Охотиться я начал лет пятнадцать назад. Друзья меня долго уговаривали сделать охотничий билет и приобрести ружье. Я полгода отнекивался, наконец они взяли мою фотографию и привезли мне билет из охотничьего общества. Ну, пришлось пойти в «разрешиловку» и начать собирать справки, покупать сейф, а через полгода у меня уже была лицензия на покупку гладкого ствола. " /> Об охоте кончиком иглы - №4, Апрель, 2013. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Об охоте кончиком иглы

Охотиться я начал лет пятнадцать назад. Друзья меня долго уговаривали сделать охотничий билет и приобрести ружье. Я полгода отнекивался, наконец они взяли мою фотографию и привезли мне билет из охотничьего общества. Ну, пришлось пойти в «разрешиловку» и начать собирать справки, покупать сейф, а через полгода у меня уже была лицензия на покупку гладкого ствола.

Об охоте кончиком иглы
Взяв "бывалых" охотников и "знатоков оружия", начавших охотиться годом раньше, поехали в комиссионку выбирать мое первое ружье. "Бывалые" горячо советовали взять "Зауэр" 16-го калибра, но довольно толковый продавец сказал: «Мужик, возьми Иж-54, сам всю жизнь с ним проходишь, да еще и твои дети поохотятся». Добрый был совет. Сейчас в моем сейфе уже пять ружей, но я чаще всего беру свою «54-ку». В каких снегах и болотах мы с ней ни кувыркались, ни одной осечки не было за все эти годы. Вскоре друг подарил мне щенка курцхаара, ну а сейчас у меня уже две легавых, еще и дратхаар. Постепенно я и сам перешел в разряд «бывалых» охотников, а тех, кто меня «втравил» в это дело, уже много лет на охоту не дозваться, да я им уже и не звоню, знаю, что не поедут.

Но это предисловие, рассказ мой будет о ножах. У каждого охотника свое видение, каким должен быть охотничий нож. Они спорят на эту тему до хрипоты, обсуждая преимущества и достоинства сталей Х12МФ, 95Х18, 65Г, дамаска ручной ковки, литого булата и т. д. это мир настоящих мужиков, здесь все братья. естественно, каждый новичок считает, что его нож должен быть самым «крутым», чтобы можно было всем утереть нос, когда народ, приняв на душу по сто пятьдесят, начнет хвастаться ножами. Лет пятнадцать назад клинки из дамаска были большим раритетом. В Питере их умели ковать только Ю.Х. Саркисян, преподаватель Мухинского училища, и В.а. Иванов, старейший кузнец, водивший дружбу с самим В. Басовым и почти одновременно с ним начавший ковать многослойный металл. Поэтому решение, что мой «крутой» нож должен быть из дамаска, пришло само собой. Кузнецы-клиночники работали тогда еще в глубоком подполье и наотрез отказывались ставить клейма на свой металл. Но это меня не обескуражило, и первые ножи, очень простые, но, на мой взгляд, удобные в работе, были сделаны с их клинками. Оба клинка были весьма достойными, но для работы я выбрал клинок В. Иванова, так с ним и охочусь до сих пор, а нож с клинком Ю. Саркисяна за красоту металла был подарен моему другу.

