Журнал

Охота в нацпарках Канады: лось + барибал

Национальные парки, государственные охотничьи угодья – резервы фауны, как их называют здесь в Квебеке, – это очень развитый прибыльный многомиллионный государственный бизнес. Территория обычно контролируется егерем (скаутом) и другими работниками резерва. Здесь можно провести как выходной с барбекю, так и неделю отпуска в полном уединении с дикой природой.

Охота в нацпарках Канады: лось + барибал Несмотря на то что экотуризм сейчас развивается всеми правдами и неправдами – есть такая мировая тенденция, – в Канаде традиционные ценности в виде охоты и рыбалки по-прежнему занимают сильные, в том числе семейные и даже династические позиции. Поэтому национальные парки Канады не упускают возможность регулировать численность определённых видов не просто руками охотников, но и с прибылью для себя. Чтобы попасть на охоту в один из национальных парков, для начала надо поучаствовать в лотерее. Билеты продаются свободно, в определённый период года и через интернет, цена – около восьми канадских долларов. Каждый год уже на протяжении многих лет мы участвуем в такой лотерее, чтобы выиграть охоту на лося: в этих угодьях концентрация лосей несколько больше и там можно интересно поохотиться, проживая в обустроенных охотничьих домиках.

Традиционно главной целью является попасть на охоту в Лаврентийский резерв. В Квебеке это старейший заповедник, создан был в 1895 году. Горные озёра, склоны, поросшие хвойным лесом, скалистые зубцы гор на горизонте – места очень живописные. Но для нас главное, что это единственный резерв, где помимо охоты на лося в «пакет» по желанию клиента входит также и охота на чёрного медведя – барибала, которого здесь довольно много. Так вот, чтобы выиграть право на ежегодную поездку в Лаврентийский резерв, мы на семью покупаем около двадцати лотерейных билетов: я, жена, брат жены и тесть. Парк предлагает три основных плана охот: с проживанием в кемпинге, в простой хижине с удобствами во дворе и самый дорогой – с проживанием в охотничьем домике (шале) со всеми удобствами. В этом году мы выиграли как раз такой вариант – с шале. На неделю самой охоты (вместе с лицензиями) это обошлось примерно в 4000 канадских долларов на всех, т. е. на четырёх человек. Варианты с кемпингом и избушкой, конечно, дешевле, и хотя мне в принципе всё равно, где жить, стоимость в данном случае такая, которую стоит отдать не задумываясь.

Охота в нацпарках Канады: лось + барибал

В Канаде, конечно, есть и другие варианты охоты на лося: лицензия в общедоступные угодья стоит около 70 долларов, продаётся свободно, купил – и вперёд. Но эти леса обычно очень далеко, а главное, это совершенно дикие, непролазные леса: без просек, без дорог и даже без вырубок на лесозаготовки и, соответственно, без гравийных дорог для лесовозов или зимников. Я знаю охотников, которые покупают лицензии по 70 долларов и ездят на неделю-две и больше, ездят не раз, но в итоге лося не добывают. Это очень сложно – охотиться на лося в диких, совершенно нетронутых, непроходимых лесах.

Когда право на охоту выиграно, охотники получают возможность приехать на предварительную разведку. Обычно такая разведка традиционно совмещается с рыбалкой – вы имеете право купить на неё лицензию. Когда мы ездили на разведку с тестем – Евгением, – я целиком посвятил время рыбалке, a тесть, увлечённый охотой на крупную дичь, исследовал окрестности. Он прочесал почти 90 кв. км на квадроцикле и пешком, высматривая лосиные тропы и места кормёжки, просеки, отмечая всё это на карте нашей зоны охоты. Я же в это время ловил разновидность озёрной форели (у нас она называется форель – brook trout, хотя на самом деле это голец, американская палия). Рыбалка потрясающе интересная, в очень красивых местах: горных озёр в Лаврентийском резерве множество. Рыба попадалась где-то до килограмма, форель сильно сопротивляется и удовольствия доставляет массу. Жили мы в первый «разведочный» приезд также в шале – охотничьем домике, только дешевле, чем во время самой охоты. Эти места богаты голубикой, здесь можно увидеть целые склоны, покрытые её синим ковром. Эти места также отмечались на карте для последующей охоты на барибала. Медведи регулярно приходят кормиться туда. Первая поездка обошлась на всех в 1000 канадских долларов.

Как устроена сама охота? Каждая охотничья компания, а таких вместе с нами было ещё несколько в соседних домиках, охотится в своей зоне, площадью примерно от 80 до 100 кв. км. В одном только Лаврентийском резерве таких охотничьих зон более 70. Наша располагалась километрах в 40 по грунтовке, до неё мы добирались примерно за 50 минут. Сезон охоты длится с сентября по конец ноября, и каждая неделя заранее расписана. Конечно, бывает так, что охотники не могут приехать, но это редко. Попасть на такую охоту – это мечта, и для её осуществления все остальные дела должны подождать. В Лаврентийском резерве довольно высокий процент реализации лицензий – около 50%. Притом что охоту большинство делает самостоятельно и основной способ – это подход. Есть места, где возможна охота на солонцах, но тут так не принято. Всё пешком. Конечно, егеря могут подсказать, куда пойти, где поискать, можно и гида нанять за отдельную плату, который поможет с поиском лося. Также можно воспользоваться услугами по добору зверя с собаками, но многие, как мы, стараются обходиться своими знаниями и опытом.

