Русский стиль – что это может быть?
Что такое «русский стиль» в охоте и существует ли он? Этот вопрос я слышал в своей жизни не раз, не два и не десять. От американцев и англичан, от французов и итальянцев, от новозеландцев и кенийцев. Ну и, кроме того, от москвичей и хабаровчан, от петербуржцев и одесситов, от нижегородцев и омичей.
И впрямь. Существует совершенно очевидный английский стиль охоты – с легавой на куропатку, с гончими на лису, с винтовкой на оленя скрадом. Существуют французский, пиренейский и даже балканский охотничьи стили, отличающиеся по манере одежды, поведению на охоте, правилам стрельбы и застолья. Существует центральноевропейский стиль, куда можно отнести различные немецкие, чешские, венгерские и польские вариации.
Существует как минимум несколько американских стилей, включающих в себя western и mountain men styles.
А что мы можем сказать о русском стиле?
Как опытный волк масс-медиа, я перекинул вопрос залу – просто посмотреть, что получится? В качестве зала я использовал аудиторию интернет-форума guns.ru – самого многочисленного охотничье-оружейного интернет-ресурса рунета.
При этом надо понимать, что стиль – это не только одежда, оружие и транспортные средства. Это – весь поведенческий комплекс человека или группы людей, характеризующих особенности выполнения ими кого-либо дела. То есть разные люди могут добиваться одного и того же результата (скажем, убить лося) очень похожими способами и за одно и то же время. Но стиль при этом будет разный. Или его и вовсе не будет. И выражаться он будет и в том, как человек держит оружие, и в самом оружии, и в том, во что он одет, и как выслеживает зверя, как ведет себя в застолье, как ходит, как улыбается... Да что там говорить – ту же чарку на кровях можно выпить стильно или нет.
Смотрите, что думают об этом самые разные люди…
Участник BAR. Исключительных российских охот, похоже, осталось три: с подсадной, на тяге, на току, все весенние.
Участник Starshinov. Наверное, надо добавить с лайкой и с гончей.
Участник Док. Я бы добавил, что настоящий русский стиль в охоте – это непредсказуемость результата. На любом этапе охоты. Вот в Европе все по прайсу и все четко. А у нас так: созвонился, выехал. А на месте может не оказаться транспорта, егеря, трезвого тракториста, зверя. Да базы может не оказаться, и жить придется у бабы Дуси через две деревни. Да что там базы или поля колхозного – я раз приехал, а леса нет. Нет леса. Вырубили все! Позвонил – сказали, приезжай, все окуэно. Приехал за тыщу верст, а там вот так вот, стильно по-нашему
Участник Ruse_chat_kiev. Русский (российский, постсоветский – неважно) стиль – это браконьерство и бескультурие на охоте во всех видах: в стиле использования транспорта, калечащего природу, в небрежной одежде типа костюм сварщика, шапка танкиста и чулки от химзащиты на ноги, в разнузданном поведении, в армейском оружии и боеприпасах, в картечи по копытным, в пьянках в процессе активной фазы охоты, в правовом, охотоведческом и экологическом нигилизме, в охоте ночью с ПНВ и тепловизорами...
Стиль – это то, что узнаваемо, и то, что отличает от других. Так вот это сразу узнаваемо, сразу отличаемо, такого массово нигде больше нету.
А все остальное, что было сказано выше, такое есть у многих.
Если взять 10 любительских роликов с YouTube про охоту, выключить звук и смотреть только видео, то чехов, немцев, словаков, французов можешь между собой и не различить, а наших – так сразу! Вот это и есть наш стиль.
Участник Чарли. Не знаю, стиль ли это. Но я бы выделил именно массовое наличие полуавтоматов (любых и всяких).
Наличие техники в хозяйстве – вездеходной всякой разной, у нас без нее никак.
По видам охот, разумеется, утиная и загоны, это первое, что в голову пришло, значит, и на слуху чаще. Еще медведь на овсах.
