Журнал

Бинокль полевого наблюдателя

С биноклями я познакомился довольно рано. Первый бинокль, который мне попал в руки на прогулке в пятилетнем возрасте, был трофейный Zeiss 6*30. Про него ничего внятного сказать сейчас уже не могу, тем более что под конец той прогулки я качественно упал, разбив как линзу в бинокле, так и эбонитовый наглазник. Сказать что было обидно – это ничего не сказать... 

Бинокль полевого наблюдателя

В университете на орнитологических практиках особого разнообразия биноклей не наблюдалось. Собственно, моделей было две – БПЦ 8*30 и БПЦ 12*45. БПЦ расшифровывалось как бинокль призменный с центральной фокусировкой. В общем и целом, нам их хватало. Но они были тяжёлые, особенно 12 кратные, легко заливались водой или отпотевали. Да и качество картинки было так себе. Последнего мы, впрочем, не замечали, так как сравнивать было не с чем. Единственно все отмечали, что бинокли, произведённые в СССР, были явно лучше тех же биноклей, но сделанных в 90-е.

С тех пор прошло много времени и ситуация сильно поменялась. Вначале, наверное, стоит написать пару слов о технических характеристиках. При описании бинокля всегда используется два показателя – кратность и диаметр выходной линзы. Например, 7*50 - это бинокль кратностью 7 и с диаметром входной линзы 50 мм. Чем выше соотношения диаметра входной линзы к кратности, тем выше сумеречный фактор у бинокля. Он вычисляется как квадратный корень из произведения диаметра входной линзы на кратность. Это один из важнейших показателей бинокля. От него зависит качество видимой картинки при плохом освещении – в сумерках или в очень пасмурную погоду. Собственно, хорошие бинокли от посредственных как раз и отличаются возможностью использования их в сложных условиях. Разница в видимой картинке при сравнении средних и хороших биноклей в солнечную погоду зачастую не видна. Создаётся несколько обманчивое ощущение, что бинокли крайне похожи. Но как только тестирование происходит в сумерках, то эта разница сразу становится заметной. Помимо соотношения кратности и диаметра выходного зрачка, на качество картинки влияет качество линз и специальные покрытия.

Вторым важным параметром бинокля является поле зрения бинокля. Как правило, он выражается в количестве метров, видимых по горизонтали на 1000 метров между крайними точками.

Хорошие бинокли имеют обязательно стеклянные линзы, как правило, со специальными покрытиями. В основном сейчас для производства биноклей используются стёкла ВАК 4 и BK 7. При этом по оптическим показателям ВАК 4 лучше, при его применении удаётся избежать существенного искажения по краям изображения. Помимо этого, линзы в бинокле могут без каких-либо покрытий, с одинарным или многослойным покрытием.

На данный момент есть два основных типа призматических биноклей. Это бинокли, построенные с применением призм Porro и призм Roof. В первом случае призмы лежат таким образом, что ось объективов лежит на иной оси, чем ось окуляров. Во втором случае эти оси совпадают. Первая схема очень широко использовалась в 20 веке. Собственно, отечественные бинокли БПЦ имеют как раз призмы Porro. По сравнению с биноклями с призмами Roof, эти бинокли выигрывают в светосиле, за счёт того, изображение отражается от граней 4 раза, а не 5, как в Roof. Бинокли с призмами Roof стали массово производится к началу 21 века. Связано это, в первую очередь с тем, что такие бинокли обладают более компактными размерами и весом. Но такие бинокли требуют повышенного контроля за обработкой поверхностей линз и призм, а так же применения высококачественного стекла. Призмы Porro сейчас продолжают использовать в астрономических биноклях и в морских, то есть там, где габариты и вес прибора не играют существенной роли.

И последней важной, с моей точки зрения, вещью в современных биноклях является его герметичность и наполненность химически инертным газом. В большинстве случаев применяется азот. Такие бинокли не промокают под дождём и не отпотевают изнутри при перепаде температур. Для меня герметичность бинокля является обязательным условием.

