Вопрос о праве подростка заниматься охотой время от времени возникает в специализированной прессе и на интернет-форумах. Обычно эту проблему поднимают опытные охотники, которые не без сожаления наблюдают необремененную специальными знаниями и навыками «подрастающую смену». Лейтмотив таких статей довольно однообразен: как раньше было хорошо и как плохо стало сейчас. " /> Подросток и охота - №7, Июль, 2013. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Подросток и охота

Вопрос о праве подростка заниматься охотой время от времени возникает в специализированной прессе и на интернет-форумах. Обычно эту проблему поднимают опытные охотники, которые не без сожаления наблюдают необремененную специальными знаниями и навыками «подрастающую смену». Лейтмотив таких статей довольно однообразен: как раньше было хорошо и как плохо стало сейчас.

Подросток и охота
Хорошо или плохо – это на самом деле вопрос, на который трудно дать простой однозначный ответ. То, что все было по-другому – безусловно. А вот сказать, что раньше все было только хорошо, а теперь все плохо, может только человек, который видит прошлое исключительно сквозь ностальгические розовые очки. Если не касаться прочих социальных проблем, то нельзя не отметить, что школы юных охотников в советском прошлом – это был большой плюс для общества. Не стану перечислять всех преимуществ раннего осознания молодым человеком себя как охотника. Как минимум – это физическая закалка для ребят, пропадающих целыми днями за монитором компьютеров, как максимум – это воспитание любви к природе, а не к наркотикам и алкоголю с дружками в темном подъезде.

И сегодня никто не мешает охотобществам создавать клубы юных охотников, оказывать вместе с ними добровольную помощь общественным охотничьим хозяйствам. Такие клубы есть, но их крайне мало, поскольку большинству обществ это не интересно. То ли дело – платное обучение и прием экзаменов по охотминимуму. Вот эту тему отдельные представители общественных организаций готовы муссировать на любых площадках, подводя под откровенно меркантильные интересы высоконравственную политическую базу. Не подумайте, что я против изучения охотминимума начинающими охотниками и против экзамена. Будь моя воля, я ввел бы даже два экзамена – теоретический и практический. Но я считаю, что каким бы ни было обучение – на платной основе или самостоятельное – экзамен должен принимать, как и в автоинспекции, специальный уполномоченный орган государственной власти.

Но вернемся к проблеме «подростки и охота».

Когда-то в СССР правом охоты могли пользоваться лица, достигшие 14-летнего возраста, а в основных охотничье-про мысловых районах все граждане без ограничения возраста. И при этом ловить водяную крысу, сусликов, хомяка, бурундука, соню-полчка, а также крота разрешалось без охотничьего билета и независимо от возраста ловцов. Эту информацию вы можете отыскать в «Настольной книге охотника-спортсмена» 1955 года издания с нерезкими, немного подцвеченными и сильно заретушированными фотографиями.

Но давайте вспомним, что сегодня не только другое качество фотоснимков, сегодня другое все! Сложно сказать, что и как бы было, если бы мы до сих пор продолжали строить социализм в расчете на коммунистическое завтра. Но общество пошло по иному пути, а сослагательного наклонения история, как известно, не имеет. Сегодня мы не можем не считаться с массой негативных явлений, обнаживших свою суть в новых условиях. Речь идет о постоянной угрозе терроризма, о расплодившихся как грибы под дождем маньяках-педофилах, о пьянстве, наркомании и разгуле агрессии среди молодежи, о специфичном для общества потребления отсутствии высоких идеалов и диверсификации нравственных ориентиров. Волей-неволей все это приходится учитывать.

Впрочем, перейдем от общих слов к конкретике. 

Прежде всего следует отметить, что проблема подростковой охоты включает в себя как минимум три различных аспекта. Это, во-первых, самостоятельная охота подростков без огнестрельного оружия. Во-вторых, охота в присутствии наставника. И в-третьих, самостоятельная охота с огнестрельным оружием.

Начну с последнего. Проще всего кивнуть на ФЗ «Об оружии», который разрешает гражданам владеть огнестрельным оружием только после достижения ими 18 лет. Давайте попробуем разобраться в том, насколько это обоснованно.