По одежде выше все сказали, соглашусь, пожалуй, – кто в чем.
Традиций чисто охотничьих не видел, правил придерживаются – и то хорошо.
Участник VN-R. Еще бы к русскому стилю отнес тропление, основанное на тонком понимании привычек и образе жизни зверя – своего рода интеллектуальное испытание охотника, проверка его смекалки и чутья, противоборство со зверем в реальном времени – кто кого.
Наиболее характерно с заячьими «профессорами». Как индивидуальная охота, так и с малым числом участников – наиболее зрелые охотники из леса в одного по следу могут выгнать зайца на одного из двух-трех стрелков. Помним и схемы в книжках по охоте на зайца – целая культура такой охоты.
Участник Burunduk 25. К русскому стилю оружия отнес бы склонность к милитаристским вариантам. АКМ-оиды и все еще СКС рулят.
По одежде – опять же армейский камуфляж и фуфайка, но ближе к мегаполисам сейчас уже меняется ситуация.
По общению: вынужден отметить все еще склонность общаться под водочку в неограниченных количествах, в том числе и с заряженным оружием, хотя также нужно отметить уменьшение этого зла в последнее время.
Участник Igorich 75.
1. По большей части ВСЕ охоты носят частично противозаконный характер. ВСЕ почти. Использование ПНВ, авто/мототехники, электронных манков и так далее. На форуме куча тому подтверждений. Это я не в осуждение. Объясняется особенностью законодательства и устойчивой традицией не шибко его соблюдать.
Огромное множество изобретательных и трудовых способов добычи (тропление, охота на токах, охота на берлоге, волк на вабу и флажками и так далее). Хороший охотник у нас самодостаточен, часто лучше профессионального егеря знает дело.
2. Две тенденции корнями еще из России дореволюционной:
– использование боевого оружия и его переделок (от легендарной берданки до «Тигров», «СКСов» и «Сайги»);
– одно ружье на все охоты. Классиками еще старыми отмечалось, во многом сохраняется и сейчас. С одной двустволкой – на мишку и на мышку. Больше внимания самому процессу охоты, чем снаряжению, приблудам разным – это касательно настоящих охотников (увы, часто браконьеров) из глубинки.
Участник Larsen. Нет «русского» стиля в охоте.
На сегодняшний момент.
До 17 года это понятие можно было бы применить, скажем, к царским охотам в Беловежской пуще или к псовым охотам. С некоторой натяжкой под это понятие можно притянуть охоту на берлоге.
Соблюдался протокол, дресс-код и традиции.
Сейчас «...кто по грибы, кто за дровами...»
Участник Modano. Все-таки надо определиться, что есть стиль. А то происходит простое перечисление различных видов охот на наших просторах. В чем особенность?! Может, к особенностям, к «русскому» ковбойскому стилю отнесем стрельбу из АКМоидов до «железки» по всему, что шевелится в радиусе 300 метров, или брэчество с фарой по полям, может, стильно под путевку на вальдшнепа бить уток влет на весенней охоте (вижу регулярно и массово, поэтому тоже уже «стильно»).
По мне, нет никакого стиля. Можно, конечно, наряжаться в соболиные шапки, сафьяновые сапожки да в парчовые кафтаны-сюртуки. Но какое это имеет отношение к охоте в современных реалиях?! И, главное, эти переодевания нельзя назвать общепринятым стилем, трендом, если хотите.
Есть особенности, которые могут разниться от региона к региону. И почти не осталось традиций – никаких, ни дореволюционных, ни советских, ни постсоветских. Да и были ли они?! Я, конечно, бывал на охотах, где были чудаки, трубившие в рожок, с веточками, с зачитыванием «псалмов» над добытым зверем... но все это напоминало цирк-шапито. Имхо.
