Журнал

Каким должен быть охотминимум

Об охотминимуме выпуска 2015 г. 

Каким должен быть охотминимум

Ко мне недавно обратился ваш журнал с просьбой рассказать о том, какой нужен охотминимум, с учётом опыта человека, этот «минимум» написавшего. Действительно, было дело, два года назад мы с Николаем Смирновым – опытнейшим охотоведом Росохотрыболовсоюза, под эгидой этого, самого крупного российского общественного объединения охотников, подготовили пособие по охотминимуму, взяв за основу соответствующий приказ Минприроды России.

Зачем это было сделано? Во-первых, потому, что современных аналогов охотминимума, в виде методического пособия, аналогичного изданию далёкого 1965 года, но адаптированного под современную жизнь, просто не было. Во вторых, если не ассоциация «Росохотрыболовсоюз» издаст такой сборник, то кто? Издание «Охотничьего минимума» 1965 года было также подготовлено Союзом обществ охотников и рыболовов РСФСР. И в-третьих, мы постарались по мере сил «простым человеческим языком» дать пояснения к Правилам охоты и выделить тот относительно небольшой объём знаний, необходимый начинающему охотнику, хотя бы для того, чтобы он понимал, в каком направлении ему дальше развивать свои познания через интернет, и мог сравнить его со своим практическим опытом.

Мы, охотоведы-практики и охотники «старой закалки», по-прежнему считаем, что без изучения охотминимума и сдачи экзамена нельзя стать охотником. Обязательная сдача охотминимума членами обществ охотников была предусмотрена в России постановлением Совета Министров РСФСР от 25 июня 1959 года. Почти во всех европейских странах для того, чтобы стать охотником, предусмотрены как минимум сходные, а то и гораздо более сложные процедуры.

К сожалению, по современным требованиям (приказ Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета»), основанным на Законе об охоте, охотничий билет выдаётся «после ознакомления физического лица под роспись с требованиями охотничьего минимума». И ещё: «Охотничий билет выдаётся в течение 5 рабочих дней».

На деле получается, что в охотники сейчас пришли совершенно не подготовленные и несведущие люди, не имеющие даже отдалённого понятия о том, что такое природа и охота и которым никто не объяснил неписаных правил, которые нам с малых лет прививали отцы и старшие товарищи. Плюс ко всему, новоиспечённые охотники – почти сплошь горожане, с общением с флорой и фауной на уровне городского парка и дачных шашлыков и без опыта походной жизни.

Наверное, неспроста в 1978 году для вступления в общество охотников был предусмотрен кандидатский стаж сроком 1 год. При этом кандидат в охотники должен был представить рекомендации двух членов общества со стажем не менее 3 лет. Да, для понимания не отягощённых грузом охотничьего опыта и годов жизни читателей поясню, что до начала 90-х годов прошлого века охотничьи билеты были сплошь «общественными», государственных охотбилетов не было.

Результат появления множества «новых охотников» – сформированное в умах «среднестатистического» горожанина (точнее, горожанки) представление об охотнике как о пьянице с ружьём в руках, стреляющем в зверей ради удовольствия. Всё это продукт нашего современного урбанизированного общества. Деревни пустеют, а с ними уходит детский опыт общения с природой за порогом дома.

К сожалению, и это надо подчеркнуть, антиохотничьи настроения в обществе – это именно наш, отечественный «антибренд», поскольку во многих, в том числе и недалёких европейских странах с не менее богатой охотничьей историей всё обстоит по-другому. Даже на Северо-Американском континенте охота является вполне уважаемым и поощряемым обществом занятием, что даже удивительно, ведь охота в целях добычи пропитания для россиян значит много больше. У нас же общественное мнение охотников и их нужды не понимает.

Итак, что такое «охотник» и охота в России? В 50–80-е годы прошлого века в России была сформирована взвешенная политика охоты и подготовки охотников. Сформировался «моральный кодекс» охотника, а подготовка молодого пополнения велась как старшими наставниками, так и в коллективах. Получить охотничий билет без сдачи охотминимума и рекомендации старших по «охотничьей партии» было нельзя.

Настоящий охотник – отнюдь не просто стрелок по летящей или бегущей дичи. Это знающий природу и поведение животных человек, для которого лес не страшное и незнакомое нагромождение деревьев, где можно заблудиться без навигатора, а весёлый и гостеприимный дом, где всё ясно и понятно. Настоящий охотник – в первую очередь знаток природы и первый её страж.

С моей точки зрения, охотник должен знать основные растения в своей местности и понимать, как их можно использовать. Что нельзя есть ягоды вороньего глаза и ландыша, каков из себя вех ядовитый, чемерица и аконит, а листья дикой чёрной смородины хорошо добавить в чай. И что, заходя в лес, прежде всего надо подумать, как из него выйти, а для этого сориентироваться – по солнцу, местным особенностям. Нужно знать какие поют в лесу весной птицы – это не только познавательно, но даже необходимо (чтоб не спрашивать потом егеря: а где здесь вальдшнеп?). Что вокруг костра нужно удалить сухую траву и следить за ним, не отходя далеко, особенно в великую сушь, и залить потом… подручными средствами. При переходе по льду водоёмов или движении по заснеженной реке надо знать, что на самой границе льда и берега, особенно где осока и камыши, можно запросто провалиться даже зимой, а под крутым берегом бывают промоины, и что весенний лёд гораздо опаснее осеннего…

Кроме того, на мой взгляд, нельзя быть охотником без страсти, азарта, первобытной дрожи в руках при виде подходящего зверя. Потому есть понятное объяснение части промахов на охоте: охотник «горячится», т. е. волнуется, «азартится». Я, честно скажу, до сих пор иногда мажу от излишнего азарта, когда ёкает сердце, заслышав первого в сезоне вальдшнепа! С опытом охотник учится овладевать своими чувствами и более спокойно оперирует оружием, не допуская промахов.

