Прежде чем начать писать эту статью, я довольно долго смотрел на экран, пытаясь сформулировать ее название... «Фотография охоты»? «Фотоохота»? «Охотничья фотография»?  " /> Фотографии охоты - №4 (19) Апрель 2014. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Фотографии охоты

Прежде чем начать писать эту статью, я довольно долго смотрел на экран, пытаясь сформулировать ее название... «Фотография охоты»? «Фотоохота»? «Охотничья фотография»? 

 Фотографии охоты

...«Фотография охоты» – фотка, на которой изображена сцена охоты в количестве 1 штука. Не годится… «Фотоохота»  – фотоанималистика, вместо ружья фотоаппарат. Не годится… «Охотничья фотография» по аналогии с «охотничьей собакой», «охотничьим снаряжением», «медицинской фотографией» – это некое сугубо практическое направление фотографии, используемой для организации охоты. Вероятно, это словосочетание может описывать фотографии, получаемые посредством фотоловушек. Так что пришлось назвать статью так, как написано выше.


Поскольку никаких основополагающих статей на тему фотографии охоты мне обнаружить не удалось, нужно определиться с тем, что мы под этим понятием подразумеваем. Перечислим основные направления этого жанра.


1. Трофейная фотография. Я не случайно поставил ее на первое место. Трофейная фотография – второй или даже первый по значимости результат охоты. Добычу съели, а фотка осталась. И фотка эта зафиксировала эмоционально насыщенный момент жизни охотника. Все люди в той или иной степени склонны к самолюбованию и самоутверждению. Снимки с трофеями всегда будут значимы для обладателей этих трофеев, и закрывать глаза на такое явление глупо и бессмысленно. Обращать внимание на вопли и писки «защитников природы» тоже бессмысленно. Если человек не имеет генетической склонности к добыче естественной для нашего вида жратвы, он психически ущербен, и хорошо бы подобных людей до размножения не допускать, дабы не способствовать распространению этой странной мутации.


2. Охотничий натюрморт. Эстетичная композиция из нескольких предметов, имеющих отношение к охоте. Наличие дичи не является обязательным. Предметы в натюрморте могут содержать скрытую аллегорию.


3. Бытовая постановочная портретная фотография. Снимки из серии «мы с друганами на охоте», все приняли мужественные позы и увековечились. Современные фотографии этого направления сторонним зрителям, как правило, неинтересны, а вот исторические любопытны.


4. Жанровая фотография. Непостановочные снимки, сделанные в процессе охоты, на которых присутствует один или несколько охотников. В творческом плане это самое интересное направление. Именно посредством жанровой фотографии мы можем рассказать об эмоциональной составляющей охоты.


5. Охотничьи породы собак в действии. Также интересное и очень творческое направление.


6. Рекламная фотография. Чаще всего постановочные снимки, используемые для продвижения товаров и услуг в области охоты и охотничьего хозяйства. Иногда неотличимы от жанровых.


7. Фотоанималистика (фотосъемка охотничьих и неохотничьих видов животных в естественной среде обитания). Это направление совершенно самостоятельно и никакого отношения к охоте не имеет. При этом фотографии данной тематики могут использоваться в качестве иллюстративного материала в охотничьей литературе и рекламе снаряжения.


Противопоставление фотографий охоты и фотоанималистики бессмысленно. Первое о таком направлении человеческой деятельности, как охота; второе – о красоте природы. Все рассуждения о том, что фотографии охоты и охота вообще – зло, а фотоанималистика – добро, по сути, спекуляция и демагогия. Фотографы-анималисты – такие же эффективные убийцы, как и охотники, просто не столь явные. Почти все фотографии медведей делаются под прикрытием людей с оружием. Если медведь кидается на фотографа, его убивают. И это не редкость. Шастающий по лугам, поймам и лесам фотограф неизбежно вытаптывает гнезда птиц (в средней полосе России это в основном различные виды пеночек и кулики). Фотосъемка птиц на гнездах ведет к тому, что гнезда мелких птиц демаскируются близким присутствием человека и впоследствии выедаются хищниками, гнезда хищных птиц при вспугивании родителей становятся доступны врановым.


Потратив несколько дней на изучение темы, я не обнаружил в нашей стране ни одного фотографа, специализирующегося на фотографиях охоты. Судя по всему, конкуренция в области производства охотничьего снаряжения и предоставления услуг еще не достигла того уровня, когда требуются специалисты этого профиля. Хотя уже встречаются объявления типа «можно заказать фотосессию незабываемой охоты с профессиональными фотографами» – без имен и ссылок на портфолио. За рубежом фотографы, специализирующиеся на фотосъемке охоты, есть, живут за счет сотрудничества с охотничьими журналами; издан ряд интересных фотоальбомов.


Фотосъемка охоты – достаточно сложное направление фотографии. Попробую кратко описать методологию и некоторые приемы, позволяющие делать снимки, которые будут отвечать современным требованиям.


– Практически невозможно заниматься охотой и фотосъемкой ее одновременно. Фотографу мешает ружье, охотнику – фотоаппарат. При перемещениях в пространстве охотник и фотограф преследуют разные цели. Для фотографа дичь – это охотник. Охотник занимается непосредственно охотой относительно недолгое время. Фотограф начинает работать с того момента, как проснулся и заканчивает только когда падает от усталости.


– Фотографировать охоту возможно только в том случае, когда охотники готовы вам содействовать. Все снимки в той или иной мере постановочны, так как на поведение всех участников съемочного процесса в той или иной степени влияет наличие фотографа.


– Фотографируя охоту, нужно четко понимать, зачем вы это делаете и что хотите получить в итоге. Фотографии для участников охоты делать довольно легко. Фактически это событийный репортаж для семейных или клубных альбомов. Сторонним зрителям такие фотографии, как правило, неинтересны.