Участник ZOO 8. Современный российский стиль – это поляна на всю ночь, ящики спиртного порой и охота на местных матрон... По утрянке хрен кого поднимешь, все через ж... Непристрелянное оружие и его незнание, но бахвальство и горячее обсуждение патронов, со взаимообменом (попробовать). Жулики егеря (брэки в законе, и вашим и нашим) и полный бардак в хозяйствах.
Ну или закрытые коллективы фанатиков и одиночки (скорее профбрэки).
Первое ощущение, которое испытываешь от чтения всего написанного (а это – около 8 страниц мнений): русский стиль – это помойка. А русский охотник в описании большинства участников полностью подходит под немецкое распространенное выражение «руссише швайн».
Полноте, так ли это?
Почему обязательно при разговоре о «русском» в охоте мы делаем акцент на негативе с примесью плача Ярославны по неким прошлым великим, но безвозвратно ушедшим временам?
И решил я пойти в своих рассуждениях «от противного».
Вот что мне приятно вспоминать в охоте, которую я считаю «русской», что вот лично я считал бы за «русский стиль»?
Здесь сразу я оговорюсь, что моя Россия – она довольно ограничена и своеобразна. Это северо-восточная Сибирь, в которой доминирует промысел – мясной и пушного зверя. Ну а какого черта – именно этот тип охоты и лег в основу одного из самых распространенных охотничьих стилей, mountain men style в Северной Америке!
И я начал вспоминать одежду и поведение знакомых таежников-промысловиков, которых помню с конца семидесятых годов по настоящее время.
Главная черта стиля – это, безусловно, аккуратность. Очень большая аккуратность и дотошное внимание к мелочам. Ибо человек находится на промысле в одиночестве, несколько недель, а иногда и месяцев, мало того, что в условиях изоляции, так еще и в очень неблагоприятной внешней среде – снег, лед, мороз. Вон, на днях в Москве минус пятнадцать случилось – и весь Интернет встал на уши из-за варварских, ужасных, совершенно непереносимых капризов природы: ноги не ходят, руки не рулят, носы-уши отваливаются. А я вот сколько ни спрашивал моих знакомых промысловиков, какую погоду они считают для себя наиболее комфортной, ответ был примерно один – от минус десяти до минус двадцати при отсутствии ветра. И не холодно, и не жарко, понимаешь.
Наиболее распространенная зимняя верхняя одежда – надевающаяся через голову суконка и суконные же штаны – свободные, как шаровары, сужающиеся книзу. Куртки обычно или переделывались из костюма сварщика – грудь зашивалась, приделывались капюшон, нагрудный карман, резинки на рукава. Кто был подотошнее, шили сами или просили шить жен и подруг – по своим выкройкам. Тип одежды был, кроме всего прочего, продиктован и видом передвижения – на лыжах. Под сукно поддевался шерстяной свитер, ниже – или мягкая фланелевая рубашка, или шерстяная тельняшка. Иногда, в особо сильные морозы, поверх свитера надевалась энцефалитка из армейской диагонали, а уж в случае совсем уж лютого холода под суконку шла меховая жилетка.
На ноги – шерстяные носки; в лютые холода – меховые чулки, обувь – валенки или меховые ичиги, реже – унты.
На голову – вязаная скандинавская шапка, на большой мороз – меховая шапка-ушанка.
И такая экипировка позволяла человеку сохранять подвижность и работоспособность при температурах от минус десяти до минус пятидесяти градусов.
По себе знаю.
Это разве не стиль?
Конечно, стиль.
И мешок-поняга, и нетяжелый топор с длинной рукоятью, и легкий нож на «серьге» с деревянной ручкой наподобие столь модного ныне «якута», да вот только не совсем «якут»…
С чем была, конечно, закавыка у охотника-промысловика – так это с оружием. Ибо охотился он все-таки в отличие от того же mountain man не с тем, что нужно или нравится, а с тем, что дадут. А давали ему обычно или карабин Мосина, или малокалиберную винтовку. Человек, имеющий «Лося» или СКС, выглядел среди своих собратьев настоящим «рабочим аристократом». Ну не было у него возможности в оружейной области выработать свой стиль. Хотя и траппер Скалистых гор тоже если и выбирал, то обычно между Brown Bess, «индейским ружьем» Компании Гудзонова Залива и кентуккийской винтовкой.
