Иногда судьба преподносит сильно отсроченные сюрпризы, когда уже и думать о чем-то забыл.

" /> Северный ветер Якутии - №12, Декабрь, 2013. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Северный ветер Якутии

Иногда судьба преподносит сильно отсроченные сюрпризы, когда уже и думать о чем-то забыл.

Северный ветер Якутии

Вот так и произошло в этот раз: лет одиннадцать назад был у меня один хороший знакомый, вся жизнь которого прошла в геологических экспедициях в Якутии – труднодоступные районы севера, охота на сохатого и оленя, рыбалка, вечерний костер, «сырая палатка…» и прочие прелести и испытания таежной жизни. Многое помню из его рассказов о жизни в алмазном крае нашей необъятной страны – городе Мирный и о природе тех мест. Интересно было, но понимал, что попробовать мало реально. Ан, нет! Деловое общение с одним из партнеров нашего журнала переросло в некоторые совместные проекты, и в результате вырисовывалась довольно интересная возможность сплавиться по одной из рек Мирнинского района Якутии – с охотой на сохатого и попутной рыбалкой. Но человек предполагает, как известно, а природа тем временем вносит свои коррективы: лето в Якутии выдалось аномально жарким, буйствовали пожары, уровень воды в реках упал до катастрофического. Наша экспедиция стала и невозможной, и бессмысленной, да и небезопасной, в конце концов. Все шло прахом. Решили «сломать» ситуацию, перенести на октябрь – нашей целью стал дикий северный олень, так чтобы попасть на самый его ход, на миграцию.

И вот последняя декада октября, в Москве тепло и сыро, я в «Домодедово», табло аэропорта сообщает, что нынче +130 по Цельсию. Ну что ж, «Поехали!»

Между Москвой и Мирным есть вполне удобный прямой рейс «Алроса-Авиа»: 6 часов, и ты на месте, но так как билеты брались в последний момент – мы ждали подтверждающей информации о том, что олень пошел, то пришлось лететь через Иркутск: пара часов ожидания в аэропорту, и посадка на рейс уже до столицы алмазного края. Мирный встречает ярким солнцем, снегом, и морозец в -150 приятно пощипывает нос. Меня встречает Андрей Иванов – директор географического клуба «Северный ветер», организатор нашего тура, с которым мы уже давно заочно – по переписке – знакомы.

Грузимся в микроавтобус и едем к Андрею в загородный дом, где нас ждет радушный прием его родителей. Вот уж действительно вкусил прелестей северной кухни: оленина многочисленных способов приготовления, пелядь, ленок и прочее.

Не могу не сказать два слова о родителях Андрея.

Отец, глава семейства – Ян Семенович, охотник-промысловик с большим стажем, имеет в пользовании большой участок под промысел соболя, в прошлом – тренер еще советской сборной по боксу (к слову, Андрей и сам мастер спорта международного класса по кикбоксингу).

Мама – Наталья Михайловна, председатель Мирнинского районного общества охотников и рыболовов, которое существует со времен становления Мирнинского района Якутии, площадь закрепленных за обществом угодий составляет 674 672 гектара. В обществе состоит более 5000 охотников из городов Мирного, Удачного, поселков Айхал, Чернышевский, Светлый, Арылах, Алмазный, Заря. Наталья Михайловна – заслуженный работник охотничьего хозяйства, постановлением Центрального совета Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» удостоена медали Алексея Орлова.

В угодьях охотобщества нам и предстоит попытать счастья в охоте на дикого северного оленя, а пока у нас по плану небольшая обзорная экскурсия по Мирному и окрестностям.

Собственно история города началась с одного знакового события, которое и определило дальнейшую судьбу региона. 13 июня 1955 года поисковый отряд геологов Амакинской экспедиции в составе геологов Ю.И. Хабардина, Е.И. Елагиной и В.П. Авдеенко открыл алмазоносную трубку «Мир», и в Москву была отправлена телеграмма следующего содержания: «Закурили трубку мира. Табак отличный».

Карьер «Мир» функционировал с 1958 по 2001 год, глубина выработки составила 525 метров, алмазов было реализовано на сумму 17,5 миллиардов долларов, а на въезде в город установлен памятникам геологам-первопроходцам.

Недолгие сборы, ночуем и рано утром выдвигаемся на север по трассе Мирный–Айхал.

На подъезде к поселку Чернышевский фотографируем Вилюйскую ГЭС – весьма впечатляющее сооружение. В самом поселке встречаемся со второй половиной нашей команды, перегружаемся в «лендкрузер» и «уаз-буханку», которые теперь станут для нас домом на ближайшие пять дней, и – вперед! Мы идем на север!