К фотографиям для широкой аудитории (фотоконкурсы, профессиональные форумы, реклама, социальные сети и тому подобное) предъявляются довольно жесткие требования. Взгляд современного человека крайне «замылен» неизбежным ежедневным просмотром больших массивов весьма качественно сделанных картинок. Неинтересные фотографии мозг современного человека автоматически фильтрует. Ваши снимки в этом ежедневном визуальном ряду зрителя должны выглядеть «выпукло».


– Что делает снимок интересным?


Новизна. Чтобы снять что-то новое или по-новому, нужно хорошо представлять, что уже сделано. Смотрите чужие фотографии, запоминайте ракурсы, приемы и свет. Учитесь думать о том, почему тот или иной снимок вам нравится или не нравится. Это развивает те зоны мозга, которыми вы фотографируете.


Секс. Если зритель подсознательно хочет переспать с человеком, изображенным на снимке, это уже неплохо. Есть вероятность, что снимок запомнится. Если с собакой – то вам удалось снять шедевр.


Прикол. Оригинальность. Что это может быть? Да что угодно. Фингал, расстегнутая ширинка, драная одежда, нетипичное лицо, нетипичное местоположение, странная (но фотогеничная) поза, непривычный масштаб предметов, ассоциация с фильмом (обычно эксплуатируется фильм «Хищник»).


Динамика. Она может быть явной или скрытой. С явной все понятно – это остановленное затвором фотоаппарата движение. Поскольку отдельных фаз любого движения очень много и большая часть из них не фотогенична, для получения качественного изображения требуется снимать много дублей и осуществлять безжалостный отбор. Скрытая динамика присутствует в некоторых статичных позах, предшествующих движению, в выражениях человеческих лиц, собачьих морд и глаз. Если на фотографии нет даже намека на движение, зритель должен ощущать хотя бы течение времени. Посмотрите на старинные фотографии. Даже самые банальные из них интересны, поскольку, глядя на них, мы проваливаемся в прошлое.


Драматизм. Передается через сюжет (преодоление различных трудностей), выражения лиц, кровь, позы, ракурсы, раскраску лиц (отсыл к теме воинственных индейцев) и так далее.


Объем. Фотографии, лишенные перспективы, часто менее интересны, чем «объемные». Перспектива подчеркивается наличием набора планов (передний, средний, задний). Построению кадра нужно учиться. Это знание само по себе в голове не появляется. Наметили сюжет – сразу следует подумать, как выстроить перспективу. Вначале требуется себя заставлять, со временем процесс начинает контролироваться подсознательно. Регулярный анализ чужих фотографий заметно ускоряет процесс обучения. Даже опытные фотографы часто настолько сильно концентрируются на персонаже, что перестают видеть фон. А фон, бывает, занимает большую часть кадра. Фотография – это прямоугольник целиком, а не только человечек или собачка.


Загадка, недосказанность. Фантазия человека намного богаче реальности. Оставляйте для нее место. То, что зритель способен напридумывать, глядя на нерезкий или смазанный снимок, часто намного интереснее того, что вы можете ему показать идеально резкой картинкой. Фотография – это хайку, а не полицейский протокол и не акт судмедэкспертизы. Фотография, на которой изображен охотник, стреляющий в кабана, всегда будет менее интересной, чем фотография с охотником, стреляющим в нечто таинственное.


Лаконизм. Учитесь кадрировать. Все, что не улучшает картинку, должно быть исключено из кадра при съемке или постобработке.


История. Посредством фотографии можно рассказать любую историю и передать любые ощущения. Вопрос в том, есть ли вам что рассказать. Можно снять картинку про то, как вы с Петровичем охотились на утей, а можно про запах талого снега, про вкус оленьей крови или про судьбу человека.


Цвет и свет. Некоторые фотографии построены только на цвете, и этого бывает достаточно. Некоторые фотографии интересны исключительно за счет света. С цветом и светом нужно уметь работать, а для того чтобы научиться с ними работать, их нужно видеть. Знание облечено в слова. Пока вы не научитесь об этих понятиях говорить, не получится о них и думать.


Композиция. Это такая штука, которая либо есть, либо ее нет. Когда ее нет, даже самый увлекательный сюжет не спасет картинку.


– Любая фотография содержит в себе информацию об ее авторе. В снимках отражается ваше детство, родители, книги, которые вы читали, фильмы, которые произвели на вас впечатление… Хорошие фотографы «вкладываются» в фотографии весьма полно. Непонятно почему, но плохие стихи или рассказы люди публиковать стесняются, а плохие фотографии обнародуют запросто. Это находится за пределами моего понимания. Хочу обратить ваше внимание на то, что часть потребителей вашего творчества, глядя на снимки, делает выводы о том, что вы за человек.


– Фотография – это не живопись. Фотография ближе к работе по камню. Есть гигантская глыба реальности. Из нее посредством фотоаппарата выкалывается множество кусков. Большая часть идет в отвал, а с одним, наиболее подходящим, работают дальше. Кнопка «Delete» – лучший друг современного фотографа, а «Фотошоп» – его ящик с резцами и красками. Не пренебрегайте постобработкой. Двадцать лет назад мы и мечтать не могли о тех возможностях, которые дает нам цифровая обработка изображений.

 

В конце хотелось бы напомнить о технике безопасности. Во время съемки необходимо помнить, что в каждый момент времени люди с оружием должны знать ваше точное местонахождение. 

 

Текст: Дмитрий Константинов 

 Фото: © Steve Oehlenschlager/ Shutterstock.com


Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№3 (30) 2015 №1 (112) 2022 №5 (80) 2019 №8 (95) 2020 №10 (37) 2015 №1 (124) 2023