Журнал

Записки и советы «чайника» для поездки во Владик

Автопутешествия среди рыбаков и охотников становятся всё популярнее. Во-первых, свои колёса непосредственно на месте дают максимальную независимость в любых манёврах. Во-вторых, очень многие места, куда хотелось бы попасть, тот же Кольский с его белой куропаткой, или юго-восток с его сурками, или даже Крым с его сказочными охотами на перелётную дичь в конце осени, просто не могут предоставить всем желающим должного сервиса по организации охоты, включая трансфер. А те, предложения, что имеются, не всех устроят по ценам.

Записки и советы «чайника» для поездки во Владик

С другой стороны, комфорт и надёжность современных автомобилей, в первую очередь внедорожников, позволяют без всяких хлопот и головной боли совершать автопробеги до 2 и более тыс. км в одну сторону. И хотя по цене топлива это получается во многих направлениях дороже, чем лететь самолётом, всё равно «на круг» – т. е. со свободой в организации и выборе мест охоты/рыбалки и жилья – автомобиль в новом месте, где вы не обеспечены всесторонней поддержкой, например принимающих вас друзей, намного выгоднее.

Но, оказывается, 2 и даже 3 тыс. км – это совсем не предел доступности. Ниже – рассказ о путешествии «длиною в два ТО».

Какой русский не хочет съездить на Сахалин! Помнится, ещё Антон Павлович Чехов совершал в молодости это путешествие, которое, с его слов, заняло у него целый год (в один конец). Настало моё время – как говорится, «я закончил все свои земные дела и назначил последние 5 дел на этой земле…» Первое из них – это посещение острова (Сахалин. – Прим. ред.). Цель поездки – слиться с местными, а также ответить на волнующий меня с детства вопрос: «Как за Уралом зимой в –30 заводят дизеля?» (На следующий год я собираюсь на Кольский за ответом на вопросы «Как карелы чистят окуней?» и «Кому на Руси жить хорошо?»)

Подготовка к поездке

Так как народ там живёт, мягко выражаясь, «не очень», да и мои финансовые возможности, надо сказать прямо, «не блеск», предполагались остановки на ночь только в палатке на берегу какой-нибудь реки. В этом случае предполагалось общение с местными рыбаками, а не с бандитами (так я собирался решить вопрос безопасности). Возможны остановки и на организованных стоянках вместе с дальнобоями. Рыбу (в основном щуку-травянку до 1 кг весом) ловил только на пропитание. Поэтому совет: хороший спиннинг и комплект блёсен-вращалок (у меня были «мепсики» 3-го номера) нужно обязательно иметь – хотя это только на начало пути. Из насадок: варил перловку и брызгал в неё ароматизатор (чеснок, тутти-фрутти, шоколад). В Омской области большое количество прудов, заселённых только карасём, – ловил на фидер, на ароматный хлеб. Таким образом, в моём представлении спиннинг и фидер – достаточный набор для любого путешествия. (Местные обычно берут на рыбалку 2 удочки, одну из которых переоборудуют под донку, просто сдвинув к кончику удилища поплавок, и ловят только на червя, которого добывают тут же.)

TГ¦¦¦-¦¬¦-TВ¦¦¦¬TМ1.JPG

Автомобиль


Поскольку «асфальт до места» мне явно не светил, был куплен автомобиль Patrol Y61 (механика). Хотя, наверное, лучше (в смысле надёжности) «его отец» – Y60 (с атмосферным движком). Была, конечно, альтернатива – УАЗ, но в результате разговоров с «эксплуатантами» его различных модификаций выбор был остановлен на Nissan (хотя УАЗ, в отличие от Nissan, отремонтируют в любой деревне, недаром почта и медицина – только «буханки»). Хотя, забегая вперёд, поломок в пути не было. Были куплены новая AT – резина BFGoodrich, кевлар (мой опыт советует не экономить на резине) и стальные диски (родные лёгкие диски не годятся: не дай бог придётся их ремонтировать). Хороший аккумулятор предполагается. Из расходников взял с собой комплект тормозных колодок и 2 ступичных подшипника.

