Во время чемпионата мира по компакт-спортингу, который проходил в Петербурге в августе прошлого года, мой хороший знакомый, владелец стендового комплекса на Кипре, сказал, что в одном из эмиратов начата подготовка к крупному международному турниру по спортингу с весьма значительным призовым фондом, и задал вопрос: насколько участие в таком турнире будет интересно российским стрелкам?  " /> Турнир №1 - №5 (20) Май 2014 . Русский Охотничий Журнал
Журнал

Турнир №1

Во время чемпионата мира по компакт-спортингу, который проходил в Петербурге в августе прошлого года, мой хороший знакомый, владелец стендового комплекса на Кипре, сказал, что в одном из эмиратов начата подготовка к крупному международному турниру по спортингу с весьма значительным призовым фондом, и задал вопрос: насколько участие в таком турнире будет интересно российским стрелкам? 

Турнир №1

По его словам, он как раз и приехал в Петербург, чтобы пригласить их принять участие в соревнованиях.

Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы прийти к логическому заключению: такой турнир мог проводиться либо в Абу-Даби, где ежегодно проходит крупнейшая мировая охотничья выставка Adihex, либо в Дубае, где член правящей династии шейх Ахмед Хашер аль Мактум является олимпийским чемпионом в дубль-трапе. Первая в истории ОАЭ золотая олимпийская медаль была завоевана им в Афинах в 2004 году. После ухода из спорта в 2008 году (на Олимпиаде в Пекине он был только 30-м) шейх Ахмед перешел на тренерскую работу – именно он привел к победе на Олимпиаде в Лондоне англичанина Питера Уилсона. В последнее время шейх Ахмед ведет колоссальную работу по пропаганде стрелкового спорта в ОАЭ (на сегодняшний день в Дубае лишь 25 спортсменов занимаются стендовой стрельбой, один из них, шейх Саид бен Мактум аль Мактум, кстати, стреляет на круглом стенде из горизонталки (!) Perazzi) и привлечению детей в занятия этим видом спорта. (Не знаю, была ли возможность у стрелков обратить внимание на флаги, украшавшие дорогу к стенду и сам стенд, но на некоторых из них, помимо логотипа стенда, были еще олимпийские кольца и надпись «Воспитывая будущих чемпионов».) Кто, кроме шейха Ахмеда, мог выступить с предложением провести подобный турнир? Кто, кроме него, мог добиться решения множества вопросов, связанных с приездом стрелков из разных стран мира в Дубай? Спустя некоторое время, когда появилась официальная информация о сроках и месте проведения турнира, стало ясно: мое предположение, что инициатором турнира был шейх Ахмед, оказалось верным.

Оргкомитет чемпионата мира по спортингу в пригороде Дубая Над аль Шеба (именно такой статус был присвоен турниру) возглавил кронпринц эмирата Дубай и председатель совета по спорту шейх Хамдан бин Мохаммед бин Рашид аль Мактум. Вполне возможно, что грандам мирового спортинга были отправлены персональные приглашения и для них были зарезервированы места в турнирной таблице, но тем и хорош спортинг, что любой стрелок независимо от положения, которое он занимает в мировом рейтинге, может принять участие в любом турнире (после уплаты стартового взноса и регистрации). Оргкомитет турнира исходил из предположения, что в турнире могут пожелать принять участие до тысячи стрелков. Следует, однако, отметить, что, несмотря на такой масштаб, соревнования не были включены в официальный календарь FITASC, согласно которому чемпионат мира по спортингу пройдет в Португалии в июле. По неподтвержденной информации, руководство FITASC вначале неодобрительно отнеслось к идее проведения еще одного «чемпионата мира», но потом консенсус был найден, стороны пришли к взаимопониманию и, более того, президент FITASC Жан-Франсуа Палинкас даже принял участие в турнире в Над аль Шеба.

