Гадание на кофейной гуще…
Недопонимание с открытиями охоты можно сравнить с конфликтом понедельника и пятницы...
... Никто не любит понедельники. А что их любить, если впереди целая рабочая неделя и воскресенье уже позади? Зато все любят пятницы, следом за которыми наступают выходные. Для охотников открытие охоты – эта та же пятница: не потому, что охоту чаще всего открывают в субботу, а потому, что это долгожданный отдых. В то время как для охотничьих чиновников это скорее понедельник, когда начинаются рабочие будни. Может быть, именно поэтому мы никак не можем договориться о сроках открытия охот: и те, и другие хотят отдыха?
На протяжении всех своих многочисленных охот я ни разу не встречал человека, довольного своевременным открытием: или слишком рано открывают охоту, или слишком поздно. Взять хотя бы весну, когда всё очень сильно зависит от погоды и пролёта птиц. Например, в этом году казалось, что пришла ранняя весна, и часть регионов даже попытались открыть охоту пораньше, но всё равно ошиблись. И так каждый год: то пролетит птица, то ещё не долетит. Однако был короткий период, когда решили, что весенняя охота должна продолжаться 16 дней. И всё было отлично: и гусей дождались, и пролёт вальдшнепа застали, не говоря уже об охоте с подсадной уткой на «холостых» селезней. Но тут вмешались «зелёные»: как же так, целых 16 дней птиц в угодьях будут беспокоить охотники! При этом, как выясняется, большинство «зелёных» представителей власти и даже многие орнитологи не представляют себе процесса охоты. Им кажется, что птицы будут пролетать все дни охоты и всё это время их будут стрелять. А то, что весенний пролёт проходит «волнами» и попасть на его пик редко кому удаётся, их волнует меньше всего. И опять всё вернулось на круги своя.
А открытие осенней охоты по перу? Кому могла прийти в голову идея открывать охоту на водоплавающих по всем регионам средней полосы России во вторые выходные августа, когда большинство утиных выводков ещё не встало на крыло и редкие птицы летают на утренних и вечерних зорях? Отсюда и гонки на лодках по водоёмам в надежде выпугнуть затаившуюся в траве стайку, вспугнуть и пострелять ещё не умеющих летать «хлопунцов», пока не видит охотинспекция. Сколько раз такие горе-охотники выскакивали на мою засидку, и только своевременный окрик и выстрелы в воздух останавливали их от стрельбы по чучелам и другим охотникам.
– А где факты? Давайте факты! – воскликнет беспристрастный читатель. – Что вы ноете: не вовремя да не вовремя!
Факты? Да пожалуйста! Вот пара примеров прошлых лет.
Лето 2015 года выдалось дождливым, и тетеревиные выводки были не только малочисленны, но и худы: большинство тетеревят к открытию охоты в Вологодской области напоминали скорее куропаток, чем молодых представителей своего вида. Утиные же выводки, наоборот, оказались довольно большими, но к открытию сезона практически все были не на крыле и шумно перебегали по траве вслед за уткой-мамашей.
А вспомните жаркий 2011 год, когда горели леса вокруг Москвы и казалось, что охоту уж точно отложат? Отложили, но не сразу. Мы выехали на открытие в Заболотское охотничье хозяйство Московской области. Сухое и тёплое лето дало о себе знать: утки было очень много, и она вся была на крыле. Утром многочисленные птицы со свистом проносилась над озером, попадая под выстрелы охотников. На следующий день охоту закрыли в связи с пожароопасным состоянием. То есть закрыть охоту в связи с пожарами на региональном уровне можно, а регулировать открытие охоты, получается, нельзя?
Никто не спорит о своевременности открытия охоты на болотно-луговую дичь с подружейными собаками на 2 недели раньше общего открытия охоты. Что правильно, то правильно. Но ведь это не нововведение. Так было и раньше, каких-нибудь десять и двадцать лет назад. Тогда сами регионы определяли сроки открытия охоты и регулировали его в зависимости от состояния популяций животных и погодных условий, а не ждали команды сверху. Я прекрасно помню то время, когда охота официально открывалась в предпоследние выходные августа, но её могли перенести и на неделю раньше, а чаще всего на неделю или две позже региональным решением. И в утро открытия тучи уток поднимались над водоёмами при звуках первых выстрелов.
Сейчас же сроки узаконил закон «Об охоте», и местные чиновники откровенно боятся что-то менять и даже если и хотят, ничего не пытаются делать. За своевольство по головке вряд ли погладят, особенно если губернатор сам не охотник и ему совершенно не понятна причина переноса охоты. Уж лучше пусть всё идёт само собой, а охотники потерпят.
Можно подумать, что охотничьей власти, сидящей в Москве, лучше знать, когда открывать охоту в Вологодской, Кировской или какой другой области. Но ведь в том же законе «Об охоте» за отдельными регионами закреплено право самостоятельно определять сроки охоты. Так почему же не сделать это для всех регионов, как это было раньше? Что может быть проще и надёжнее, а главное, не вызовет никаких разногласий?
Но вновь грядёт открытие охоты, и охотники надеются на своевременное её открытие. Надеются и гадают: успеет ли утка встать на крыло, тетерева – окрепнуть и начать менять перо, а коростели и дупеля – нагулять жир?
Надеются, похоже, зря: весна и лето были холодными, но переносить сроки никто не собирается. Раз в законе прописано, значит, так тому и быть. А мужики ничего, мужики потерпят!
Текст: Алексей Беляков
Фото автора и Алексея Шиловского