По дороге встречаем поломавшихся геологов, которые подтверждают, что наш маршрут выбран верно – олень идет. К вечеру добираемся до первых перспективных угодий, разводим костер, варим пельмени и отходим по машинам ко сну. За бортом около 20 градусов морозца, машины не глушатся всю ночь.

Рассветает на севере поздно, нормальная для охоты видимость наступает не ранее десяти часов утра. Можно осмотреться и понять, что собой представляют места миграции северного оленя: достаточно редкая лиственничная тайга, перемежающаяся обширными марями – это сырые летом низины, покрытые мелким угнетенным кустарником и труднопроходимым кочкарником, зимой воду вымораживает, кочкарник укрывает снегом, но ходить по мари все равно – то еще удовольствие. Тактика охоты очень проста. Находятся свежие переходы оленей, охотники расходятся по краям марей и держат связь по рациям, пытаясь высмотреть переходящие стайки зверя. Надо сказать, что в поездке очень хорошим подспорьем оказался дальномер от Leica, модель Rangemaster 1600 – очень легкий и компактный прибор, который позволяет оперативно «пробить» расстояние до ориентиров на мари – отдельно стоящих деревьев, чтобы в случае выхода оленя уже иметь точное представление о дистанции до объекта охоты.

Да, так об охоте. В первую половину дня поиск оленя не увенчался успехом, перемещаемся по профилям дальше, находим свежий переход – решаем с Андреем пройти и, по возможности, высмотреть на открытом пространстве оленей. Пройдя с километр, останавливаемся и прислушиваемся – Андрей говорит, что ясно слышит стук самцовых рогов (у оленей сейчас идет гон), аккуратно выбираемся на край мари и видим удаляющуюся стайку оленей на противоположном «берегу» – либо мы подшумели, либо ветер выдал нас. Досадно!

Тут Андрей взглядом указывает на место чуть в стороне от ушедшей стайки. Оборачиваюсь: как ни в чем не бывало, два самца продолжают выяснять отношения! Дистанция около двухсот метров, «твой правый, мой левый» – первым обнизил, поправился – попал, добавил, есть! У Андрея тоже – есть! Два быка!

Настроение наше резко улучшилось! Спешим к трофеям, по кочкарнику через марь получается не так быстро, как хотелось бы. Вызываем по рации остальных ребят, принимаем поздравления, фотографируемся и, не откладывая в долгий ящик, принимаемся за обработку трофеев – и так прохладно, за двадцать, да и ветерок на мари тянет приличный. Чувствую, что после московской теплой погоды я не совсем адаптировался к здешним температурам – ой, не совсем. Далее следует веселый аттракцион по вытаскиванию добычи с мари на более-менее твердую дорогу, находим поляну, где на ночь раскладываем добытое – заморозить, сами располагаемся рядом, тут и ночуем.

Немного об используемом оружии. Как правило, местными охотниками используются конверсионные образцы отечественного оружиепрома – «Тигры», «Вепри» и, конечно, СКС, как без него. Стрельба по оленю происходит чаще всего на расстояние до трехсот метров, редко когда дальше.

Следующие два дня проходят в поисках оленя, когда мы совсем чуть-чуть не добираемся до Полярного круга. Однажды утром, выскочив из машины, чувствую, что за ночь похолодало, и ощутимо, ребята уверенно заявляют, что -350 точно есть, однако! И это только конец октября…

День ознаменовался моими промахами по быку с довольно внушительными рогами – так и не удалось сделать себе подарок на день рождения, тем не менее, вечером у нас торжественный ужин в ресторане на колесах под кодовым названием «буханка» – тосты и поздравления под мороженую оленью печень.

За ночь в природе что-то произошло – погода резко начала меняться, небо быстро затягивает белой пеленой, поднимается ветер и начинается метель. Принимаем решение выбираться поближе к дороге, пока нас не накрыло циклоном. Решение оказалось правильным: за сутки погода меняется с -350 и ясно до ураганного ветра, метели, перешедшей в дождь, и итоговых +30. Все покрывается коркой льда – трасса становится катком. Эвакуируемся. По-светлу прошли значительную часть обратного пути, к вечеру нам остается всего лишь 120 километров, которые мы проходим за 12 (!) часов темного времени суток. Утром у Мирного движение перекрыто – коварный спуск на трассе, несколько машин лежит в кюветах, аварийные службы в срочном порядке буквально засыпают дорогу песком. Но мы понимаем, что уже выбрались, мы дома.