Но эти первые мною сделанные ножи на удивление так затянули в мир ножеделания, что постепенно это стало моей второй, а теперь уже и основной профессией. Ножи стали украшаться резной рукоятью, гравированными больстерами, травлением на клинке. Но самой моей любимой техникой, в которой я постоянно стараюсь совершенствоваться, учусь и осваиваю новые приемы работы, стала техника скримшоу. Как вы знаете, эта разновидность гравировки на кости пришла к нам с тех далеких времен, когда по морям ходили китобойные суда. зубы и клыки добытых кашалотов и моржей моряки стали украшать разными рисунками, нанося штрихи и царапины перочинными ножами и парусными иглами. Сейчас скримшоу развилось в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства и, получив большую популярность на западе, пришло и к нам в Россию. чтобы создать рисунок, на полированную поверхность кости наносят иглой тысячи мелких точек или штрихов, заполняя их краской, можно это делать и с помощью пирографа, или, по-простому, выжигательного аппарата. Техника весьма трудоемкая, и украшать ею дешевые ножи не будешь. Стоимость бивня мамонта, идущего на рукоять, сейчас доходит до $500 за килограмм, а это требует уже и достойного клинка. чаще я использую клинки моего постоянного напарника и соавтора, известного питерского кузнеца-клиночника А.Елагина. Он тоже порой просит нанести рисунок в технике скримшоу на рукояти его ножей, так у нас и получилось творческое содружество. К тому же Алексей в прошлом работал 10 лет егерем в Свирском заповеднике. Поэтому он также любит охоту, и многие его работы посвящены этой теме. В свое время, увлекшись исторической реконструкцией, он стал ковать клинки для «рыцарей» и «богатырей» и довел свое мастерство в ковке дамасских сталей до уровня лучших современных кузнецов-клиночников.

Первой нашей совместной работой был нож «Вальдшнепы». 

Об охоте кончиком иглы

Не буду состязаться с классиками, описывая всю красоту весенней тяги, скажу только, что перед открытием охоты я непременно перечитываю 15-ю главу «Анны Карениной», где эта охота описана, – так у меня начинается сезон. когда потом, в глухозимье, в январе-феврале, вспоминаешь, как в апреле стоял на тяге, ждал первого пролета вальдшнепа, вспоминаешь удачные выстрелы и собак, рвущихся на поиск упавшей птицы, хочется все это передать в рисунке на очередном ноже.

Но охота с легавыми – это в первую очередь работа в поле и на болоте. Бекасы, дупеля, коростели и, конечно, августовские тетеревиные выводки. этому был посвящен нож «Охота с легавыми». Для него был сделан подарочный футляр, выполненный моей супругой Ириной в мозаичной технике маркетри. Клинок для этого ножа изготовил Ю. Саркисян. Нож вполне рабочий, функциональный, но в дорогом исполнении, сделан для охотника-легашатника, ценящего в охоте эстетику и получающего удовольствие и от работы своих собак, и от своей экипировки – ружья и ножа.

Охота на уток считается непрофильной для легавых, скорее она для спаниелей, но, живя на берегу финского залива, конечно, чаще всего мы с собаками выбираемся на весенний и осенний утиный пролет. На эту тему был сделан нож «Охота на уток» с клинком В. Матвеева – по заказу мастерской-студии «Петроград».

Если по осени собаки с радостью прыгают в воду, чтобы подать подбитую дичь, то в апреле, когда на заливе зачастую еще вдоль берега стоит лед, подать утку из ледяной воды может очень азартная и преданная хозяину собака. Мои подают, за что им на выходе из воды полагается лакомство и теплые комбинезоны, в которых они сидят в ожидании очередного «апорта».

Большинство моих друзей держат лаек, что для нашего северо-западного региона вполне логично. С лайками можно охотиться до конца февраля, тогда как охота с легавыми кончается много раньше. Поэтому зимой я порой выбираюсь на загонные охоты с друзьями. этой теме был посвящен нож «Охота с лайками», тоже в подарочном футляре. Клинок Ю. Саркисяна. Своих собак я стараюсь на такие охоты не брать, берегу. Помню, как здоровенный секач подстерег на тропе егерскую лайку и вспорол ей живот, хорошо хоть неглубоко, брюшину не задел. закололи ей шкуру булавками, добрели до избы, а там уже нормально наложили швы. Через пару недель собака оклемалась.

