Конкурс рассказов «Русского охотничьего журнала»

Дальний выстрел

Сергей Малашко
Сухову Сергею – охотоведу, другу-однокашнику посвящаю

Этого лося я выслеживал долго – недели три. Впервые следы молодого быка появились невдалеке от палатки и пересекли мой путик в один из ноябрьских вечеров. Бычок спустился в долину небольшого ручья, кормился там и ушел в непроходимые заросли ольховника. С этого дня мы начали игру в догонялки – я пытался выследить его на утренней кормежке, медленно передвигаясь вдоль закрайка зарослей, в надежде увидеть кормящегося хитреца. Пытался застать его на вечерней кормежке. Увы, во всех случаях лось выигрывал. Он умудрялся обмануть меня – выходил на кормежку, когда я его не мог заметить, или не выходил совсем. Так повторялось несколько раз. Это злило, но, увы, не было времени заниматься только им. Нужно было работать еще на трех путиках. 

С вечера за ужином при свете керосиновой лампы, тускло освещающей нашу уютную палаточку, и под потрескивание печки-экономки, держали военный совет на Анюе:

– Серега, давай вместе проедем по моему путику, а то, наверное, устал от своих лыжных прогулок. Скоро в поселок – мясо там не будет лишним. Я ездил с твоим карабином, но ни один из ишаков, которых я видел раньше, не хочет со мной общаться. Похоже, твой карабин только хозяина знает, – произнес друг, прихлебывая ароматный бульон.

Мы сидели у стола в рубашках и нижнем белье, вопреки тому, что за брезентовыми стенками палатки морозец давил градусов на сорок. Наша чудо-печурка позволяла это делать. Печурочка особая, экономка, позволяющая дровам отдавать в палатку максимум тепла от сгорающих дров. Это особое удовольствие – после тяжелого дня снять с себя верхнюю одежду и дать телу понежиться в расслабляющем тепле.

– Не поверишь, с удовольствием. Может быть, завтра увидим хитрюгу, который меня пока дурит на все сто, – без колебаний согласился я, обгладывая изумительные по вкусу поблескивающие жиром лосиные ребрышки.

На том и порешили. Поднялись рано, часов в шесть. Пока завтракали, одевались и прогревали снегоход, уже рассвело. На улице было тихо, недалеко от съезда на лед нашего озера из-под берега вышла наледь. Случилось это ночью, и за это время ближайшие от нее деревья покрылись снежными кристалликами, играющими красками в лучах восходящего солнца. Солнце поднималось как-то тяжело, даже лениво. Словно понимая, что его приход на небосклон никого не согреет.

Мы были готовы к выезду, снегоход урчал, укутываясь белым дымом от работающего двигателя.

– Серега, ты на градусник смотрел? Чего-то совсем не комфортно, – спросил я напарника.

– Могу порадовать – минус 45, – без оптимизма ответил он.

Я сел в нарты, друг включил передачу, и мы двинулись навстречу событиям дня нынешнего. Не торопясь ехали по Серегиному путику в надежде, что где-нибудь замаячит силуэт лося, стоящего в облаке белого пара от дыхания. Путь наш лежал по правой стороне поймы большого ручья, бегущего по кочкарниковой пойме. Ее ширина доходила до километра.

Неожиданно Сергей остановил снегоход. Я тревожно обернулся и спросил:

– Чего случилось, друже?

– Да ничего особенного. Видишь, вон твой друг стоит, – с улыбкой ответил Сергей, указывая рукой в пойму.

Напарник выглядел очень колоритно в чукотском малахае, покрытом изморозью на крепком анюйском морозе. Я вылез из нарт и глянул в нужном направлении. «Ну вот, не прошло и месяца, как свиделись», – подумал я, всматриваясь вдаль.

На противоположном краю поймы, довольно далеко в облаке пара стоял небольшой лось. Стоял спокойно, уверенный в собственной безопасности.

– Чего делать будем? – спросил друг, наблюдая за зверем. – Ну очень далеко стоит, не менее полукилометра.

– Сухов, этот ишак* испортил мне кучу нервов и очень разозлил. Я же ему попробую испортить шкуру, – с недоброй иронией ответил я. – Видишь, мне и упор для стрельбы специально приготовили. Не дальше, ни ближе, а именно там, где нужно.

С этими словами я сошел со снегоходного следа и направился к стоящему напротив нарт метрах в восьми сломанному дереву. Оно идеально подходило для стрельбы с упора. Проваливаясь в снег почти по пояс, я добрался до дерева, обтоптал снег около него. Напарник с недоверием наблюдал за моими приготовлениями.