Еда

Не надо всё брать с собой (кроме тушёнки): можно подкупить в дороге, часто прямо на трассе (хлеб – точно). Как я уже отмечал, основной ассортимент – это пойманная рыба (принцип «поймал – отпусти» не работает) и тушёнка. Я очень люблю молоко, которое можно купить прямо на трассе. Мои попытки разнообразить меню обедами в многочисленных столовых закончились отравлением, видимо, мой желудок не готов к таким радикальным экспериментам. (Вообще, мой совет – пить только кипячёную воду и не обедать в придорожных кафе.)

Поездка

Из Москвы выехал по М7 (можно по М5), наметил первые ночёвки (которые не пригодились), и в путь. Для меня лучше всего был ранний подъём и поиск стоянки сразу после обеда. На этот поиск уходило несколько часов времени, поэтому 5 часов – предельное время, если вы предпочитаете передвигаться днём. Федеральная трасса (по крайней мере, до Уфы) в идеальном порядке, чего не скажешь о местных трассах. (Как-то раз, в сильный дождь, я заехал в магазин. Местная дорога состояла, как потом оказалось, из ям, залитых водой. В одну я и угодил. Мой внедорожник провалился «по самые уши», но мне удалось благополучно выбраться из ямы. «А как же здесь ездят легковые?» – подумал я.) После Уфы дорога, в основном, двухполосная, но с разрывной разделительной линией, так что обгонять будет комфортно и ограничители скорости стоят по делу. Большое количество круговых развязок (прямо как во Франции). Автомобилист (впрочем, как и рыбак) я, надо сказать, «не очень», но, что называется, «жизнь заставит» (особенно что касается рыбалки).

Если ехать по М7, то Уральские горы можно и не заметить. Серьёзный горный серпантин встретится только при подъезде к Иркутску. Далее возможны два варианта продолжения маршрута – через город и на пароме через речку Селенга (рекомендую второй). Когда я ехал вдоль южного берега Байкала, меня не покидало чувство, что всё это очень знакомо: волейболисты и ужасные цены. Местные торгаши напрасно ждут немцев с толстыми кошельками – напрасно, потому что, в отличие от Европы, здесь полно комаров. Вода в Байкале уже не пригодна для питья: много каких-то водорослей. Надо давно уже признать, что на Байкал европейцы не поедут и это прекрасное место для отдыха регионального масштаба (с волейболом). Я остановился на реке Баргузин, на великолепном песчаном берегу, заезд на который я нашёл только с помощью местных. Здесь произошло три события: прекрасная рыбалка (на ароматизированную кукурузу), встреча с медведицей с двумя медвежатами (обошлось) и солнечный удар (заснул в палатке, которая стояла под солнцем). Далее выехал на трассу и продолжил путь. Из оставшегося пути вкратце отмечу следующие моменты: все реки на границе с Китаем очень грязные; чувствуется, что в Забайкалье люди живут в узкой полосе вдоль железной дороги; не пропустить поворот на Ванино и единственную заправку ужасного типа на трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре; в ванинском порту спросить, где оформляется билет на паром (в момент моего приезда из 5 паромов, заявленных на сайте, работал только один, поэтому лучше заранее забронировать место); стоимость парома мне показалась запредельной (я, наивный, думал, как в Европе – пересечение Ла-Манша). Он идёт по диагонали, как на реке с сильным течением, в город на острове Холмск, поэтому требуется ночёвка.

Владик

У меня был выбор: жить 5 дней в гостинице, которая находится на главной площади Ванина, либо смотаться во Владик. Естественно, я выбрал второй вариант. До Хабаровска дорога была знакомой. После Хабаровска дорога идёт почти на юг вдоль китайской границы. Из включённого приёмника слышны только китайские станции, ни одной русской (ещё несколько лет – и мы потеряем этот регион). Сам Владик на меня не произвёл большого впечатления: город как город, единственная проблема – его многочисленные холмы, на которых происходят многочисленные ДТП. Я съездил на остров Рыбачий и отправился в обратный путь в Ванино. Проехал по знаменитому мосту, который был построен к саммиту во Владивостоке. Моё непросвещённое мнение: он очень хорош для местного пейзажа и выглядит несколько искусственно.