Отдельно, наверное, стоит упомянуть типы фокусировки биноклей. Сейчас почти все модели биноклей различных производителей имеют центральную фокусировку одним барашком, расположенным между объективов. При настройке бинокля сначала фокусируется левый окуляр, после чего фокусировка на различные расстояния производится вращением барашка. Правый при этом наводится автоматически. Хотя, некоторые фирмы (например, Steiner) часть моделей выпускает с раздельной фокусировкой каждого окуляра. Как я понимаю, такая схема позволяет лучше герметизировать бинокли с Porro призмами, но в ущерб удобству использования.

Очкарики с достаточно большой потерей зрения могут получить одну не очень понятную для меня неприятность при выборе и покупке бинокля по интернету. Часть биноклей в принципе не настраивается на резкость при попытке настроить бинокль на достаточно удалённом предмете. На практике это выглядит так – смотришь в бинокль на 50 метров – всё хорошо. На 150 – тоже хорошо. А, скажем, на 200 метрах картинка теряет резкость и всё видно как в дымке. Технически это зависит от длины хода центральной настройки. Барашек просто упирается и дальше не прокручивается. С этой неприятностью мне пришлось столкнуться, когда я купил свой первый хороший зарубежный бинокль – Pentax 10*50. Я его взял где-то за неделю до экспедиции, проверил на дальностях до 200-250 метров и не думал, что дальше могут быть какие-либо проблемы. Какое же было моё разочарование, когда в тундре я понял, что через 250 метров резкость заканчивается. Хорошо хоть был запасной экспедиционный Olympus, который оказался получьше. С ним я и проходил сезон, а Pentax продал потом знакомому. С тех пор все бинокли я покупал только после вдумчивого тестирования. Более того, как выяснилось, даже два разных бинокля одной модели одного производителя могут по этому параметру отличаться. Так было с Nikon Monarch, которым я пользуюсь сейчас. Мы два бинокля в Штатах, через интернет. Тот, что изначально достался мне, терял резкость где-то на 300-350 метрах. Второй для моих глаз оказался идеален.

Для орнитолога бинокль – рабочий инструмент, его глаза. В начале сезона он достаётся из чехла и оказывается там только уже во время выброски. Остальное время он проводит либо на шее, либо на гвоздике, вбитом в стену балка. Он используется постоянно. Поэтому вторым критерием после качества картинки является удобство использования. Хороший, светлый бинокль, но тяжёлый и большой просто неудобен. Тот же самый водонепроницаемый Pentax c Porro линзами весом чуть больше килограмма имел отличную картинку, но таскать его весь день на шее было занятием не для слабых духом. То есть вес, габариты и эргономичность – это тоже важные параметр. Чем бинокль меньше и легче, тем, в общем, лучше. Хотя, опять же, до некоторого предела. Эргономика – вещь индивидуальная и мне пока что не попадались бинокли, сделанные настолько неудобно, что ими было бы невозможно пользоваться.

Наиболее удобными для орнитологических наблюдений являются бинокли кратностью от 8 до 12. На самом деле 12 крат – это тот предел, до которого ещё возможно длительное время пользоваться биноклем, смотря в него с рук. Сейчас подавляющее большинство орнитологов перешли на восьми или десяти кратные бинокли с Roof призмами. Это обычно бинокли 8*42 и 10*42. Причём «восьмёрки», иногда даже «шестёрки» предпочитают люди, работающие в лесных биотопах, когда наблюдения происходят на сравнительно небольших расстояниях за некрупными быстро перемещающимися объектами. То есть когда на первый план выходит угол обзора, а не максимально возможное увеличение. Орнитологи же, работающие на открытых пространствах, обычно тяготеют к более мощной оптике. Обычно к десятикратникам с Porro или Roof линзами.

До недавнего времени только очень хорошие фирмы могли делать небольшие, но качественные бинокли, используя призмы Roof. Но монополия Zeiss, Swarovski и Leica, в последнее время, к счастью, закончилась. Хотя они по-прежнему производят лучшие бинокли и если есть возможность, то многие берут что-то из моделей «большой тройки». Особенно это характерно для европейских коллег.

