостями приезжает повар, на кроватях лежат матрасы с постельным бельём, но всё же не стоит многого ждать от инфраструктуры, используемой суммарно месяц в году. В лучших местах есть баня и отдельная столовая. Особый шик – когда на базе есть вездеход типа «Арго»: это очень помогает разбрасывать охотников по тундре, а потом собирать их с трофеями.

Стоит упомянуть и о трудностях. Прежде всего, это погода. Да, даже в таких обетованных краях, где в хорошее время гуси заполоняют всё небо вокруг, погода может всё испортить. Не раз и не два бывали ситуации, когда приехали охотники на стандартные 5 дней охоты, а в первый же день – сильный северо-восточный ветер, пурга. Три дня после этого – ни одной птицы, гусь сидит прижатый где-то на расстоянии дневного перелёта. Все расстроенные и злые, из спутникового телефона такое несётся... 4-й день – первые разведчики, взяли двух. Настроение ниже плинтуса. 5-й день, уже улетать. С утра – всё небо в гусях, за несколько часов все отстреливают свою норму, фото, смех, шутки, «на кровях». Бывает и такое. Нужно быть готовым к тому, что гуси не подчиняются указам чиновников об открытии охоты, у них своё расписание.

 На краю земли

Другая сложность заключается в том, что это дорогое удовольствие, потому что заброска туда идёт вертолётом, а сезон – всего лишь месяц в году. К тому же эта охота подходит исключительно для однородных групп – не станешь же селить совершенно незнакомых людей в одной комнате. Конечно, можно поехать вдвоём и заплатить за шесть других охотников, которые не поехали (обычный размер группы – 8 чел.), но таких желающих находится немного.

Выбирая принимающую сторону, будьте внимательны. Странно, но почему-то именно среди предлагающих гусиную охоту мне попадалось максимальное количество непрофессионалов, нелегалов-браконьеров и просто мошенников и алкоголиков. Был у нас в самом начале опыт работы с таким. «Женя, а где баня-то?» – спрашиваю. «Да вон она», – покачиваясь на пьяных ногах, говорит мне «аутфитер», показывая на занесённый до крыши домик на другом берегу речки, на который невозможно перебраться. «А топили её давно?» – «Давно, года три назад». – «Да как же так, твою-растак?!» – «Ну, ты же спрашивал, есть ли баня, я и ответил – есть, а топится она или нет, ты не спрашивал». Эх, много воды утекло с тех пор, стал умнее и осторожнее. Совсем как гусь. Теперь у нас такие партнёры на местах, что практически ресторанное меню в тундре обеспечивают.

Отдельная история – перевозка патронов. Гусиная охота, как и многие другие охоты на пернатых, скажем, на голубей в Аргентине или на фазанов-куропаток в Чехии, подразумевает интенсивную стрельбу. Любят гусятники побахать от души, что уж там церемониться в выражениях. «От души» – это никак не меньше трёхсот патронов на человека, учитывая расход многозарядных полуавтоматических ружей. Довезти такое количество патронов не так-то просто. Если заброска ведётся через Нарьян-Мар, то это проблема. Самолётом вам разрешат провезти максимум 5 кг патронов, больше САБ не пропустит. Купить в Нарьян-Маре... негде. Верится с трудом, но охотничьего магазина там нет. Как они там тогда оказываются? Ну, это не для прессы. Так или иначе, это одна из существенных причин, по которым мы любим работать через Архангельск. Хочешь – покупай на месте в одном из магазинов, хочешь – привози свои любимые и проверенные боеприпасы на машине.

Наконец, не стоит забывать, что район проведения охоты находится в погранзоне. С получением разрешения стало полегче в последние годы, но это всё ещё непросто сделать самому. Впрочем, для этого и существует принимающая сторона, решающая все эти задачи.

Закончу свою статью искренним пожеланием всем хотя бы раз оказаться в Заполярье на гусиной охоте, хоть весной, хоть осенью. Уверяю: вам на всю жизнь запомнится этот удивительный край мира, тундра, Студёное море, свист ветра и тысячные стаи гусей в низком северном небе.

  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
a:2:{s:4:"TEXT";s:594:"

Текст: Константин Самохин, нач. отдела «Охота. Рыбалка. Экспедиции» компании «Содис»

Фото: Ринат Мустафин, Виктор Кузерин 

";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№12 (51) 2016 №9 (132) 2023 №01 (136) 2024 №8 (131) 2023 №11, Ноябрь. 2012 №10 (97) 2020