Правовые аспекты организации и проведения коллективных охот
Немалое число охотников-любителей воспринимает охоту как мероприятие исключительно коллективное. А уж найти среди охотничьей братии человека, который бы ни разу не участвовал в коллективной охоте, почти невозможно.
Однако при нынешнем уровне правовой грамотности (или скорее безграмотности) для большинства охотников многие важные юридические нюансы проведения коллективных охот остаются «тёмным лесом», что может быть чревато неприятными сюрпризами при общении с надзорными органами.
Современное отечественное законодательство определяет коллективную охоту как охоту с участием двух и более охотников, «при которой осуществляются совместные согласованные действия, направленные на обнаружение и добычу охотничьих животных».
При этом отдельные особые требования к организации и «бумажному» оформлению коллективной охоты предъявляются только в случае проведения такой охоты «на одно разрешение», если её объектом становятся копытные животные, медведи и, с недавних пор, волки. Такой перечень понятен, ведь копытные животные и медведи – «товар штучный». Практически все они (за исключением кабана) являются лимитируемыми видами, и, в большинстве случаев, добываются в количестве гораздо меньшем, чем число участников охоты. Волк же, как животное, признанное первостепенным вредителем для охотничьего хозяйства, включён в этот список для упрощения оформления охоты на него (в том числе охоты в целях регулирования численности), ранее усложнённой рядом правовых коллизий, подробное описание которых вышло бы за пределы темы данной статьи.
Правилами охоты введено понятие «лица, ответственного за проведение коллективной охоты». Для краткости далее по тексту будем именовать такое лицо просто «ответственным». Юридически важный смысл этот термин имеет только в вышеуказанных случаях охоты «с одним разрешением» на коллектив. В случае такой охоты в закреплённых охотничьих угодьях «ответственным» может быть уполномоченный представитель охотпользователя или лицо, на имя которого выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов. В случае охоты в общедоступных угодьях «ответственным» будет являться лицо, на имя которого выдано разрешение.
«Ответственный» обязан проверить наличие и правильность заполнения документов, составить список участников коллективной охоты, провести инструктаж по технике безопасности и порядку проведения охоты, после чего все её участники обязаны расписаться в списке охотников, который одновременно является и листком инструктажа по технике безопасности.
Учитывая участившиеся несчастные случаи, когда вместо охотничьих животных страдают товарищи незадачливых стрелков, пренебрегающих техникой безопасности, на ней стоит остановиться несколько подробнее.
Итак, хотя напрямую это нигде не прописано, но, по логике законодательства, техника безопасности, за инструктаж по которой должен расписаться охотник, включает в себя положения двух действующих нормативных актов.
Во-первых, это требования, обязательные для исполнения, прописанные в Правилах охоты. «Обязательные для исполнения» в данном случае значит то, что за их неисполнение, даже если не возникло никаких последствий, охотник должен быть привлечён к административной ответственности.
Итак, Правилами охоты «с целью обеспечения безопасности при осуществлении охоты» запрещается: осуществлять добычу охотничьих животных с применением охотничьего оружия ближе 200 метров от жилья; стрелять «на шум», «на шорох», по неясно видимой цели; стрелять по пернатой дичи, сидящей на проводах и опорах (столбах) линий электропередач; стрелять вдоль линии стрелков (когда снаряд может пройти ближе, чем 15 метров от соседнего стрелка); организовывать загон охотничьих животных, при котором охотники движутся внутрь загона, окружая оказавшихся в загоне животных; стрелять по информационным знакам.
Вторым «охотничьим» нормативным актом, содержащим требования техники безопасности, является приказ Минприроды России «Об утверждении требований охотничьего минимума». В данном документе требования техники безопасности расписаны более подробно, однако, в силу «неправоприменительного» характера данного акта, имеют, по сути, статус рекомендаций. Помимо повторения в несколько изменённом виде запретов, изложенных в Правилах охоты, в охотничьем минимуме появляется ещё ряд требований, например «при осуществлении коллективной охоты не допускается покидать места, заранее определённые лицом, ответственным за проведение коллективной охоты (стрелковые номера), без устного разрешения такого лица» или «при подходе к раненому животному необходимо соблюдать особую осторожность, учитывая степень его опасности». Также в данном документе говорится о недопустимости направления оружия на человека, применения патронов, не предназначенных для стрельбы из данного образца оружия, неисправных патронов, патронов с истёкшим сроком годности и осечных патронов, а также о необходимости всегда обращаться с охотничьим огнестрельным оружием так, как будто оно заряжено и готово к выстрелу.