В России же чисто по финансовым причинам обычно используют более дешёвые аналоги. Это бинокли производства Pentax, Olympus, Nikon, Minox и тд. Например, довольно популярен Nikon Monarch 10*42. У меня это основной бинокль. К сожалению, в русскоязычном интернете почти нет подробных обзоров различных марок биноклей. В англоязычном интернете есть хороший ресурс http://www.bestbinocularsreviews.com/. Обзоров там довольно много. Они достаточно подробные, да и языковой барьер с современными автопереводчиками, с тем же Google Translate, играет всё меньшую роль. С удивлением выяснил, что на этом сайте высокие оценки получили бинокли производства молодых, не очень известных в России фирм – Celestron и Vanguard. Более того, Celestron Trailseeker 8x42 получил в 2014 году первое место в номинации «Лучший бюджетный бинокль» , а бинокль Vanguard Endeavor ED II 8x42 – первое место в номинации «Лучший бинокль для наблюдения за живой природой». Ну а «Биноклем года» уже два года признаётся Swarovski EL 10x32.

Таким образом, наиболее удобными биноклями для орнитолога являются бинокли преимущественно 8 и 10 кратные, с Roof призмами, с просветлением, центральной фокусировкой, достаточно лёгкие и азотозаполненные. Производитель выбирается обычно в зависимости от финансовых возможностей конкретных людей. Это достаточно универсальные бинокли, с которыми можно успешно наблюдать за птицами в большинстве мест и почти при любых условиях. При этом они и достаточно неприхотливы. Есть ещё один плюс водонепроницаемых биноклей. Рано или поздно, как бы вы не следили за биноклем, входная линза и линза окуляра загрязняются. Туда попадает мелкий мусор, песок, кто-то случайно проводит по линзе рукой, оставляя жирные отпечатки. По приезду люди начинают пытаться как-то очистить линзы. И царапаются они обычно не во время использования, а при попытке стереть с них песок. Песок – враг стекла номер один. Водонепроницаемые бинокли очень просты в обслуживании. Я беру ватные палочки, в небольшую ёмкость наливаю воды и мокрыми палочками (или ватным тампоном) аккуратно, без нажима, очищается поверхность линзы. Если она при этом заляпана жиром (заляпали руками, поставили бинокль в бутерброд, да всякое случается), в воду добавляется немного Фейри. В конце, убедившись, что на линзах нет песка, они протираются мягкой материей. Я иногда после длинного сезона споласкиваю в тазике с тёплой водой свой Никон целиком. Производитель ничего по этому поводу не пишет, но проблем пока не было.

Часть биноклей для предотвращения загрязнения линз комплектуется одной парой (на окуляры) или двумя (также на входные линзы) резиновых крышек. Толку от линз на входные линзы я особого не вижу – их долго снимать, они обычно плохо держатся и быстро теряются. Ну и загрязнить входные линзы гораздо тяжелее, чем линзы на окулярах. А вот хорошие крышки на окулярах вещь крайне полезная. Так как бинокль висит постоянно на шее, то туда в лесу сыпется листва с хвоёй, на побережье – песок, в дождь линзы заливаются водой. К сожалению, обычно производители, даже довольно именитые, спустя рукава подходят к конструированию этих крышек. Они должны хорошо быть прикреплены к ремню, на котором висит бинокль, легко сниматься руками и плохо – самостоятельно. Например, крышка окуляров на Никоне Монархе сделана сразу на две окуляра, причём к ремешку она крепится только с одной стороны, слева. Пользоваться такой конструкцией лично мне было не очень удобно. Через пару лет эксплуатации я сколхозил-таки крепление крышки правого окуляра и убрал соединительную перемычку. Пользоваться такой конструкцией стало гораздо удобней. Хотя мне до сих пор не понятно, что мешало японцам сделать эту конструкцию изначально.

Как выясняется, достаточно много зависит от устройства наглазника окуляра. Разные люди предпочитают разные. Кто-то привык пользоваться литым эбонитовым или пластиковым, кому-то критичен вырез, который закрывал бы глаз от боковой засветки. На моём бинокле наглазники выдвигающиеся. Такая конструкция сейчас у большинства биноклей. Такие были на предыдущих моих биноклях – Пентаксе, Никоне Спортере и Миноксе. Но на Монархе мне, правда, не повезло – один из наглазников быстро сломался и перестал выдвигаться. На удивление это мне особо не помешало, хотел даже сначала идти менять по гарантии, но за сезон привык и каких-либо неудобств это мне не доставляет.