– И вправду стрелять будешь? – спросил он, не удержавшись.

– А то! Вспомним уроки военной кафедры. По-моему, стоит этот негодяй метров за пятьсот. Подниму прицельную планку на одно деление, и дальше будь что будет, – ответил я, снимая карабин и укладывая его на удобный упор. Я даже взмок от напряжения, несмотря на сорокаградусный мороз. Мне впервые предстояло стрелять на такое расстояние.

Глянув сквозь прорезь прицельной планки на мушку, я попробовал совместить ее с целью. Мушка укладывалась на цели по горизонтали всего три раза, поэтому прицеливаться придется очень тщательно. Выстрел довольно сложный. Первым патроном в стволе стоял трассер**, и, благословясь, я начал целиться. Спиной ощущал пристальный взгляд друга, сидящего на снегоходе. Держу пари, что в глазах читался вопрос: «Неужели попадет?»

Задержав дыхание, прицелился, но выстрелу помешала желтая хвоинка лиственницы, очень некстати попавшая в глаз. Вероятно, с шапки слетела. Снял рукавицу, протер глаз и принялся наводить оружие. Вновь задержал дыхание и плавно нажал спуск. В морозном воздухе выстрел прозвучал глуше обычного, и, оставляя следы в воздухе, пуля направилась на встречу с целью. Как мне показалось, попал сразу же. Лось качнулся, тряхнул головой, но продолжал стоять на месте. Сергей молча наблюдал за происходящим. Тщательно прицелившись, я сделал еще два выстрела.

После второго задние ноги лося подкосились, он остался стоять на передних. После третьего завалился набок.

– Ну ты даешь, – сдержанно похвалил меня напарник за удавшийся непростой выстрел.

– Ладно, об этом потом. Поехали к нему, пока не встал, – предложил я, возвращаясь к нартам.

Двигатель снегохода вновь выбросил облако белого дыма, мы съехали с путика и стали пересекать пойму, приближаясь к лежащему зверю. Но смогли доехать только до ручья. Высокие кочки на снегоходе трудно преодолевать с нартами на прицепе. Гусеницы в бессилии шлифовали кочки, но снегоход стоял на месте. Пришлось отцепить нарты, только тогда снегоход сможет двинуться дальше.

– Сергей, бери карабин, я дозарядил магазин. Хоть твой дробовик и не надежен, оставь его мне – как-то не хочется вообще без ствола оставаться. Сам езжай и добери подранка. Чую, что может встать, – сказал я другу, отцепляя нарты.

Мы обменялись оружием, и напарник на снегоходе направился к лосю. Я пешком пошел за ним. Когда до подранка оставалось не более ста метров, я увидел, что лось встал и повернул голову в сторону приближающегося снегохода. Он покачивался, но сделал усилие и двинулся в заросли ольховника. «Вот только этого нам не хватало, – подумал я, наблюдая за приближающимся к подранку снегоходом. – Сейчас тезка его приголубит».

Лось тяжело пытался уйти и укрыться в зарослях, ему оставалось до них метров пятьдесят. Сергей остановил снегоход метрах в сорока, заглушил двигатель, встал на подножку и прицелился. Вновь сухо треснул приглушенный морозом выстрел, лось продолжал уходить в заросли – Сергей промахнулся. Раздалось еще два выстрела – вновь промах. Мне стало понятно, почему это происходит – я передал Сергею карабин, не опустив планку на первое деление прицела.

– Сухов, планку опусти, – кричал я Сергею, стоявшему на снегоходе и недоуменно смотрящему то на уходящего лося, то на карабин, из которого он безобразно мазал. Вероятно, он услышал мои крики, обернулся, я на дробовике показал, что нужно сделать. Друг все понял сразу, одним движением опустил планку, быстро вскинул карабин. После выстрела лось завалился набок и забился в агонии.

Я не спеша прибрел к снегоходу, даже разогрелся в движении по кочкам. Сергей сидел на сиденье и курил.

– Ну что, дружище, с полем и с мясом, – шутливо поздравил я друга с нашим успехом.

– Послушай, до последнего не думал, что ты попадешь. Красиво получилось, даже завидно немножко, – ответил мне друг, затягиваясь сигареткой и пуская дым вместе с паром от дыхания на морозном воздухе. Малахай его искрился от измороси.

Мы не спускали глаз с лежащего лося. Ему не удалось дойти до ольховника метров десять, и сейчас он лежал без движения. Я дождался, пока Сергей выкурил сигаретку и сказал:

– Эх, охота закончилась, начинается процесс превращения живого организма в куски мяса.