Теоретически, каждый охотник при получении охотничьего билета единого федерального образца обязан ознакомиться с требованиями охотничьего минимума, что он подтверждает своей подписью. Правда, учитывая то, что на данный момент законодательством не предусмотрена никакая проверка знания этих требований, неудивительно, что многие охотники о них имеют весьма отдалённое представление.
Однако вернёмся к правовым аспектам коллективных охот. Есть несколько «типовых» опасных моментов, из-за которых у охотников, в общем-то, по вине «непуганых» охотпользователей могут возникнуть «правоприменительные неприятности».
Во-первых, положение Правил охоты о том, что при осуществлении коллективной охоты каждый охотник должен иметь при себе полный набор документов, предусмотренных Правилами охоты, «за исключением осуществления коллективной охоты на копытных животных, медведей, волков, при осуществлении которой разрешения на добычу охотничьих ресурсов находятся у лица, ответственного за осуществление коллективной охоты», многими охотпользователями читается недостаточно внимательно. Из их внимания регулярно выпадает тот момент, что исключение делается в части наличия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, но не в части путёвки. При коллективной охоте в закреплённых охотничьих угодьях путёвка должна быть у каждого охотника! В случае появления во время охоты принципиального инспектора этот момент может привести к срыву охоты и другим, более неприятным последствиям для всего коллектива, а для «ответственного» – особенно (если он должностное лицо охотпользователя).
Во-вторых, в Правилах охоты в настоящее время существует запрет применения на коллективной охоте «для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов». Причём, как показывает правоприменительная практика, несмотря на чёткое указание, что запрещено только «применение» и только «для добычи животных», неприятности могут возникнуть даже по факту простого наличия у вас такого оружия, а иногда даже просто наличия отсоединённого магазина ёмкостью более 5 патронов.
Есть ещё один важный момент, касающийся охоты на копытных в закреплённых охотничьих угодьях, который нельзя не упомянуть. Такая охота – обычно недешёвое удовольствие. И схема как с «мелочью» – «купи путёвку и иди охоться, а добудешь или нет – твои проблемы» – естественно, не устраивает большинство охотников. Конечно, иногда охотник (или коллектив) просто «выкупает» себе разрешение и охотится по нему «до победного конца». Однако на практике самым распространённым способом организационного оформления такой охоты является выдача разрешения на имя егеря, каждый раз оформляющего коллективную охоту, участники которой оплачивают добычу уже «по факту». У грамотных охотпользователей при такой организации охоты составляется письменный договор, иногда с большим количеством условий и вариантов оплаты в зависимости от кондиции добытого зверя. С точки зрения охотничьего законодательства претензий к такой организации, в общем-то, предъявить никаких нельзя.
Другое дело, что иногда таким же образом оформляется и совсем де-факто «неколлективная» охота, например с вышки. И если двух охотников, сидящих в паре километров друг от друга на разных вышках, с большой натяжкой ещё можно назвать «осуществляющими совместные согласованные действия, направленные на обнаружение и добычу охотничьих животных», или хотя бы поспорить о таком их статусе, то ситуация «один охотник на вышке, разрешение – у егеря, егерь – на базе» под коллективную охоту не попадает уж совсем никак. Этот момент следует иметь в виду, заранее обсудив все возможные варианты с охотпользователем.
Конечно, для большинства охотников-любителей охота – это в первую очередь отдых. А во время отдыха не очень приятно забивать себе голову всякими бумажками, порядками и прочим. Однако с каждым годом регламентация большинства сфер человеческой деятельности, и охоты в том числе, становится всё более сложной и разветвлённой – это общемировая тенденция, и никуда от неё не деться. Поэтому массовому охотнику, чтобы минимизировать риск неприятностей правового характера, рано или поздно придётся вникать в тонкости отраслевого законодательства, хотя бы на таком же уровне, на котором каждый водитель должен знать ПДД.
a:2:{s:4:"TEXT";s:87:"Текст и фото: Михаил Сидоров
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}