Ну и последнее, про что я не говорил, а, наверное, надо – это шейный ремешок. Вроде ничего сложного – он должен быть не очень узким, но прочным. Увы, опять же не очень понимаю почему, многие производители умудряются вроде бы совсем простую вещь сделать крайне неудобной. Например, часть моделей выпускается с неопреновым ремешком. Такой был на бинокле Minox. Бинокль мне очень нравился – лёгкий, светлый, водонепроницаемый. То, что надо. Но вот ремешок…. Его явно просто красиво спроектировали, но не опробовали в деле. Он был красивый, приятный на ощупь, с большой надписью, но крайне нефункциональный. Как только я переходил на быстрый шаг, бинокль приходилось придерживать рукой – неопрен растягивался и сокращался в такт каждого шага. Было такое ощущение, что бинокль висит на пружине. Бегать же с ним вообще было невозможно. У Nikon Monarch тоже не очень удачный ремешок – он очень широкий, сантиметров 5. Поэтому Никон у меня висит на старом ремешке от Pentax.

При выборе бинокля всё равно приходится идти на компромисс и с чем-то молчаливо соглашаться, наперёд зная, что конструкционное решение не самое правильное. Из тех биноклей, которыми я пользовался, мне больше всего понравились Nikon Monarch и Minox 10*42 BL BV. Pentax крайне здоровый и тяжёлый, Nikon Sporter 10*50, хоть и с призмами Roof, тоже тяжеловат и габаритен.

Напоследок, наверное, стоит сказать о разных типах биноклей вообще. Бинокли кратностью до 6-7 – это обычно театральные бинокли или бинокли для наблюдения на небольших расстояниях. Есть, например, люди, которые наблюдают за бабочками. Бинокли кратностью 15 и выше обычно используются астрономы и смотрят в них не «с рук», а используя штатив. Биноклями с переменной кратностью мне пока пользоваться не приходилось. Подозреваю, что у хороших производителей это может быть оптимальным выходом. С дешёвыми и даже «середнячками» я бы связываться не стал. Особняком стоят бинокли со стабилизацией изображения. У меня таких не было, но был у коллеги в одной экспедиции. Причём самый простой, из первых Сanon`ов. Сначала я к нему несколько скептично относился, но потом немного попользовался и оценил. Он не только компенсировал естественное дрожание рук, особенно на сильном ветру, но и качку катамарана на несильной ряби. Наверное, если бы я занимался вплотную морскими птицами, то озаботился бы покупкой такого бинокля. Морские бинокли обычно водонепроницаемы, кратностью 7*50 или 7*30, с дальномерной сеткой и с компасом. Зачастую делаются с применением Porro линз. Габариты и вес моряков особенно не волнуют – на ходовом мостике место для любого бинокля найдётся.

Из оптики орнитологи активно используют также подзорные трубы. Трубы обычно с переменной кратностью 15-45*65 и 20-60*82. Первые встречаются реже. Подзорные трубы нужны не всегда. Они используются, к примеру, когда проводятся работы по учёту стай птиц, сидящих на значительном удалении. Или при учёте птиц на пролёте. Или же когда надо считывать индивидуальные цветные метки. Так, пластиковый гусиный ошейник при хороших условиях можно прочитать на расстоянии до 400-500 метров. Индивидуальные цветные метки на лапах у куликов читаются на расстоянии до 150 метров. Естественно, при таких кратностях обязательно использование хороших штативов. Кстати, поиск и считывание индивидуальных меток на гусях – занятие азартное и захватывающее. И крайне популярное сейчас в странах Западной Европы.

Я предпочитаю кривоточные трубы. У таких труб окуляр по отношению к самой трубе находится под углом 45 градусов. Их удобнее использовать в ветреных местах. Обычно при работах труба используется в качестве дополнения к биноклю. 

  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
  • Увеличить
Текст: Дмитрий Дорофеев
Фото: Автор и Ольга Покровская 

Вернуться к содержанию номера


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№2 (53) 2017 №7 (70) 2018 №11 (38) 2015 №4, Апрель, 2013 №3 (30) 2015 №5 (20) Май 2014