Лось на компанию выделяется обычно один, но бывает и две лицензии – параллельно была такая компания, которая добыла двух лосей. Это для тех, кому интересно прикинуть, сколько в парке добывается таким образом лосей. Очень грубо – в районе 150, и это никаким образом не наносит ущерба их численности. В один год обычно разрешено добывать только самцов, а на следующий – всех подряд, таким образом контролируется популяция. Мы попали в год, когда добывать можно было любого. В нашей компании лосем занимался брат моей жены, Александр. Ему 16 лет; кстати, для компаний, где есть охотники, не достигшие 18 лет, есть специальный план – family (семейный). Он на 50% дешевле базовой цены, но нам в этот раз в лотерею такой не попался.

Поскольку Евгений – тесть – в первый приезд очень хорошо и досконально всё разведал, он же и направлял каждого из нашей команды по местам охоты. Саше было выбрано место перед большой вырубкой, с прекрасным обзором на сотни метров перед ним, и Саша добыл лосиху в первый же день. Высиживал он её, правда, очень долго и проявил отличное терпение и хладнокровие. Охота проходила на вершине просеки, на которую выходили лоси и кормились свежими молодыми ростками. Корова вышла вдалеке и постепенно приближалась к охотнику. Александр наблюдал за ней часа три: она то появлялась, то скрывалась в зарослях, потом появлялась ближе. Пока не вышла, наконец, метров на 30. Тут он её и положил. К слову сказать, это его второй лось за последние 3 года охоты.

С барибалами получилось посложнее. Вообще, у нас больше распространена весенняя охота на барибала на приваде. Но мне она не очень нравится: медведь худой, шкура у него после зимы тоже не ахти. Взять его осенью с подхода – интереснее и сложнее. Евгений в первый приезд также обошёл и разведал кормовые места чёрных медведей. Это в основном поляны голубики – медведь сейчас был весь на ягоде. По правилам охотиться можно за полчаса до восхода солнца и полчаса после заката. Обычно в такой местности стараешься занять точку повыше, с хорошим обзором, и высматриваешь, куда выходит зверь на голубику и откуда к нему лучше подойти. Барибал, как и другие медведи, зверь очень чуткий, запах человека замечает за полкилометра, а то и дальше. Направление ветра с учётом горного рельефа – это самый главный фактор. При этом чёрные медведи не агрессивны, на человека практически никогда не нападают, только если выхода другого не остаётся. Забавно, что я нашёл лёжки барибала прямо рядом с лёжками лосей – друг друга они тоже, видно, совсем не боятся.

В общем, с медведем получилось на третий день и у меня, и у Евгения. Я за это время видел где-то с десяток медведей, и это был самый крупный. Скрадывал я его с приключениями, в какой-то момент подставился под ветер неправильно, медведь, видно, меня учуял, верхним чутьём задержал нос в воздухе в моём направлении, стал обнюхивать периметр, но… он был уже у меня в прицеле, на 80 метров. После выстрела в витальную зону из карабина .270 Win. (барибал – медведь некрупный, и такой калибр ему вполне достаточен, можно сказать, оптимален) он отбежал метров на 40, но искали его долго – без собак, разумеется. Медведь жирный, крови практически не было. Хотя бит он был чисто и упал недалеко, но ландшафт там был не самый простой: нижний ярус леса сильно заросший.

Вес трофея составил 300 паундов (120 кг), примерно 160 см рост. Для барибала очень достойный экземпляр. Евгений, как я уже сказал, в тот же день добыл своего медведя, и тоже очень интересно получилось: мы уже ехали забирать его из скрадка, a он выцеливает медведя, который вышел на голубику, и видит с пригорка, как мы едем! И медведь носом водит и башкой крутит, насторожился, звуки, наверное, услышал. У тестя было секунд 30, чтобы взять его в прицел до того, как мишка даст стрекача обратно в лес, и он сделал это. В итоге мы уезжали с охоты с лосем и двумя медведями.

Охота в нацпарках Канады: лось + барибал

Чем ещё хороша охота в резерве? Ты всегда можешь рассчитывать на помощь (пусть и платную) егерей. Они могут помочь найти, вытащить, транспортировать, разделать и упаковать. По желанию, разумеется. В целом такая охота – это не просто способ добыть лося и медведя вместе, причём добыть с подхода в диких угодьях, что вдвойне интересно, это ещё и прекрасный отдых, прекрасно проведённое время за вечерним ужином в кругу друзей и семьи, с историями и смехом. Такой отдых не хуже лучших курортов Швейцарии или горной Франции. В Лаврентийском резерве, там, где мы охотились и жили, потрясающе красиво. Такая поездка всей семьёй заряжает энергией на целый год, до следующего раза.

Автор текста и фото Денис Иголкин



Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№6 (105) 2021 №3 (114) 2022 №7 (70) 2018 №11 (62) 2017 №5 (128) 2023 №2 (17) Февраль 2014