Каким должен быть охотминимум

Поэтому вся, не спорю, довольно сложная и трудоёмкая система обучения, воспитания будущего охотника, сложившийся с 50-х годов прошлого века институт наставничества вели к тому, что охотниками становились самые достойные претенденты, которым охота была интересна и кто «выстрадал» это высокое звание – охотник!

Если взять оглавления двух охотминимумов, изданных фактически одной общественной организацией с юбилейной полувековой разницей в датах выпуска, то принципиальных отличий мы не найдём. Разве что в новом выпуске само содержание учебной брошюры расписано более подробно – аж на 2 страницах. Как в старом, так и в новом издании присутствуют разделы по биологии охотничьих животных, устройству охотничьего оружия, снаряжению патронов, технике безопасности. В старом издании оружию и патронам уделено втрое больше страниц, чем в новом, но это можно объяснить малочисленностью источников знаний по этим вопросам в те времена. Это сейчас в интернете можно почерпнуть гигабайты знаний по этим вопросам, а если освоить от корки до корки книги В.Н. Трофимова о боеприпасах, порохах, пулях и баллистике и т. д., то можно давать профессиональные консультации на околооружейную тематику, включая «нарезняк», который полвека назад был не в ходу. Кроме того, снаряжают дробовые патроны сейчас немногочисленные фанаты, которые черпают разнообразные знания из всемирной паутины, и, надо сказать, эти знания много глубже, чем мы имели раньше. К примеру, я сам с большой пользой применяю знания ветерана «Ганзы» под ником SVS1, который посвятил тему «Тесты пороха „Сокол“» вопросам изучения зависимости скорости и давления от веса пороха и дроби и прочим составляющим хорошего выстрела. Эта тема за 11 (!) лет существования превратилась в кладезь познаний для гладкоствольного релоудера. Помнится, в студенческие годы мы спокойно сыпали «Сокол» раздвижной фабричной меркой – одной на все виды охот, разве что зимой увеличивая навеску на 0,1 г. Подавляющее большинство охотников покупает патроны в магазинах, благо сейчас это доступно в любом уголке. Дело за ценой разве что… но охотники себестоимость добытой дичи обычно не считают. По этим причинам в новом охотминимуме вопросам снаряжания патронов мы уделили немного внимания, хотя сейчас очевидна ошибочность такого подхода. Думается, что нужно переписать этот раздел, потому что только модификаций капсюлей сейчас поболее десятка, не говоря о порохах, всевозможных пыжах, контейнерах и т. п. Раньше-то всё было просто: дымный/«Сокол», центробой/жевело, войлочный/древесно-волокнистый (на крайняк – газета). С «дымарём» проблемы заряжания решались просто даже без магазинной мерки: гильза любого калибра отрезалась на 2/3, оставшаяся 1/3 становилась соответствующей калибру меркой дымного пороха. Для современного охотника скажу, что выстрел дымным порохом, особенно в безветренную погоду, почти всегда гарантирует интригу: из-за клуба дыма не видно результата выстрела.

Сходные сведения содержатся в сборниках по приёмам ориентирования на местности, оказанию первой помощи, а вот съёмка шкур более подробно освещена в новом издании: в нём, помимо пушных зверей, даны азы разделки копытных и медведей. Этому тоже есть логическое объяснение, поскольку раньше отстрел копытных производился в основном в товарных целях (для сдачи мяса государству). Огромный массив информации (пятая часть книги!) в сборнике 1965 года был посвящён охотничьему собаководству и охоте с собаками. Увы, реалии сегодняшнего дня таковы, что гончая, преследующая не то что лисицу, а обычного русака, может запросто пересечь границы охотхозяйства, а то и двух. Всё больше охотников живёт в многоквартирных домах, где содержание помощника по охоте проблематично. Потому охота с собакой становится всё более малодоступной большинству охотников, а с ней «ужался» и соответствующий раздел охотминимума. Зато в новой зелёной книжке очень много внимания уделено Правилам охоты, которые стали намного сложнее «ранешних».

Дописывая эту статью, с постоянным перелистыванием двух сборников, лежащих на столе, я понял одно: нам сейчас нужен не охотминимум, нам нужен охотмаксимум!            

Время требует гораздо более обширного методического пособия по подготовке охотника. Слишком сильно изменилось общество с того времени, когда было придумано понятие «охотминимум», изменился контингент охотников, изменились оружие и боеприпасы, законодательство, наконец. Поэтому охотнику нужен значительно больший объём теории, нежели это требовалось раньше. К примеру, широкое распространение нарезного оружия обязывает к созданию соответствующего большого раздела, потому что 5 лет владения гладкоствольным ружьём не дают никаких знаний и умений по применению винтовки. И обязательно нужен кандидатский стаж и практикум. Ну нельзя стать охотником автоматически и за 5 дней! Никакой охотминимум не научит охотника не вставать на борт лодки, прыгая на берег, и различать следы лося и кабана.

   Текст: Андрей Сицко 

Фото: Архив редакции 


Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№1 (124) 2023 №7 (118) 2022 №2 (101) 2021 №6 (33) 2015 №10 (97) 2020 №1 (100) 2021