На юбилей товарищ преподнёс мне необычный подарок. Казалось бы, обыкновенная бутылка с коньяком объёмом 300 мл. Но бутылка была особенная, дошедшая до нашего времени не менее чем через 100 лет с момента её изготовления. История этого подарка далеко не банальна.

" /> Необычный подарок - №7 (46) 2016 . Русский Охотничий Журнал
Журнал

Необычный подарок

На юбилей товарищ преподнёс мне необычный подарок. Казалось бы, обыкновенная бутылка с коньяком объёмом 300 мл. Но бутылка была особенная, дошедшая до нашего времени не менее чем через 100 лет с момента её изготовления. История этого подарка далеко не банальна.

Проживавший с 1950-х годов в старом деревянном доме с каменным основанием, какие чаще всего строили в городе Перми в начале прошлого века, мой товарищ решил укрепить фундамент. Время неумолимо делало своё дело, дом стал проседать. В замурованном погребе дома он наткнулся на чудом сохранившиеся среди старого барахла и мусора две стеклянные бутылки одна из которых была повреждена лопатой. Бутылки хорошо сохранились и были запечатаны сургучом, на котором стоял оттиск гербовой печати. На одной из них нанесён рисунок. Судя по сохранившейся надписи, сосуды были заполнены «коньяком-экстра, изготовленным Поставщиком Его Императорского Двора В. Зимулиным». 

Необычный подарок

От содержимого повреждённой бутылки исходил приятный запах коньяка, что дало повод открыть сосуд и провести дегустацию. Участвующие в опорожнении сосуда отметили высокое качество содержимого, его насыщенный аромат и приятный вкус. Почему товарищ решил подарить вторую бутылку мне, будет понятно из дальнейшего повествования.

Естественно, я заинтересовался именем этого производителя и нашёл сведения о нём и других поставщиках, которые поставляли свои товары не только Двору Его Императорского Величества, но и «Императрицы Марии Фёдоровны», «Императрицы Александры Фёдоровны», или великим князьям и княгиням.

Интересующимся историей нашего государства известно достаточно много купцов и предпринимателей, которые поставляли свои товары Двору. Среди них на слуху производитель коньяков Н. Л. Шустов, производитель водки П. А. Смирнов, известная часовая фабрика Павла Буре, ювелирный дом Фаберже, гастроном «Елисеевский», фабрика кондитерских изделий Абрикосова и др.

С 1824 года купцы, поставляющие товары ко Двору, имели право именоваться «Поставщиками Его Императорского Величества». Получить такое высокое звание было непросто. Достаточно отметить, что производитель коньяков Н. Л. Шустов добивался этого статуса 38 лет. Товары, поставляемые ко Двору, должны были быть очень высокого качества, продаваться по умеренной цене, не иметь рекламаций, постоянно участвовать в различных выставках, где они отмечались высокими наградами, и прочее. В 1856 году Александр II не только ввёл звание Поставщика, но и утвердил особый знак, что давало владельцу право размещать государственный герб на вывесках предприятий и своих изделиях. 

Необычный подарок

Звание Поставщика присваивалось только его владельцу, но не предприятию. В случае смены владельца новому её хозяину или наследнику надлежало получать звание заново.

Для читателя «Русского охотничьего журнала» любопытна не столько история появления сей «археологической находки», сколько наличие рисунка, сделанного краской на лицевой стороне бутылки. Это в настоящее время при наличии большого количества различных издательских организаций и небольших печатных мастерских можно по заказу без всякого труда отпечатать этикетку на бутылку, озаглавив её именем одариваемого, с любым рисунком или орнаментом. Тогда было сложнее.

Особенностью рисунка на подарке был охотничий сюжет. Масляной краской изображён на бутылочном стекле охотник с собакой, охотящийся на болотную дичь.

Конечно, время оставило свой след на рисунке. Кое-где краска посыпалась. Тем не менее рисунок, по-видимому, непрофессионального художника сделан с большим старанием и знанием предмета. Видимо, коньяк предназначался собрату по охоте, подчёркивал его увлечение и был особым знаком уважения.

Заслуженный художник России Л. И. Лемехов по моей просьбе с точностью воспроизвёл рисунок на бумаге, так как с помощью фотографии невозможно в полном объёме передать изображение на сферической поверхности сосуда.

Необычный подарок

Рядом с рисунком на «фасадной» стороне бутылки изображены положенные реквизиты Поставщика, нанесённые на стекле с обратной стороны.

Необычный подарок

Зная о моей многолетней страсти к охоте и всему, что с ней связано, мой товарищ и решил сделать столь необычный подарок к моему юбилею.

Мне представляется вероятным, что в своё время один охотник подарил своему товарищу по страсти этот коньяк не только для того, чтобы отметить за столом какое-либо событие, но и для того, чтобы вспомнить то счастливое время, которое они провели вместе на охоте. Почему бутылки пролежали вековой промежуток времени забытые в погребе дома старой Перми? Об этом уже никто не расскажет.

Если пофантазировать, то можно предположить, что происхождение этого подарка связано с именем Михаила Романова, родного брата отрёкшегося от престола Николая II. Михаил перед зверским убийством 12 июня 1918 года в течение 14 месяцев проживал в ссылке в Перми вместе со своим секретарём Н. Джонсом и общался с купцами города А. Е. Тупициным, Г. И. Кобяком (кстати, ещё и изобретателем), «меховым королём» А. С. Алиным, пароходчиком Ф. К. Каменским, архимандритом Матвеем, ректором Пермской семинарии, зав. кафедрой истории университета профессором Г. В. Вернадским, профессором-хирургом В. Н. Деревенко и другими видными людьми города. Проживая в «королевских номерах» гостиницы купца Королёва, Михаил Романов искал в городе приличный дом для постоянного проживания и в своё время увлекался охотой. Но всё это догадки. В жизни всё могло быть гораздо прозаичнее.

Текст: Вячеслав Субботин

 



Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№3 (78) 2019 №12, Декабрь, 2013 №12 (75) 2018 №6 (93) 2020 №8 (131) 2023 №3 (126) 2023