Организаторы объявили, что стартовый взнос, уплаченный при регистрации, будет возвращен спортсмену при его прибытии на турнир. Более того, оргкомитет позаботился и о патронах – всем участникам предлагалось стрелять одним и тем же патроном компании Romana Munizioni с навеской 28 граммов дроби №7,5 (диаметр дроби 2,3 миллиметра), что ставило спортсменов в равные условия. Патроны предоставлялись бесплатно. Было организовано и бесплатное питание участников турнира. Принимающая сторона также брала на себя решение всех вопросов, связанных с ввозом, хранением и вывозом оружия из Дубая.

Был объявлен и размер призового фонда – 600 тысяч долларов, дополнительные 135 тысяч долларов и автомобиль Ford Raptor выделялись для награждения участников из ближневосточных стран. В категории «Мужчины» денежными призами награждались участники, занявшие первые 50 мест, в категории «Женщины» – первые 20. Кроме того, ежедневно проводилась лотерея среди участников турнира – разыгрывались автомобиль и различные электронные гаджеты. Не были обижены и зрители: они также могли выиграть ценные призы.

Стрелки со всей России – от Мурманска до Краснодара и от Калининграда до Якутска – во главе с чемпионом мира 2013 года (правда, по компакт-спортингу) Айялом Макаровым выразили готовность принять участие в чемпионате мира, проходящем в Дубае с 28 февраля по 5 марта сего года. Смущало, правда, несколько обстоятельств: отсутствие должной соревновательной практики в зимний период и настрела на открытых площадках, акклиматизация (в начале марта средняя температура в Дубае составляет порядка 30° С), непривычный фон, отсутствие ориентиров и, конечно, полеты и фактор непредсказуемости – сильный ветер. Правда, мишени летели – что по ветру, что против ветра – так, что Филипп Торрольд, отвечая после пристрелки на вопрос, как бы он оценил полеты, сказал только: «Безумные!»

Сказать, что полеты были сложны, – значит не сказать ничего. Кстати, полеты настраивали киприоты. И стрелки (не только российские) задавались вопросом, насколько концептуально близкими являются полеты мишеней в Над аль Шеба и полеты мишеней на предстоящем чемпионате Европы по спортингу в Лимассоле. Ни один стрелок не сумел сделать «четвертака». В шестерке суперфиналистов только три стрелка сумели по одному разу набрать 24 очка, причем двое – на площадке №8. Интересно, что Джордж Дигвид – великий Джордж Дигвид! – набрал на этой же площадке только 20 очков.

По словам настройщиков полетов, организаторы выдали им ТЗ: восемь мишеней в серии должны быть среднего уровня сложности, восемь – высокой степени сложности, оставшиеся мишени – уровня высшего пилотажа. После того как полеты были настроены, представитель оргкомитета проверил полеты, посчитал их слишком простыми и попросил усложнить программу, в результате чего мишеней среднего уровня сложности почти не осталось.

По мнению специалистов, полеты больше подходили стрелкам с очень точной и быстрой стрельбой. Но чем же тогда объяснить промахи большей части стрелков из средней и нижней части турнирной таблицы? Большинство – это следствие страха перед сложностью и дальностью полета мишени, порой и психологической неготовности ее принять и, как следствие, сползания от уверенной инстинктивной стрельбы к выцеливанию. Многоопытные стрелки утверждали, что более 80% мишеней являются вероятностными, причем вероятность поражения этих мишеней, по их мнению, колебалась от 75% до 15%!

Итоговые результаты говорят сами за себя: победитель турнира среди мужчин в основной серии Геббен Майлз (США) набрал 165 очков из 200, замыкающие шестерку суперфиналистов Шон Брамли и Кристофер Брумфилд (оба – Великобритания) – по 160. Насколько сложным был суперфинал? В каждой шутке есть только доля шутки… Так вот, по поводу суперфинала шутили, что стрельба пойдет до первого попадания. Но тот факт, что результат победителя суперфинальной серии Шона Брамли равен 16 очкам, говорит о сложности полетов. Геббен Майлз, кстати, сумел поразить только 13 мишеней. И если бы в суперфинале не учитывался результат основной серии, обеспечивший Майлзу отрыв в три очка от Энтони Матарезе (США), занявшего второе место, то чемпионом стал бы другой спортсмен, но спорт, как и история, не знает сослагательного наклонения.