У великого русского художника Константина Коровина есть рассказ о том, как он, будучи маленьким мальчиком, получил в подарок детское ружье «Монте-Кристо» и застрелил из него утку. В его воспоминаниях этот день остался одним из самых счастливых в жизни. Каков вывод? Запрещая охоту с оружием подросткам, мы лишаем их счастливого детства. Но есть и другая история, рассказанная Карен Бликсен в книге «Из Африки», о том, как дети в ее школе разыгрались, и один снял со стены ружье и выстрелил в нижнюю челюсть приятелю, изуродовав ему лицо. Наверняка каждый охотник может вспомнить не один случай, когда и взрослые-то чудом избежали ранения, а то и смерти из-за неосторожного обращения с оружием. Или не избежали…

И тот, кто призывает законодательно разрешить с младых ногтей охотиться с огнестрельным оружием, попросту не задумывается о том, что у подростка 12-14 лет, выросшего в городских условиях, недостаточно опыта, недостаточно опережающего сознания, чтобы предусмотреть последствия совершаемых им действий. Это с одной стороны. А с другой – охотничье оружие (по крайней мере отечественное) просто не рассчитано на конституцию подростков, и ничего хорошего для здоровья ребенка от стрельбы из «взрослых» ружей ожидать не приходится. Я убежден, что просто из заботы о здоровье ребенка родители должны разумно ограничивать его стремление пострелять «по-взрослому». А интерес к стрельбе в большинстве случаев можно реализовать на стенде, в школе юниоров, которым
выдаются соответствующие их физическим данным ружья.

Но если сторонники подростковой охоты недооценивают риск, то депутаты его явно переоценили. Совсем недавно
мы стали свидетелями того, что возрастной ценз владельцев огнестрельного оружия может вырасти сразу на три года и вместо 18 лет составить 21 год. В конце мая текущего года Госдума приняла такой закон в первом чтении практически единогласно. Имеется, правда, оговорка – у регионов есть право снижать этот возраст на 5 лет, и ограничение не будет касаться граждан, отслуживших в армии. Адекватна ли такая реакция на преступление злокозненного неврастеника, убившего пятерых своих коллег по работе? На мой взгляд, неадекватна. Во-первых, на момент совершения преступления Виноградову было 29 лет, то есть дело не в возрасте, а в том, что у нас в стране не составляет труда купить разрешение на оружие. Во-вторых, с чего это депутаты решили, что именно после 21 года у человека просыпаются вдруг самосознание и чувство ответственности за свои поступки?

С чисто юридической точки зрения понятно, почему разрешение на владение оружием выдается не раньше, чем человек достигнет совершеннолетия – в этом случае он отвечает перед законом за свои ошибки или умышленные действия безо всяких скидок на возраст. Для чего было увеличивать ценз до 21 года? Почему тогда не до 29 лет? И почему уважаемые депутаты оставили без изменений право торговцев продавать алкоголь 18-летним, а не поднять эту планку до 21 года, как в США?

В России, по-видимому, вступил в силу другой закон – закон, когда дуют на воду, обжегшись на молоке. Безусловно, у нас, как и в любой стране мира, существует лобби «запретителей», которые дождались наконец своего «светлого часа», и нам теперь придется с этим мириться не один год. А жаль, вот в Белоруссии, скажем, принимать участие в охоте на копытных с применением гладкоствольного оружия могут граждане с 16 лет. Правда, в присутствии одного из родителей или опекуна, и тем не менее...

Кстати, оговорюсь, что российский ФЗ «Об оружии» позволяет региональному законодательному собранию снизить планку до 16 лет. 

Наверное, будет справедливым вопрос о том, почему бы не разрешить подросткам охотиться с пневматикой, например. ФЗ «Об охоте» делегирует право введения ограничений на охотничье оружие
Правилам охоты, которые, в свою очередь, утверждаются специальным уполномоченным федеральным органом государственной власти. А Правила охоты (ч. VII, п. 52.8) запрещают применение «духовушки» и вместе с ней любых самострелов, настороженного огнестрельного, метательного оружия, падающих пик, крючьев, ловчих ям, «подрезей», «башмаков» и других самоловов, способных нанести вред человеку. Причина все та же: получая право, человек одновременно должен и нести ответственность за превышение этого права, а это возможно только по достижении им возраста гражданской дееспособности.

Об этом как раз говорит статья 21 ФЗ «Об охоте». Открываем Гражданский кодекс и из п. 1 ст. 21 узнаем, что гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Но есть и исключения. Во-первых, лицо, вступившее в брак до 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК). Во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст. 27 ГК может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя.

Таким образом, за двумя исключениями охотником можно стать не раньше, чем в 18 лет.

Так что же остается? Куда податься бедному юноше, мечтающему об охоте? На мой взгляд, самый правильный вариант участия подростка в охоте – это охота с кем-то из родителей или наставником. Подросток не просто будет под присмотром, он будет набираться опыта у старших, походит в загон, постоит на номере, посидит на вышке, увидит зверя или птицу и наверняка при их добыче испытает не меньшую радость, чем сам стрелок. Кто сегодня мешает отцу отправиться с сыном на охоту? Закон этого не запрещает. Так что все дело в вашем желании.


Текст: По материалам Департамента государственной политики и 
регулирования в сфере охотничьего хозяйства
и объектов животного мира Минприроды РФ. Анатолий Можаров
Фото: Из «Настольной книги охотника-спортсмена»

Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№4 (79) 2019 №2 (113) 2022 № 1 (88) 2020 №12 (111) 2021 №5 (44) 2016 №10 (121) 2022