Фотоохота из окопа
И, конечно, он привлекает к себе не только охотников. Наверное, в практике практически любого фотографа-анималиста есть фотографии токующих тетеревов. И все знают, как важно оказаться в самом центре тока, но так, чтобы птицы не боялись подготовленного шалаша или скрадка, чтобы в самый ответственный момент не лезли в объектив травинки и веточки, а птицы токовали именно в том месте, куда направлена камера. Однако бывают случаи, когда классической охоты на току не получается и фотоохотнику приходится придумывать что-то свое, не совсем обычное, но весьма эффективное.
История эта произошла лет пять или шесть назад, когда мы с моим товарищем Сергеем охотились в Вологодской области. В то время мы снимали фильмы про охоту, и каждый наш сюжет был посвящен конкретному виду охоты. Нам очень хотелось поснимать тетеревов, но найти большой ток не получалось, а те, что были поблизости, либо насчитывали 2-3 птицы, либо располагались в неудобных местах. И все-таки нам повезло. Мы обнаружили ток посреди огромного запаханного поля. По заверению охотоведа, ток был здесь постоянно и практически все местные охотники знали о нем, поскольку его было отлично видно с шоссе.
Ток был большой, насчитывал больше десятка тетеревов, и мы с удовольствием разглядывали их в бинокли прямо из машины. Но как не распугать птиц? Любой шалаш будет отпугивать их, а привлекать – местных браконьеров.
– А давай зароемся, – предложил Сергей.
– Это же не гуси, – удивился я, – надо не просто зарыться, но и маскировку сделать.
– А мы сделаем лежачий окоп, а сверху затянем его масксетью. У нас как раз есть сеть под цвет пашни.
Сказано – сделано. Для фотоохоты мы сделали два окопчика: в центре тока и на его краю. Один побольше – для меня и моего сына, второй поменьше – для Сергея. Сверху окопы затянули маскировочными сетями, а на их дно постелили туристические коврики. Результат превзошел все наши ожидания.
Не буду рассказывать, как мы забыли GPS и почти 40 минут разыскивали свои скрады, как стучали зубами от холода в предрассветных сумерках. Но стоило первому косачу вылететь на поле, как дрожь прошла и мы превратились в слух и зрение. Оказалось, что мы не только точно определили место тока, но и оказались прямо в его центре. Прилетевший токовик танцевал и чуфыркал прямо на краю большого укрытия так, что я боялся, как бы он не увидел наши движения через отверстия масксети. Он был так близко, что сын, повернувшись ко мне, прошептал:
– Папа, а можно я его схвачу за хвост, когда он будет мимо пробегать?
В ответ я только смеялся, радуясь великолепному зрелищу и предвкушая момент, когда можно будет начать фотографировать.
Еще только начало светать, а тетерева уже гудели в полную силу. И вдруг все разом сорвались с места, и прямо перед нами пролетел ястреб-тетеревятник, промахнувшись по токовику. Неужели все наши усилия были напрасны? Но прошло немного времени – и птицы вновь слетелись на ток, и тот разгорелся с новой силой.
Когда стало достаточно светло, мы отогнули край сетки и, высунувшись из своих укрытий, начали фотографировать. Мы с сыном – своими любительскими камерами, а Сергей – профессионально.
Снимать было очень удобно. Оптика размещалась практически над самой землей, а благодаря тому, что окопчики были сделаны на возвышении, мы отлично видели весь ток. Поскольку он располагался на пашне, ни трава, ни ветки нам не мешали. А тетерева были так увлечены друг другом, что совершенно нас не боялись. Они были и спереди, и сзади, и справа, и слева. Но вот чудо: токовали не только косачи, но и тетерки! Они распушали хвосты и набрасывались друг на друга, отгоняя соперниц от выбранного кавалера. Их было не намного меньше, чем токующих петухов, и они перебегали с места на место, распаляя соперников.
Фотографии получились просто чудесными, а мы все продолжали снимать, боясь упустить интересные моменты.
Когда уже совсем рассвело, птицы начали разлетаться. Сын, не дождавшись конца тока, сладко заснул, согревшись под моей курткой, а мы вылезли из своих укрытий и с восторгом делились впечатлениями о т увиденного.
a:2:{s:4:"TEXT";s:152:"