Рыбалка на притоке Амура

Запомнилась рыбалка на берегу притока Амура: мне посоветовал это озеро один офицер в отставке, когда я обратился к нему за помощью выбора места для ночёвки. Он кому-то позвонил, и тот посоветовал ему (а значит, и мне это место). Свернув с трассы по указателю, я оробел и не хотел даже ехать дальше, но тут меня обогнала малолитражка с двумя (как потом оказалось) пассажирами: они лихо двинулись по «дороге», представляющей собой насыпь из песка и гравия посреди болота. При этом на «дороге» стояли огромные лужи, заполненные водой (вода заливала капот моего внедорожника). Мне было нельзя им уступать (ведь у меня внедорожник), и я двинулся за ними. Временами (на прямых участках) я их даже видел. Через несколько километров мы были на месте. Бывший губернатор был большой любитель рыбалки – он и организовал это место отдыха для местных жителей, построив запруду на притоке Амура и запустив туда карпа. Уже несколько лет как губернатор был в Москве, и я надеялся ночью поймать приличного экземпляра (к тому же комаров, бича всех путешественников, почти не было). Насадив червя и закинув две донки, я стал ждать поклёвки крупного карпа. Зазвонил колокольчик, я включил налобный фонарик, взял в левую руку подсачник и приготовился к вываживанию. Взяв в руки удилище, я не почувствовал рывков крупной рыбы, а когда подмотал леску, то увидел «акулу» – как потом оказалось, это был амурский пискун: небольшая рыбка (около 15 см в длину) с ядовитой верхней иглой (местные едят его, просто сломав эту ядовитую колючку). Эта рыбка, как мне показалось, умеет разговаривать. Как только я её взял в руки, она чётко произнесла: «Ты зачем меня поймал? Отпусти сейчас же». Что я и сделал. Вторая пойманная мною рыба тоже оказалась пискуном и также мне что-то говорила. На этом моя рыбалка закончилась. На следующий день я наловил травянок, сварил уху и пожарил. Они молчали.

Обратный путь не представляет интереса – всё уже было. Эксплуатация автомобиля также ничем особо не отличалась от штатной. Как ездишь в городе от ТО до ТО, так и тут ехал. Конечно, в пути чаще проверяешь уровень масла в картере, осматриваешь пыльники ШРУСов, сальники – на сухость. Но это скорее так – нервы.

Выводы

1) Если предполагается ночёвки на трассе, то можно отправляться в путь на любой машине. Я встречал в пути не только внедорожники, но и обычные «городские» машинки (одна пара – мать и сын – с украинскими номерами).

2) За один переход нужно планировать не больше 500 км. (Особенно нужно следить за скоростью до Уфы и около больших городов.)

3) Федеральная трасса в идеальном состоянии, хотя возможны и ремонты (у нас всегда найдётся что ремонтировать), а ведь ещё совсем недавно дороги от Читы вообще не было (помните знаменитую поездку В.В. Путина на жёлтой «Ладе»?).

4) Наличие комаров, как я понимаю, зависит от лета и месяца (поэтому я никогда не отправляюсь в поездку раньше июля).

Автор текста Валерий Холов



Вернуться к содержанию номера

Дмитрий
Автор - или большой диванный фантазёр, или у него всё в голове перемешалось. Серпантин идёт после Иркутска; сворачивать ради рыбалки на Усть-Баргузин, тем более через паром- делать крюк 400 км, когда можно просто двигаться по федералке. В Забайкалье жизнь не привязана к железке, если только не судить о ней из окна поезда. Комары массово выводятся во второй половине лета.
Имя

Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№5, Май, 2013 "Русский охотничий журнал" №1 (75) 2019 №6 (45) 2016 №3 (66) 2018 №6 (21) Июнь 2014 №1 (52) 2017