Журнал

Новая Красная книга, что охотнику в ней?

В соответствии с Порядком ведения Красной книги Российской Федерации «издание Красной книги Российской Федерации осуществляется не реже одного раза в 10 лет». Последняя редакция вышла в 2001 году. В 2010 или 2011 годах новую редакцию выпустить не удалось. К тому времени многие члены Комиссии по Красной книге в силу возраста отошли от дел или вовсе покинули этот мир. Рабочие группы (секции) были практически неработоспособны из-за недостаточного числа оставшихся специалистов, и банально отсутствовал кворум, необходимый для принятия решений.

Новая Красная книга, что охотнику в ней? После того как состав секций был значительно дополнен и обновлён за счёт научных сотрудников, специалистов из заповедников, работников природоохранных организаций и государственных организаций, связанных с охраной природных ресурсов и охотничьим хозяйством, оказалось, что по вопросу необходимости занесения в книгу ряда наиболее значимых и спорных видов «в товарищах согласья нет». К тому же непредвзятым специалистам стало ясно, что в процессе «ведения» Красной книги её довели до кризиса. Как откровенно выразился один из ведущих зоологов страны, «сделали из Красной книги помойку», занеся в неё массу видов, на самом деле в столь высоком охранном статусе не нуждающихся. Много в Красную книгу попало и так называемых «краевых видов», в основном обитающих в сопредельных странах, а на территорию России заходящих лишь небольшими краями своих ареалов.

Хотели Красную книгу основательно почистить, оставив в ней лишь виды, действительно нуждающиеся в той форме защиты, которую даёт краснокнижный статус. Говорили, что следует оставить процентов двадцать, не более. Хотели, да не вышло. На дыбы встало громкое, агрессивное и хорошо финансируемое природоохранное лобби (замечу: не общественность, а именно лобби), которому часто важен не смысл, а форма. Всё сильно осложнялось тем, что реальных сведений о состоянии многих видов не было. Финансирование полевых исследований в отношении никому не интересных в хозяйственном отношении видов было свёрнуто с конца 1980-х годов, а под охотничьи учёты эти виды не подпадают. Исключение составляли лишь несколько «флаговых» видов, к которым проявили интерес или международные природоохранные организации, или представители высшей государственной власти.

Новая Красная книга, что охотнику в ней?

Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам, а именно так официально называется высокое собрание, обычно именуемое Комиссией по Красной книге, столкнулось с борьбой противоположных мнений и взаимоисключающих подходов. Стороны вели не всегда честную игру, пытаясь манипулировать кворумами и искажать процедуры принятия решений. Кто-то тешил амбиции, а кто-то пытался в этой мутной воде ловить рыбку в виде политических и не только политических дивидендов. Доходило уже и до издания приказов, которыми утверждались новые перечни видов, заносимых в Красную книгу России, но Минюст их не регистрировал из-за нарушений процедуры и продолжающейся склоки специалистов. Несколько лет ушло на поиски компромиссов. В итоге получилось то, что получилось. Как говорится, не судите строго.

Так что же уготовила нам, охотникам, новая редакция Красной книги? На первый взгляд, изменений не много, они касаются лишь нескольких видов. Но нам эти изменения небезразличны. Итак, по порядку. Сначала про зверей.

Прежде всего, о том, что не случилось. Не случилось возвращения в Красную книгу белогрудого (гималайского) медведя, который в 1998 году счастливо сию книгу покинул. У природоохранного лобби делом принципа было затащить гималайского медведя обратно. Разумных доводов никто из них слушать не хотел; от объективных данных о растущей численности, об участившихся случаях захода в города, о том, что многочисленные следы присутствия белогрудого медведя отмечаются повсеместно по его ареалу, они отмахивались по принципу «вывсеврёте». А за спинами этих «принципиальных борцов» маячила тень одного мощного и весьма одиозного международного зоозащитного фонда. Но всё же разум победил, и гималайский медведь остался охотничьим видом.

Второй удачей было наконец-то состоявшееся исключение из Красной книги так называемой аборигенной популяции уссурийского пятнистого оленя. Пятнистый олень в Приморье ведёт своё происхождение от двух корней. Первый – группировки вида, изначально там жившие. Второй – разбежавшиеся из оленепарков, поголовье которых было сформировано частично из отловленных местных оленей, а частично из завезённых из Кореи. На основании этого факта один московский учёный решил, что в Приморье существуют две разные популяции пятнистого оленя: аборигенная и парковая. Аборигенную популяцию занесли в Красную книгу. Как различать эти популяции, никто сказать не мог, звери ничем не отличались. В итоге было принято исключительное по своей несуразности решение, что на территории Партизанского, Лазовского и Ольгинского районов обитает аборигенная популяция, а в остальных местах – парковая. При том что олени совершенно беспрепятственно перемещались из района в район. Позже генетическими исследованиями было доказано полное отсутствие каких-либо различий между парковой и аборигенной популяциями. Со скандалами, интригами, криками о недопустимости покушения на святое пятнистого оленя выгнали из Красной книги в охотничьи угодья.