Впрочем, и сегодня средний американский охотник использует обычно какую-то одну из винтовок с продольно скользящим затвором поворотного типа, чаще всего что-то из семейства Remington, и ему остаются чужды европейские изыски в виде «прямоходов» или штуцеров («Говорят, европейцы почему-то до сих пор выпускают эти очень странные ружья», –заметил мне один из наиболее известных американских охотников-спортсменов.)
Лыжи. Изготовление и снаряжение лыж, ходьба на них, их использование – это тоже неотъемлемая часть стиля русского промыслового охотника в Восточной Сибири.
И по отношению к добыче вел себя промысловик без излишнего пиетета, но не варварски. И место разделки, как правило, «убирал»; и все, что составляло зверя, старался освоить. Делал все руками – от избы до разделки туши и готовки пищи.
И это стиль.
И уж что совершенно точно относится к русскому таежному охотничьему стилю – так это избушечная культура. Умение обустроить путик и снарядить его нужным количеством временных жилищ и укрытий. Умение понимать язык тайги и пользоваться ее плодами. Знать, в каком случае ты вправе воспользоваться жилищем соседа, а в каком это будет сочтено за моветон, который может быть пресечен довольно разнообразными способами – от порубленных лыж до пули в голову.
Мы в одном из номеров уже давали небольшой очерк по избушечной культуре российского Севера, и, возможно, вернемся к этой теме еще не раз.
Итак, в результате воспоминаний передо мной предстает сибирский охотник-промысловик. Аккуратный, собранный, чистый. Облаченный в теплую одежду из натуральных материалов, с одним, но исправно действующим и эффективным ружьем, с набором носимого инструмента, мастеровитый, физически развитый и выносливый – вполне привлекательный во всех отношениях типаж.
Стильный?
Стильный.
И это касается только одного стиля охоты на всего одной десятой территории нашей страны.
Так что вот это – мой русский стиль.
И он не должен быть русским стилем охотников из кубанских плавней, из широколиственных лесов Брянщины и Воронежской области, из прибалтийской низменности и Карелии, из таймырских тундр и васюганских болот.
Я уверен, что охотники, постоянно проводящие время в поле, отдающиеся своей страсти, хорошо приспособленные к своим условиям, в каждом месте создают некий свой, локальный, неповторимый охотничий стиль. Который приятен, эффективен, красив и которому, оказавшись в тех условиях, хочется подражать.
При этом ошибаются те, кто считает стилем свинские стереотипы поведения – они интернациональны и не коррелируют ни с имущественным положением, ни с местом проживания ведущего себя таким образом персонажа.
Потому что охота – это не возможность убить зверя, оказавшись вне рамок цивилизационных условностей. Если рассматривать охоту именно так – тогда она и влечет за собой и алкоголь, и демонстративное пренебрежение законами, и неуправляемую гульбу – все, что превращает охоту, с точки зрения большинства населения, в пренеприятнейшее времяпрепровождение, а охотника – в отрицательного персонажа.
Охота – это образ жизни, включающий в себя поиск гармонии с природой, понимание происходящих в природе закономерностей и встраивание себя в них. Ощущение себя, Человека-Охотника, на своем месте. И это место подразумевает регулирование происходящих в природе процессов. С помощью охоты в том числе.
И только тогда человек будет вырабатывать свой охотничий стиль. Тот, который ему симпатичен и который он будет считать приемлемым для себя лично.
А уж каким он окажется – русским, чешским, британским или вообще его собственным, – дело третье.
А каков, на ваш взгляд, русский стиль в охоте, уважаемый читатель?
Текст и фото: Михаил Кречмар