Шевелиться придется резво, мороз отпустил, но около тридцати пока еще есть.

Мы направились к поверженному лосю, постояли рядом, наблюдая за ним. Не испытывая судьбу, пустил пулю зверю за ухо. Только после этого подошел к нему, сделал все необходимое в этом случае. Кровь окрасила снег и желто-коричневую траву открытой тундры. Увы, суровая проза жизни. Вдвоем в два ножа, подгоняемые морозом, разделали лося. Хоть и звучит жестко, но сделали мы работу быстро, иногда отогревая замерзающие руки в теплых и парящих на морозе внутренностях.

– Эх, классная будет похлебка из ребрышек и грудинки, – мечтательно сказал друг, закуривая неизменную сигаретку, после того как мы закончили эту кровавую и малоприятную процедуру.

– Тезка, согласись, только избранные смогут понять всю прелесть непростой мужской работы в ста пятидесяти километрах от поселка, когда рядом только надежный друг, бескрайние чукотские просторы, крепкий мороз и капризная госпожа Удача. И пусть она нам улыбается чаще, – ответил я другу.

– Пусть будет так, – с пониманием ответил друг. 

Отпуск в Анюйской тундре продолжался…


________________________
Ишак* – местное название лося.
Трассер** – патрон с трассирующей пулей,
показыващий полет пули в воздухе.
Guest
Непонятно как данный рассказ прошел условие конкурса- пропогандировать правильную охоту - дальный выстрел без оптики , когда цель сопоставима с размером мушки - реальное браконьерство.
Имя Скрыть Удалить
HATAH
Возможно, стоило начать данное повествование фразой:

«По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее...»
Имя Скрыть Удалить
lerom
Суровый быт на крайнем Севере, соотнесен с суровыми правилами выживания.
Я окунулся как бы в самую древнею профессию охотника, а у кого древняя профессия "прости меня Господи", тому это покажется жестоким.
Имя Скрыть Удалить
HATAH
Цитата
10.11.2013 15:28:45
lerom
Изложите свои мысли точнее.
Имя Скрыть Удалить
Guest
Возможно, стоило начать данное повествование фразой:

«По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее...»

Не надо ерничать. Цель данного конкурса рассказов пропаганда правльной охот.  Какая же это правильная охота? Здесь " Мушка укладывалась на цели по горизонтали всего три раза" т.е куда попадет пуля - не понятно,. Такой выстрел практически "на обум". Чему учит такой рассказ? Правильно, надо пытаться стрелять, авось повезет.Автору очень повезло, что он вообще попал в лося, что тот не ушел подранком и зря не пропал  в чаще.
Да законодательно не определена норма "дальнего выстрела", но есть охотничья этика в конце концов.
Имя Скрыть Удалить
Guest
Спорное  замечание по поводу выстрела "наобум" . Возможно его автор привык стрелять с примением мощной оптики.За отсутствием таковой иногда я стреляют с примением естественных упоров или различных приспособлений, тем более в недавнем прошлом. Никогда не забуду  одного охотника ,который при добыче сибирских косуль и лосей использовал так называемые "сажанки'.Стоящих  косуль стрелял он с их помощью метров за 200,притом виртуозно.Чему следовало бы поучиться.Оружие -КО-44 ,даже не винтовка. Вообще  выстрел даже  с руки по стоящему лосю в пределах прямого выстрела  для хорошего стрелка не такое уж и  редкое явление. Еще один пример .по моему вполне сопоставимый-выстрел по глухарю из ТоЗ-16 пристрелянной под себя  с упора метров на  75 с открытым прицелом- до недавнего времени норма.с отличным КПД по подранкам.которые почти все добирались с собакой.
Имя Скрыть Удалить
Guest
1) "Мушка укладывалась на цели по горизонтали всего три раза" и в какое же место туши лося так можно прицелиться?  Очень сложно попасть  "по месту"
2) 75 метров, это чем меряли?
Имя Скрыть Удалить
Guest
Сложно -это не значит  невозможно. Прицеливание  по корпусу .естественно .Голова шея как точка прицеливания не рассматривается .
Первый раз промерял шагами -около ста.по ровной некочкарниковой мари  Затем перестал- должен же быть какой-то глазомер.который позволял бы точно определять такие  расстояния до цели. Раньше  ведь лазерных дальномеров  не было.и глазомер редко подводил.
Имя Скрыть Удалить
Guest
"Прицеливание по корпусу .естественно " -  и что это пропаганда правильной охоты? А вот сколько покалеченных  зверей ушло после таких выстрелов. Это один уданый выстрел, не знаю, может быть на сто? Стесняюсь спросить из какого оружия был произведен тот удачный выстрел по лосю за 500 метров (судя по коственным данным это был СКС)?
Имя Скрыть Удалить
Guest
Скажите.а что вы подразумеваете под правильной охотой в привязке к конкретной ситуации? Персонажу удается добрать животное.все необходимые условия для этого были.-снегоход .чистое место и время на добор. Оружие-ОП СКС ,подчеркиваю боевой ,а не охотничий исковерканный вариант . Все остальное зависит от навыков стрельбы. Вы правы,таких выстрелов много не бывает,именно поэтому они запоминаются. Он и есть и будет единственным и неповторимым.
Имя Скрыть Удалить
Guest2
Под правильной охотой в данном случае  я понимаю стрельбу в меру и  по месту. Тем более использовался боевой СКС с боевыми патронами, которые как правило шьют. Попадение не по месту привело бы к потере трофея, что почти и произшоло. Конкурс затевался как пропаганда правильной охоты. И что здесь может подчерпнуть начинающий охотник? Начать стрелять на запредельные дистанции?
Имя Скрыть Удалить
Guest
Очень многое.
1. Он обязан уметь делать подобные выстрелы в критических ситуациях.когда остаешься в 150 км от жилья  с двумя банками тушенки на двоих в палатке в не самых ласковых условиях Чукотки.
2. Он может понять.что охота бывает не только с тирной стрельбой  со стрелковых вышек на полях по  прикормленному  животному.
3. Он может понять .что иногда приходится стрелять с открытым прицелом.

