Охотничьи базы юга России
Все мы разные, с разным достатком и разными требованиями. Да и охотничьих баз на всей территории огромной нашей страны построено великое множество, и рассказать о них в одной статье вряд ли получится. Поэтому я расскажу про некоторые места, в которых мне приходилось останавливаться на юге России, а более конкретно – в Ставропольском крае и Республике Калмыкия.
Особенность этих баз в том, что расположены они в степной зоне на совершенно открытых пространствах и стоят под напором вечных ветров круглый год, подставляя под них то северные, то южные стены. А поскольку до ближайших лесов многие и многие километры, то стены эти вовсе не деревянные, а сделаны из кирпича и других цементно-глиняных материалов, более дешевых и надежных в этих местах. Строят их либо недалеко от цивилизации – поселков и станиц, либо переделывая под них дома непосредственно в самих поселках. У всех этих вариантов есть как плюсы, так и минусы.
Долгое время я мечтал попасть на осеннюю охоту на гусей в Калмыкии. И вот однажды эта мечта сбылась – нас пригласили в угодья, расположенные прямо на озере Маныч-Гудило, где проходит ежегодный пролет водоплавающих птиц. Баз оказалось две.
Одна из них была расположена непосредственно в поселке и выглядела снаружи как обычный одноэтажный поселковый дом. Зато внутри! Несколько отдельных комнат на 10 человек. Большая гостиная с бильярдом, телевизором и диванами для отдыха, кухня, столовая и даже банька с душем и бассейном. Немного тесновато при большом скоплении людей, но очень комфортно. Есть где просушиться, поесть, поспать и просто отдохнуть. Чувствовалось, что делалось «для себя любимого», поэтому на средства не скупились. Но от базы до угодий надо было все-таки проехать на автомобиле, да и поселок есть поселок – со всеми его звуками, запахами и шумом. Поэтому мы довольно быстро перебрались на вторую базу, стоящую прямо на берегу знаменитого озера, в стороне от дорог и шума цивилизации.
По утверждениям старожилов, это база бывшего руководителя республики, поэтому и построена она была в одном из красивейших мест, и быт на ней был налажен по всем правилам. Представляла она собой двухэтажный дом, на первом этаже которого располагались столовая и кухня, а на втором – комнаты для охотников. Удобства, конечно же, были в доме, а о горячей воде и душе можно даже и не говорить. Прямо за стенами раскинулась степь с запахами полыни, ярким солнцем и нестихающим ветром. Все здесь было налажено и предусмотрено до самых мелочей. Но как-то не прижился я там.
Роднее и ближе оказались мне совсем другие места, расположенные немного в стороне от Маныча, поскромнее и попроще, но притягивающие своей душевностью и радушием. Уже многие годы я приезжаю сюда, как к себе домой, и каждый год меня вновь и вновь тянет в них. В хозяйстве этом тоже 2 базы, совершенно не похожие друг на друга.
Одна из них находится в поселке в 20 километрах от угодий, и именно сюда приезжают охотники после долгой дороги и, если хотят, здесь и живут в процессе всей охоты, ежедневно тратя около часа, чтобы добраться до угодий, и столько же, чтобы вернуться обратно. Здесь тоже все приспособлено для длительного проживания.
Гараж и два одноэтажных дома внутри двора практически ничем не отличаются от соседних домов станицы, разве что здесь чаще, чем в других домах, бывают гости. В одном здании живут хозяева и готовят пищу, а другое состоит из двух жилых помещений на 4 и 2 человека с газовой печкой и обогревателями и небольшой столовой, соединенной с душем и сауной.
Можно и помыться, и отдохнуть, и поесть. Вот только из жилых помещений в столовую приходится ходить по улице, но это мало кого смущает. В теплое время суток все гости вообще предпочитают собираться за столом на открытом воздухе – под крышей беседки, увитой виноградом.
Кормят здесь просто «на убой» и так вкусно, что из-за стола с трудом выходишь, а некоторые охотники жалуются, что после такой охоты прибавляют по паре килограммов. Тем не менее уже несколько лет подряд мы предпочитаем не тратить драгоценное время на дорогу от поселковой базы до угодий, а жить прямо в степи, где располагается другая база. Она – полная противоположность первой.
Это большая стационарная палатка, обшитая металлом, что превращает ее в настоящий дом. Не знаю точно, но говорят, что именно такие палатки используются службами МЧС. Внутри на деревянном полу вдоль стен стоят нары-кровати с матрацами (человек на 10), а ближе к двери – стол и скамьи. Температуру внутри поддерживает газовый обогреватель, который очень хорошо согревает помещение, пока нет сильного ветра. Но стоит задуть хорошему «степняку», и все тепло улетучивается – согреться удается только внутри спальника.
Электричество обеспечивает электробензогенератор, которого вполне хватает, чтобы и помещение с улицей осветить, и приборы с телефонами подзарядить. Близость угодий, старание и радушие хозяев, а также качество охоты вполне компенсируют походный быт. К тому же при желании в любой момент можно выехать в поселковую часть базы – помыться, побриться и отдохнуть. Но чаще всего охота бывает настолько качественная, что уезжать никуда не хочется!
Текст и фото: Алексей Беляков