Воробьиный сычик
Однако слово "сыч", как правило, ассоциируется с другой птицей, а именно – с домовым сычом, живущим преимущественно в деревнях, близ людей. Домовый сыч крупнее (хотя и не намного) нашего героя, о котором я и хочу рассказать вам, уважаемые читатели.
Не буду мучить вас научной терминологией, которую оставлю для биологов, а скажу лишь, что размер этой совы-лилипута редко превышает семнадцать сантиметров. Многие, глядя на фотографии воробьиного сычика с пойманной мышью, сделанные в одном из московских парков, озадаченно спрашивают: «Неужели в столичных парках водятся суслики?» Такой вопрос меня давно не удивляет, потому что, не видя сычика в дикой природе, трудно представить, что сова на фото – такая кроха с добытой мышкой.
Если говорить о Москве, то воробьиные сычики живут практически во всех парках города. В моей практике был случай, когда слетка сычика отбили у ворон на Маросейке, то есть в самом центре города. Несмотря на это, найти эту сову крайне сложно даже для опытного орнитолога, знающего ее повадки и приоритетные места обитания.
Несмотря на маленький размер, сычик является замечательным, смелым, азартным и удачливым охотником. Во время охоты его не смущает присутствие рядом людей. Нужно заметить, что он вообще к людям относится очень спокойно. Иной раз сычик сидел в полутора метрах от меня, и я с ним «беседовал» по душам. Сычик лишь вертел головой вправо и влево, не выказывая никакого беспокойства. Однако если у него нет настроения для общения, то он исчезает словно привидение. Достаточно моргнуть – и сыча вы уже не увидите. Это не метафора, а реальность. Как-то зимой в Государственном Ботаническом саду собралась компания фотографов-анималистов, чтобы поснимать сычика. «Модель» сидела на обломанном сучке березы достаточно высоко, а восемь взрослых мужиков наблюдали за сычиком, ожидая, когда он спустится пониже. Так продолжалось около получаса, и вот наступило мгновение, когда кто-то моргнул, кто-то чихнул, кто-то отвлекся – и именно в этот момент сыч исчез. Со стороны это смотрелось очень комично: мужики с длиннофокусной техникой ходили, разинув рты и вертя головами не хуже самого сыча. Это при том что все наблюдатели прекрасно знали о повадках маленькой совы.
Лучшим временем для наблюдения за воробьиным сычиком является период с середины ноября до середины января. В это время сова охотится на грызунов весь световой день, складывая их тушки в свои закрома, находящиеся в гнилых березах, в дуплах, которые вырубали дятлы для своих нужд. В «урожайные» на мышей годы сычик за день ловит в среднем до восьми грызунов. Если суммировать количество пойманных грызунов за два месяца, то цифра получается внушительная. Однако, если учесть, что основной пищей воробьиных сычиков являются мелкие воробьиные, а большинство запасенных тушек грызунов остаются невостребованными, то не совсем понятно, для чего сыч делает такие запасы. Опять же, оставлю научные изыскания по этому поводу биологам, а вас, уважаемые читатели, хочу предупредить, что, если вам в руки попадет сыч-подранок или слеток (птенец, покинувший гнездо), ни в коем случае не кормите его мышами чаще одного раза в неделю. Лучше всего его кормить суточными цыплятами, а в крайнем случае – сырыми куриными грудками. Если кормить сычика мышами ежедневно, то через пару месяцев он погибнет от желудочных заболеваний.
Однако содержание маленькой совы – дело хлопотное, и вы поступите абсолютно правильно, если отнесете сыча в специализированную орнитологическую клинику. Подчеркиваю, в специализированную клинику, потому что доктора обычных ветеринарных лечебниц чаще всего не имеют должной квалификации по птицам, да им этого и не требуется.
Но вернемся в дикую природу.
Сычик – очень смелая сова, чувствующая себя безраздельным хозяином на своей территории и не признающая никаких авторитетов. Единственным врагом, который может вывести сычика из равновесия, заставить его вытянуться в струнку и поднять «рожки» над головой, является ястреб-тетеревятник. Впрочем, такая кроха, как сыч, мало интересует ястреба, а вот большие пестрые дятлы не упустят возможность «придраться» к крошечной сове. Дятлы считают сычей оккупантами, занявшими их дупла, и «ругаются» на сычей всегда. Крик, который при этом издают дятлы, применяется исключительно в отношениях с сычиками. Лично я по этому крику легко нахожу сыча. Обычно такие перепалки заканчиваются ничем, но в очень редких случаях, когда дятел, который гораздо крупнее сычика, переходит грань, он становится добычей сыча. Мораль: не тот сильнее, кто крупнее!
Однажды я видел, как сычик нашел убитую кем-то крысу и пытался утащить ее. Вес птицы и крысы был просто несопоставим, тем не менее сыч затащил крысу на пенек, пролетев с ней метра полтора. Этакий муравей в мире птиц!
Об этой удивительной птахе я мог бы рассказывать долго, но, к сожалению, формат журнала не рассчитан на это. Если кто-то захочет более подробно узнать о нашем герое, то посетите сайт Ассоциации любителей птиц.
Надеюсь, если вы когда-нибудь встретите в природе воробьиного сычика, то влюбитесь в это очаровательное существо.
С уважением и наилучшими пожеланиями ко всем читателям, Владимир Горячев.
a:2:{s:4:"TEXT";s:210:"Текст: Владимир Горячев
Фото: Владимир Горячев и Валерий Субачев
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}