Пока отдыхали и разбирали вещи, Андрею поступил звонок от Егора Егоровича Сыромятникова – заместителя руководителя Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) по северо-западной группе районов с приглашением в гости. Спешим, пока Егор Егорович не убыл в очередной рейд в угодья. Знакомимся, сразу находим общие темы для разговора – об охоте: я рассказываю «как у нас», Егор Егорович – об особенностях охоты в регионе и актуальных проблемах в охотхозяйстве. Проблемы эти не новы, но злободневны: крайне малый штат инспекторов, низкая обеспеченность техникой и средствами связи, отсюда, как следствие, и случаи браконьерства, и несоблюдение элементарных правил безопасности и обращения с оружием, что влечет за собой несчастные случаи в момент массового хода оленя (см. раздел «Новости»).

Общение продолжаем по пути в национальный парк «Олонхо». Там знакомимся с бытом якутского народа: традиционными жилищами, предметами обихода. Егор Егорович демонстрирует традиционную якутскую одежду охотника, сшитую из шкур росомах – она очень теплая, легкая и функциональная, а также нож-пальму – неотъемлемый в прошлом атрибут каждого таежника. Смотрим достаточно богатый зверинец на территории парка: медведи, маралы, овцебыки, яки. В общем, и не охотнику есть что посмотреть и чем занять время.

Спешим обратно: мне пора паковать вещи, Егорычу – в рейд. Мой визит в Якутию подходит к концу.

Да, еще расскажу о снаряжении и экипировке.

Про дальномер упомянул выше – очень удобный и точный прибор от Leica, но в данных условиях, уверен, его потенциал не раскрыт еще полностью – полагаю, что он раскроется при охоте, например, в горах, когда потребуется рассчитать баллистическую кривую, да и при любой другой охоте, где нужен будет дальний точный выстрел. В общем, редакция продолжает осваивать данный девайс.

Нож. Куда на северах без ножа! Нож я использовал «саамский», от Алексея Мельницкого. Он ожидаемо хорошо показал себя при разделке, да и форма рукояти оказалась вполне подходящей для работы в перчатках на морозе.

Одежда. На этой охоте носил костюм серии Performance от Outfox. От Outfox же термобелье серии Merino, нареканий нет: удобно, сухо и комфортно. Того же производителя флиска – достаточно качественный продукт, за исключением того, что я подумал бы над конструкцией воротника – шею несколько натирает и верхняя простроченная лента норовит выдернуть волос то из головы, то из бороды.

Самый верхний слой: куртка и штаны. Куртка с массой удобных карманов, с отстегивающимися оранжевыми манжетами, что весьма актуально на коллективных охотах. Да, при -350 материал куртки начинает ощутимо шуршать при ходьбе, но тут, боюсь, производитель не рассчитывал на использование костюма при столь низких температурах, а вот влаго- и ветроустойчивость оказались на высоте. То же относится и к штанам. Удачный покрой с высокой поясничной частью – актуально на ветру и морозе, большие внешние карманы для всякой мелочи и молнии в штанинах от колена вниз, позволяющие застегнуть брючину поверх сапога и плотно зафиксировать липучкой. Это реально помогло, когда я угодил в наледь и провалился выше колена – ноги остались сухими, чего не было бы, если б штанины заправлялись внутрь обуви.

С обувью – промахнулся, скажу честно. Взял старые добрые неопреновые сапоги, в которых охочусь зимой здесь, но температуры ниже -200 даже при активной ходовой охоте они не выдерживали. Над обувью в следующий раз стоит серьезно задуматься: она должна быть одновременно и легкой, и теплой, а еще хорошо держать голеностоп.

Так же я брал с собой набор первой помощи от компании «Трансмедтех» («АИ-Н-3 Тактика»): комплекс хорошо «заточен» под оказание первой помощи при несчастных случаях на охоте, вдали от цивилизации. Жгуты, кровоостанавливающий препарат, комплекс обезболивающих препаратов и средства от ожогов и обморожений. Да и пенал с противошоковым набором медикаментов дает шанс. Хорошо, что не понадобилось, но теперь всегда с собой.

Вот и все – утром едем с Андреем в аэропорт, тепло прощаемся, зная, что увидимся еще, планы уже есть. В Мирном -230 градуса, взлет, – и Москва снова встречает дождичком и +120.

Теперь для меня север – это навсегда! 

  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
a:2:{s:4:"TEXT";s:98:"
Текст и фото: Александр Фролов 
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Вернуться к списку

Guest
можно у вас поохотиться
Имя Скрыть Удалить

Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№8 (95) 2020 №8 (107) 2021 №6 (117) 2022 №4, Апрель, 2013 №01 (136) 2024 №8 (71) 2018