Мартовский панегирик
А через призму собственного хобби – о женщинах-охотницах с подружейной собакой.
Вообще, женщины – это и слава, и беда русской кинологии, в том числе и охотничьей. Вспомнить хотя бы пламенную публицистку и спорщицу Менделееву-Кузьмину – Марию Кюри русской охотничьей кинологии начала века. Женщины честны и бескомпромиссны, готовы отстаивать свои убеждения в любой компании. Отсюда и слава, отсюда и беда. Многие наши любимые занимаются шоу-разведением собак. За несколько десятилетий они достигли поразительных успехов – наши собаки на престижных шоу-выставках за рубежом составляют конкуренцию лучшим западным питомникам. Тяжелый и кропотливый труд по разведению собак, выхаживанию щенков мы зачастую перекладываем на хрупкие женские плечи. Нам, мужикам, не пристало ползать на коленках, совать соску пищащим комочкам, убирать кучки и лужицы. Мы – добытчики, суровые и брутальные. Тем не менее в наш просвещенный век есть Дианы-охотницы, которые не только хранят тепло семейного очага, но и дадут фору многим мужчинам в поле, на охоте, на состязаниях охотничьих собак и их натаске. О них, наших дорогих половинах, сестрах по увлечению, сегодняшняя моя статья.
Современные Артемиды в охоту попадают по-разному. Собственно, как и мужики. Кто-то занимается разведением охотничьих собак и ради подтверждения их рабочих качеств ездит на состязания, втягивается и уже для себя самой, любимой, начинает ходить на охоту со своим питомцем. Кто-то впитывает сладкий яд охоты с детства, имея охотников-родителей. Кого-то берут с собой мужья, друзья, братья и так далее. Не столь важно. Важно, что женщины, страстные и эмоциональные по натуре, погружаются в новую страсть с головой. Некоторые охотники, демонстрируя фальшивую мужественность, относятся к женщине с ружьем, мягко говоря, снисходительно. Охота – мужское дело. Но, господа, разве нет места в мужском деле красоте и элегантности, тому, что несут в наш брутальный коллектив наши подруги? Лично я всегда радостно отношусь к присутствию женщин в полевом лагере. Это дисциплинирует мужчин, заставляет нас не выходить за рамки, быть галантными кавалерами. В поле они зачастую не уступают самым удачливым и добычливым охотникам, но главная их цель не трофей, а красота работы их питомца, контакт с собакой и удовольствие от совместного времяпрепровождения. По мне, так для настоящего мужика всегда приятно видеть свою подругу рядом, разделять с ней свое увлечение, вместе встречать зорю в полях и лугах.
В рамках этой статьи я считаю необходимым рассказать о наших уважаемых экспертах по рабочим качествам охотничьих собак, полевых судьях. Российскую охотничью кинологию без них трудно представить. Как я уже писал выше, женщины-судьи, как и женщины-инспектора ГИБДД, неподкупны и честны. Тщательная и методичная экспертиза, желание разобраться в деталях, помочь раскрыть собаку – их визитная карточка. Мой опыт организатора состязаний выдает только положительные эмоции при воспоминаниях об экспертах женского пола. Они точны и обязательны, всегда доброжелательны и в хорошем настроении. В отличие от коллег-мужчин, они не увлекаются бурными застольями, которые, чего греха таить, обычны на наших мероприятиях. Как приятно работать в поле, когда от эксперта доносится чуть слышный аромат духов, а не запах выпитого накануне. У них всегда можно получить развернутую консультацию, поговорить о проблемах и путях их решения. Тяжелый труд в поле, зачастую в жару, их самоотверженность и лояльность могут послужить примером многим мужчинам. Их не увидишь в рваных трениках с отвисшими коленками, они всегда опрятны и элегантны. Их речь правильна, в ней нет места ненормативной лексике. Они с готовностью откликаются на просьбы, путешествуют по стране от Дальнего Востока до севера Кольского полуострова. Занимаясь тяжелым мужским трудом, они смогли сохранить обаяние и красоту. Женщине трудно стать экспертом в таком сложном виде охотничьей жизни, только обширный багаж теоретических и практических знаний, трудолюбие и целеустремленность могут помочь завоевать настоящее уважение брутальных мужчин. С большим уважением и теплотой вспоминаю судей, с которыми мне приходилось сотрудничать в полях: В.М. Мылову, А.П. Антонову, И.М. Вдовину, И.Л. Яговкину и М.М. Темирову.
Сегодня в Росси идет определенная ломка стереотипов, появляется много новых собак. Новых – в смысле азартных, страстных, скоростных, обладающих желанием сотрудничать с человеком. Многие охотники, да что там охотники – и натасчики, и эксперты не умеют справиться с этой страстью, боятся ее, считая собак безголовыми неконтактными скакунами. Зажимая этих собак в тиски наших правил испытаний, мы ломаем им характер, ломаем стиль. И получаем то, от чего хотим избавиться, – тихоходных ковырялок или унылых невротиков. Для таких собак нужен новый подход, другие методы. Кордой, парфорсом и плеткой от них мало чего добьешься. Мягкий характер и отличная обучаемость наших питомцев в этом случае служат с нами плохую службу. У нас пока нет школы воспитания таких собак, воспитания с молочных зубов, а ошибки наши исправить некому. Возможность обратиться к западным профи есть далеко не у всех и не всегда. Тут нужны новые подходы, положительные мотивации, обучение с помощью кликера и так далее. Сильное давление на собаку может привести к плачевным результатам. И именно женщины тут опять впереди. Их не пугает ломка традиций егерской натаски, они с жадностью ищут знания и методики, не боятся учиться. Об одном таком продвинутом тренере ретриверов, моей хорошей приятельнице Юле Вершининой, я и хочу немного рассказать.
Юлю я знаю уж лет десять как… Начинали мы вместе, часто спорили до хрипоты о путях развития ретриверов в России. Юля еще с первой своей собакой смогла получить отличную оценку на испытаниях по подаче битой дичи в Финляндии, ездила на тренинги и семинары за границу. Она первая привезла в Россию лабрадора рабочего разведения и наглядно продемонстрировала его возможности – как на состязаниях, так и на охоте. За последние несколько лет она организовала и провела в России с десяток интересных мероприятий с участием иностранных экспертов, создала крепкую команду единомышленников, а также помогла и помогает привозить в Россию рабочих собак. Пример Юли – просто наиболее яркий, таких женщин-подвижников в российской кинологии немало. Ох, как нелегко им завоевать авторитет – оценивают их гораздо строже, чем мужчин. Фантазия, трудолюбие и хорошая подготовка помогают им в этом нелегком деле – учить охотничьих собак.
И в заключение своего панегирика я хочу поздравить всех наших женщин с весной, с их праздником, и пожелать то, что желают всем охотникам с собакой – удачных полей, хороших собак, метких выстрелов вам, дорогие женщины. Продолжайте радовать нас своей душевной теплотой, своей красотой и счастливой улыбкой.