Довольно часто бывает так, что победа в технически сложном виде спорта вызывает интерес не к победителю и уровню его подготовки, а к его оснащению. Если в Древнем Риме утверждали – in vino veritas (истина в вине), то после победы Майлза в турнире стали говорить, что истина в его манере и технике стрельбы, в ружье, в чоках и так далее. Я попросил Геббена Майлза открыть для наших читателей секрет, в чем кроется его победа – в выборе чоков, сверловке канала ствола или в чем-то другом. Вот что он ответил: «Я стрелял из ружья Krieghoff, диаметр канала ствола – стандартный кригхоффовский. Чоки – Muller U3c. Что касается техники стрельбы, то я использовал целый ряд приемов. Главное в моей победе были напряженный труд и вера в Бога. Еще одним фактором, обеспечившим успех, были интенсивные тренировки».

Лучший результат (142 очка), показанный российским стрелком, принадлежит Константину Леликову, разделившему 58-е место с еще 10 стрелками.

А вот у женщин Инна Александрова, уступая по ходу основной серии Черри Холл (Великобритания) одно очко, сумела в суперфинальной серии отыграть три очка, что и обеспечило ей 5-е место в итоговом протоколе.

После окончания турнира я попросил Джорджа Дигвида дать оценку прошедшим соревнованиям: «Организация турнира была на высшем уровне. Была прекрасно организована работа судейской бригады. Что касается моего результата, то, с одной стороны, я расстроен – в последний день турнира я прошел две серии с результатом 17 и 21, а с другой стороны, нечасто приходится выступать на таких соревнованиях, где, набрав 20 очков в серии, ты радуешься так, как будто сделал 100 из 100». Всего два очка отделили Джорджа Дигвида от попадания в суперфинал...

Многие спортсмены, вернувшись из Дубая, решили дать возможность стрелкам, не принимавшим участия в чемпионате мира, испытать свое мастерство на полетах, которые были в Над аль Шеба. Таня и Ричард Фолдс, приглашенные настраивать полеты на домашнем турнире в Англии, задали организаторам вопрос – может быть, одну из линий назвать «Дубай» и сделать там полеты, схожие по сложности с теми, что пришлось стрелять на чемпионате мира. Александр Трошин (СК «Брянск») пообещал корреспонденту журнала, что на этапе кубка России по спортингу в Брянске одна линия будет названа «Над аль Шеба», и полеты там будут соответствовать названию. Возможно, и Виктор Пантилеев (СК «Кречет», Мурманск) использует полученный в Дубае опыт при настройке полетов для турниров по спортингу. Что ж, будет интересно посмотреть, как справятся с этим испытанием российские стрелки.

То, что проведение подобных соревнований требует колоссальных средств, сомнения не вызывает. Но зачем все это нужно эмирату Дубай в частности и ОАЭ в целом? До недавнего времени шейхи не очень-то жаловали спортинг. Оказывается, в ОАЭ создана специальная комиссия, которая в рамках программы развития стрелкового спорта будет курировать развитие различных дисциплин спортинга. Ради знакомства со спортингом и пропаганды стрелкового спорта, в том числе и неолимпийских его дисциплин, и был задуман турнир. Такой постановке вопроса можно только позавидовать – есть принятое решение, есть выделенные средства и есть политическая воля.

Турнир в Над аль Шеба стал новой точкой отсчета в развитии спортинга, поделив мир на «до» и «после». Нет никакого сомнения в том, что для профессионалов этот турнир, если обретет постоянный статус, станет Турниром №1. 


a:2:{s:4:"TEXT";s:219:"Автор: Андрей Угаров 
Фото: Дон Брант, Double Barrelled Picture Co 

";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№6 (129) 2023 №10 (49) 2016 №7 (82) 2019 №7 (22) Июль 2014 №2 (125) 2023 №10 (25) Октябрь 2014