4 Может понять как проводится стрельба с подручного упора.-валежина,даже ствол дерева или еще что -либо.
5. Должен понять.что отвтсвенность за такой выстрел очень высока.
6. Может узнать,как определять прицел в условиях сильного мороза и безветрия.

Мне интересно,какой вы считаете допустимую дистацию для стрельбы по лосю .из СКС .чтобы охота становилась правильной в Вашем понимании? Вы должны знать что баллистика пули боевого СКС кардинально отличается от баллистики охотничьего варианта. Из охотничьего на такое расстояние нельзя стрелять  по определению И с чего вы решили что патроны не имели неких своих фенечек? Полуоболочку в автоматику совать нельзя- проблемы иногда бывают,так что персонаж обходился боевыми с некими приблудами. да ,это не патрон 7,62*51,но останавливающее действие можно увеличить
Имя Скрыть Удалить
HATAH
А вы не могли бы писать под своими аккаунтами? Хочется знать героев в лицо!
Специально для обсуждений этого произведения создна ветка на форуме. Не могли бы вы писать там, ато междусобойчик какой то получается...
Имя Скрыть Удалить
Сергей Малашко
Натан.добрый день!! Как-то не предал регистрации особого значения.Исправляю ошибку ,пишу пост под именем и фамилией.Все остальное предельно понятно.
Имя Скрыть Удалить
HATAH
Почти все пишут под ником Guest, что создает затруднения при чтении.
Имя Скрыть Удалить
Guest
Предложение"– Тезка, согласись, только избранные смогут понять всю прелесть непростой мужской работы в ста пятидесяти километрах от поселка, когда рядом только надежный друг, бескрайние чукотские просторы, крепкий мороз и капризная госпожа Удача. И пусть она нам улыбается чаще, – ответил я другу." выглядит как-то напыщено. Создается впечатление  искуственного урашательства текста. Из-за этого сразу теряешь доверие рассказу.Трудно поверть , что уставший от работы на морозе человек может выговорить такую длинную фразу .
Имя Скрыть Удалить
msmgd
Уважаемый гость!! Благодарю за отзыв и замечание.Соглашусь с Вами, во многом ,но с оговоркой. Описываемые события произошли довольно давно в 1992 году.Участники были моложе ,эмоциональнее  ,поэтому и позволляли себе нечто подобное.  Сергея уже нет в живых. Право доверия или недоверия к рассказу  или к его фрагментам полностью остается за Вами. Из этих двух уважаю любое. Ну а фразу,действительно ,есть смысл сделать покороче.
Все остальное -вопрос Вашего личного восприятия текста и описываемых в нем событий.Без обид и с уважением Сергей
Имя Скрыть Удалить

Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№12, Декабрь, 2013 №4 (31) 2015 №4 (55) 2017 №4 (19) Апрель 2014 №12 (51) 2016 №4 (67) 2018