Из значимых для охотников изменений следует упомянуть, что в Красную книгу занесена восточно-саянская популяция сибирского горного козла (козерога). Решение это во многом спорно. Например, в Тыве заняли жёсткую позицию, отстаивая права охотников и аргументировано доказывая, что состояние популяции козерога относительно благополучно и не требует занесения вида в Красную книгу. В итоге краснокнижной стала восточно-саянская популяция вида, но за исключением животных, обитающих на территории Республики Тыва. Получилось смешно и глупо. Если популяция угрожаема, заносите её в Красную книгу, если нет, то нет. А получилось «здесь пишем, здесь не пишем, а там рыбу заворачиваем».

Занесены в Красную книгу новые подвиды и популяции северного оленя, ранее защищённые исключительно на региональном уровне, такие как:

– европейский подвид: мурманская западная, мурманская восточная, карельская, коми-архангельская, вятско-камская популяции;

– сибирский лесной подвид: алтае-саянская и ангарская популяции, за исключением Республики Тыва;

– охотский подвид – камчатская популяция.

Пополнил ряды краснокнижников и снежный баран. Ранее в Красной книге присутствовали его путоранский подвид (Ovis nivicola borealis) и чукотская популяция якутского подвида (Ovis nivicola lydekkeri). Теперь к ним добавилась и малочисленная изолированная популяция кодарского подвида, обитающего в северо-восточной части Станового нагорья на хребте Кодар в пределах Забайкальского края и Иркутской области. Подвид очень уязвим, поэтому ему присвоен статус «находящийся под угрозой исчезновения». Справедливости ради надо сказать, что легальная охота на кодарского барана и раньше была запрещена, потому как он был занесён в региональные Красные книги.

Ещё одним новосёлом Красной книги стала чукотская популяция камчатского подвида черношапочного сурка. Раньше краснокнижным был только его забайкальский подвид. Не уверен, что это нововведение огорчит чукотских охотников, но иметь это в виду надо, чтобы не настрелять приключений на свою… голову.

Помимо уссурийского пятнистого оленя из Красной книги России были исключены следующие звери, которые могут представлять охотничий интерес:

– солонгой – дальневосточная популяция;

– амурский степной хорь;

– алтайская популяция западносибирского подвида речного бобра.

Новая Красная книга, что охотнику в ней?

Что же касается птиц, то следует отметить, что любителям охоты по перу, и прежде всего гусятникам, новая редакция Красной книги России преподнесла больше пакостей.

Самые яростные споры кипели вокруг двух видов: серого гуся и гуменника. Многие региональные органы власти, научные организации, отдельные специалисты-орнитологи, организации охотников настаивали на отсутствии причин для занесения этих видов Красную книгу. Каждая из сторон приводила свои резоны и свои данные по численности, опровергая данные оппонентов как нерепрезентативные. В итоге – компромисс, и опять нелепый. В Красную книгу занесены:

– серый гусь на территориях Респ. Бурятия, Респ. Коми, Респ. Крым, Респ. Мордовия, Респ. Татарстан, Респ. Хакасия, Чувашской Респ., краёв – Забайкальского, Красноярского, Приморского, Хабаровского, областей – Амурской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Томской, Еврейской АО и Ненецкого АО;

– гуменник западный, лесной подвид на территориях Респ. Алтай, областей – Архангельской, Кемеровской, Новосибирской, Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО;

– гуменник сибирский, таёжный подвид в Респ. Алтай, Респ. Бурятия, Респ. Саха (Якутия), Респ. Тыва, Респ. Хакасия, краях – Забайкальском, Камчатском, Красноярском, областях – Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской, Чукотском АО.

Получается, добыть серого гуся в Московской области – преступление, а в соседней Рязанской подстрелить такого же гуся – нормально. А если краснокнижный гуменник перелетит из ЯНАО в Красноярский край, то он снова охотничий вид.

Из интересных охотнику видов краснокнижный статус обрели:

– очковая и сибирская гаги;

– утка-касатка (за исключением Приморского края);

– большая белая куропатка – подвид, обитающий к востоку от р. Урал до подножия Алтая;

– большой кроншнеп. В Красную книгу попали не все популяции и подвиды, но в результате возникла такая мозаика, что от стрельбы по этому крупному кулику советую воздержаться;

– обыкновенная горлица. Ещё недавно была массовой птицей, но сегодня орнитологи называют цифру 7–15 тысяч пар. При этом охотничьим видом осталась кольчатая горлица. Так что перед тем как стрелять мелкого голубя, советую присмотреться, есть ли на шее хорошо видимый «ошейник».

Краснокнижные новости не очень радуют охотников. Но наше от нас не уйдёт, а то, что ушло, – не наше!

Автор: Алексей Вайсман

 



Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№9 (132) 2023 №4 (79) 2019 №4 (127) 2023 №6 (69) 2018 №4 (55) 2017 №1 (52) 2017