С А. Елагиным мы задумали сделать серию складных охотничьих ножей, не предполагая, что в наших условиях, когда нет дорогостоящих станков с ЧПУ, пантографов и тому подобного, а есть только руки, напильники и наждачный круг, изготовление таких ножей окажется делом трудоемким и совершенно нерентабельным. Но охота пуще неволи, если хочется – надо делать. Нож «Охота» в исполнении Алексея с моей гравировкой и скримшоу, к нашему удивлению, занял даже первое место в конкурсе «арсенала» 2012 года, в номинации «украшенный складной нож», и удостоился первого места в конкурсе художественных изделий «клинка» (номинация «Складной нож»). В эту же серию вошли ножи «Охота на тура», «Леопард». По заказу гильдии мастеров-оружейников был сделан складной нож в подарок известному охотнику и меценату Алексею Гнедовскому. Мы назвали его «Другу на охоту и рыбалку». Алексей Гнедовский исключительно, как сейчас модно говорить, креативный человек. Мало того что он руководит крупнейшей в стране инвестиционной компанией «Велес-капитал», ведет обширную благотворительную деятельность, он еще и является страстным охотником, т. е. нашим человеком, знающим, что охота – это занятие настоящих мужиков, испытание характера, воли и целеустремленности.

Об охоте кончиком иглы

Часто от охотников приходят заказы украсить нож сценами их любимых охот. Так появился нож «Охота с гончими» и серия ножей «Большая африканская пятерка».

Но этих охот я совсем не знаю. По рассказам слышал, что гончие часто теряются и нередко попадают под колеса автомобилей. как-то проезжая на поезде, видел у переезда двух стоящих гончих, внимательно провожающих взглядом вагоны. Где их хозяин, может, потерялись? Нет, такая охота не для меня.

Недавно мы с А. Елагиным задумали серию ножей, с которыми можно поохотиться не только на зверюшек в лесу, но и покрасоваться, приехав на модный курорт, «поохотиться» за красивыми бабами. как говорится, одно другому не мешает. Эту серию мы назвали «Ножи для пляжной охоты». 

Об охоте кончиком иглы

Понятно, что слово «охота» здесь стоит в кавычках – мы слегка иронизировали над мужиками, не пропускающими ни одну юбку. Скорее, эти ножи пригодятся пляжным плейбоям и донжуанам, изображая необходимый аксессуар брутальных мужчин, которым все же не чуждо чувство прекрасного.

Как-то у одного уважаемого тульского гравера я увидел на ружье изображение охоты с борзыми, при этом охотник был на коне с ружьем за спиной. Спрашиваю: «Ну и зачем ему ружье? чтобы стрелять в кучу собак, удерживающих волка?» Гравер очень удивился: «Ну так он же охотник!» Понятно, человек не знает сути охоты с борзыми – поэтому и получаются такие ляпы.

Чтобы создавать ножи и вообще оружие с охотничьей тематикой, художник-гравер должен пусть и не охотиться, но хотя бы бывать в лесу, видеть, как охотятся другие, иначе это сразу проявляется в его работах – видно, что человек «не в теме», не проникся духом и романтикой охоты. Он, может, и очень мастеровито, но просто «создает картинку», а не передает свои переживания, впечатления, эмоции. Он никогда не
слышал, как токуют глухарь и тетерев в весеннем сумраке, не знает, как «цвикает» подлетающий вальдшнеп, не слышал свиста косули, не различает голоса птиц. Получается, он рассказывает о вкусе изысканного блюда, ни разу его не попробовав.

Охота – это то, что возвращает нас в природу, очищает, заряжает положительной энергией, а рисунки на ножах со сценами любимых охот сохраняют в памяти, может быть, лучшие минуты нашей жизни.



Текст и фото: Игорь Гулин, Член Творческого союза «Гильдия мастеров-оружейников»
Санкт-Петербург 2013 г. 




Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№1 (16) Январь 2014 №6, Июнь, 2013 №7 (34) 2015 №11 (62) 2017 №06 (141) 2024 №6 (81) 2019