Журнал

Историк охоты

Какая странная и непонятная штука – Судьба. Кажется, определившись однажды со своим жизненным путем, ты двигаешься по нему и никуда не пытаешься сворачивать. А она неуклонно вывернет так, как задумала изначально, да еще и будет тихо посмеиваться...

Историк охоты

Разве могла представить маленькая девочка, родившаяся в одном из лесничеств Тамбовской области, что однажды она станет директором музея? И не просто музея, а одного из самых камерных и в то же время самых почитаемых музеев Москвы, единственного в стране Музея охоты и рыболовства Росохотрыболовсоюза. Но давайте не будем забегать вперед, а начнем, как и полагается, с самого начала.

Галина Николаевна Семенова. Почетный член и заслуженный работник охотничьего хозяйства Росохотрыболовсоюза. Почетный член МГООиР. Награждена медалями Московского городского общества охотников и рыболовов, а также орденом Русского охотничьего клуба. Награждена грамотой мэрии Москвы. Соавтор книги «Охотничья Россия». Имеет публикации в охотничьих изданиях. Принимает участие в пропаганде русской охоты и ее традиций через выставки. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Бессменный директор Музея охоты и рыболовства РОРС с 1989 по 2012 год.

Галина Николаевна Семенова родилась в Тамбовской области в семье лесничего и со своим отцом Николаем Ивановичем Загуменновым, известным в тамбовских лесах человеком, за свое детство успела побывать в самых разных лесных хозяйствах. Отец хоть и был охотником, дочь на охоту не брал – считал, что не девичье это дело. Все изменилось, когда семья осела в Перкинском лесничестве, где жил брат матери Алексей Михайлович Банников, как тогда говорили, «дельный» охотник. Именно здесь у Галины началась полная приключений жизнь на природе. Со своими двоюродными братьями Витькой и Вовкой они ловили рыбу на реке Цна, охотились на вальдшнепиной тяге и глухариных токах.

Но совсем не охота увлекала Галину. Уже в школе она заинтересовалась историей. Читала и зачитывалась лекциями профессора Ключевского, хранившимися в библиотеке ее бабушки, а вместе со своими братьями раскапывала курганы, оставшиеся после кочевников. Оканчивая школу, видела себя только историком, поэтому поехала в Москву поступать на исторический факультет МГУ. Может быть, именно здесь Судьба в первый раз и решила показать своенравие? В поезде Галина получила травму, на первый взгляд незначительную, хотя и болезненную, – серьезно прищемила палец. Но это не дало возможности дописать сочинение на экзамене до конца. Все остальные экзамены были сданы на «отлично», и даже профессор, принимавший экзамен по истории, пожал ей руку с заверениями, что ее ждут на кафедре истории. Но для поступления не хватило одного балла. Галина осталась в столице у родственников и стала ходить на подготовительные курсы МГУ. Так продолжалось, пока она не начала изучать курс истории партии.

И тут девушка поняла, что не может этим заниматься. Она бросила курсы и по рекомендации знакомых поступила в Сельскохозяйственную академию им. Тимирязева на зоотехнический факультет по специальности «рыбоводство». А после окончания пришла в 1975 году на работу в Росохотрыболовсоюз, где и проработала всю свою жизнь. (Надо было видеть, как при оформлении пенсии весь собес сбежался, чтобы посмотреть на женщину, у которой в трудовой книжке значилось только одно место работы.)

«Однажды я даже была на охоте на медведя, – рассказывает Галина Николаевна. – Приехала с проверкой к председателю Вологодского общества охотников, а его нет на мете. И тут выходит его заместитель Чулков и говорит:

Слабо на медведя москвичам?

Почему слабо, – отвечаю, – не слабо. Только ехать не в чем.

А сама стою в платье, на высоких каблуках. Он принес охотничью одежду, я переоделась, и мы поехали километров за 70 от Вологды. Вот сели на краю овсяного поля и ждем. Я сижу, трясусь. Карабин в руках тяжелый. Еще фара. Я в молодости очень хорошо стреляла по мишеням, но из карабина никогда не приходилось.

Медведь вышел на поле, далеко от нас. Стрелять неудобно. И хотя ветер был к нам, он что-то учуял и встал на задние лапы. И тут выстрел. Оказалось, что кроме нас на вышке еще были охотники. Медведь побежал, Чулков тоже выстрелил, но тоже не попал. А я сижу и радуюсь, что стрелять не пришлось. Однако и москвичей не опозорила!»

Придя в крупнейшую общественную охотничью организацию страны, Галина Николаевна первые годы занималась развитием любительского рыболовства и рыбоводства, которое только начинало появляться в Советском Союзе. Много ездила по стране и неоднократно выезжала за рубеж. Вполне возможно, что так бы оно и продолжалось, но Судьба неуклонно гнула свою линию. Совершенно неожиданно пришло резкое ухудшение зрения, а следом за ним и запрет командировок и работы с бумагами. Что было делать? И ей предложили стать научным сотрудником Музея охоты, который совсем недавно был создан при Ассоциации.

Похоже, что именно тут Судьба успокоилась, приведя Галину Николаевну опять к изучению истории. Но не простой, а охотничьей. То, чем так увлекалась тамбовская девчонка, через много лет стало реальностью. И хотя немного изменило свой ракурс, но на то она и Судьба! Возможно, благодаря всем поворотам и проверкам на прочность и сформировался характер директора Музея охоты и рыболовства Галины Николаевны Семеновой, которым она стала в 1989 году. А благодаря ей удалось не только сохранить музей в трудные времена постсоветского периода, но и собрать вокруг него людей, заинтересованных в его существовании, добиться признания музея на самом высоком уровне и в России, и за рубежом, собрать в его залах историю охотничьего движения практически с момента образования первых охотничьих обществ.

Сейчас Галина Николаевна уже на пенсии. Но разве может человек с такой активной жизненной позицией оставаться в стороне от дел? Она и не остается. Галина Николаевна – член Ученого совета при биологическом музее им. К.А.Тимирязева, член правления МГООиР. Она продолжает тесно сотрудничать с Русским охотничьим клубом во всевозможных проектах и организует презентации книг по охотничьей тематике. Но самое удивительное то, что ей удалось осуществить свою давнюю мечту – сделать хороший отечественный сувенир. Для этого, являясь консультантом по изготовлению посуды Павлово-Посадской керамической мануфактуры, она привлекла к этому проекту известных художников-анималистов Вадима Горбатова, Олега Закоморного и Екатерину Уварову.

  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
Текст: Алексей Беляков

 

Вернуться к содержанию номера


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№4 (43) 2016 №12 (27) 2014 №11 (50) 2016 №11, Ноябрь. 2012 №9, Сентябрь. 2012 №6 (33) 2015