Журнал

Снаряжение и эволюция. Заметки путешествующего охотника

Подготовка к следующему сезону всегда начиналась с окончания предыдущего. У нас, на Севере, водораздел между сезонами пролегал дважды: с окончания весеннего пролёта пернатых до начала осеннего и с окончанием осеннего пролёта до начала осеннего массового отстрела копытных на мясо, который плавно переходил в промысел пушного зверя. Заканчивался промысел пушнины, равно как и охота на дикого северного оленя, в самом конце февраля, но тут уже из берлог поднимались первые медведи, а там уже и начинали тянуть над заснеженными пока ещё цепями гор первые гусиные стаи.

Снаряжение и эволюция. Заметки путешествующего охотника Будучи охотником-зверовиком, я всегда имел в кладовке собранный рюкзак с необходимым снаряжением, которое включало в себя стираную запасную одежду, минимальный запас продуктов, за вычетом скоропортящихся, необходимые инструменты и свёрнутые тент или палатку. Рядом с рюкзаком на соседнем гвозде висел спальник, прикрытый основной верхней одеждой, под рюкзаком стояла пара просушенных и заклеенных болотных сапог и ботинки. Вопроса «Сколько нужно времени, чтобы собраться?» для меня не существовало: не больше пятнадцати минут. Ну и по дороге хлеба прикупить, пару буханок[1].
Снаряжение и эволюция. Заметки путешествующего охотника

Гусятники и утятники к вопросу сборов подходили серьёзнее. На охоту они ехали с брезентовыми шестиместными палатками, оснащёнными печками. С собой везли штук 30–40 (а некоторые – и больше ста) гусиных профилей и утиных чучел, которые тщательно расставляли вокруг скрадков. Эта охота велась с размахом, с удобствами, я б даже сказал, с излишествами – в то время как придурки вроде меня «сайгачили» по не вполне оттаявшим хребтам в поисках зверя.

В подборке снаряжения у меня сложилась ярко выраженная профессиональная аберрация: глядя на какие бы то ни было предметы – хоть в витрине свадебного салона, – я автоматически делю их на те, которые можно приспособить к охотничьему быту, и те, которые нельзя. В этом отношении я похож на моего приятеля Сергея Коравье, который в посёлке Ламутское ездил проверять сетки на лодке в кримпленовом костюме, нахваливая при этом прочность ткани: «Восемь лет ношу – не снашивается! Очень хорошая синтетика!» И я до сих пор уверен, что опытный человек способен удовлетворительно собраться на охоту за сорок минут, проведённых в сельпо средней руки.

На самом деле за последние тридцать лет я пережил несколько эволюционных скачков в подборе походного и охотничьего снаряжения. Первый, наверное, был во времена массового внедрения в быт соков и вод в пластиковых бутылках – и они мгновенно заменили собой брезентовые и капроновые мешочки для всяких сыпучих продуктов в охотничьем быту, таких как сахар, чай, крупы и мелко наломанные макароны. Позднее были флис, мембрана, GPS, мобильные средства связи и литые полиуретановые сапоги.

Что даёт современное снаряжение охотнику и нужно ли следить за новинками в этой области? Довольно долгое время я презрительно относился ко всяким новшествам и буквально кичился своим старообрядчеством: типа в тридцать лет не сдох в армейском ватнике, что сейчас-то со мной сделается? А позднее переменил точку зрения на довольно отличную. Поменял курс пусть не на 180 градусов, но на 65 или 70 – точно.

Снаряжение и эволюция. Заметки путешествующего охотника

Одно из главных отличий современного снаряжения от традиционного – это масса (это если вы не включаете в него оружие современного отечественного производителя, которое становится всё тяжелее и тяжелее от модели к модели). Да, ты можешь уместить необходимый набор снаряжения даже в двадцатилитровый рюкзак, в восьмидесятилитровый влезает всё, что необходимо на пяти-семидневный выход, включая продукты, – и ты не будешь чувствовать себя дискомфортно. И весить этот набор будет меньше двадцати килограммов, включая электропитание и средства связи. Так как сегодня на охоте фотографии являются важнейшей и неотъемлемой принадлежностью процесса (в серьёзных клубах без них даже трофей не учитывают), то подзарядка фотоаппарата и видеокамеры выходит на одно из первых мест в комплектации снаряжения. На помощь приходят пауэрбанки, мощность которых с каждым годом увеличивается, а размеры уменьшаются. Снижение массы играет роль и ещё в одном аспекте жизни путешествующего охотника – при авиаперелётах. Может, мембрана и непринципиально лучше брезента – но она принципиально его легче. А это значит, что в положенные тебе 20 кг можно втиснуть ещё на 5–7% больше полезных вещей. Или продуктов взять на эту же массу. Или вообще ничего не брать – идти проще будет.

Я бы сам не поверил себе, если бы кто-нибудь сказал, что я напишу эти строки, лет пять назад – но объединённые функции GPS, фотоаппарата, видеокамеры и баллистического калькулятора, а также книги для чтения вечером в палатке плюс эрзац-фонарика у меня взял на себя смартфон. При этом надо помнить, что если GPS и фотоаппарат с видеокамерой в смартфоне вполне полноценные (а Galileo даже удовлетворяет мои потребности в олдскуле: у меня в него загружены старые генштабовские карты, в которых я разбираюсь лучше, чем в Google), то как фонарик он достаточно сомнителен. Ну, я, по крайней мере, его всегда страхую полноценным фонарём.

Фонари и источники питания к ним за последние лет десять тоже сделали изрядный шаг вперёд: то, что на исходе нулевых считалось полуфантастикой, сегодня стоит меньше ста долларов и умещается в чехол от Victorinox.

Незначительно уменьшили свои весовые характеристики современные палатки – но я всё равно продолжаю внимательно следить за ними, надеясь, что рано или поздно увижу приемлемую двухместную модель весом менее двух килограммов и за не очень страшную цену. Кроме того, продолжаю следить за новинками в области термобелья и носков: в условиях, когда экономишь каждый десяток граммов, новые продвинутые модели могут оказаться вполне приемлемыми.

Снаряжение и эволюция. Заметки путешествующего охотника

Что ещё изменилось в современной охотничьей жизни – это костры. Если ещё лет 10 назад я выбирал своё снаряжение с очень чёткой оглядкой на «костровое дело», то сегодня в европейской части России костёр на охоте скорее дань традициям, чем необходимость. А вот необходимостью всё больше и больше становятся современные газовые горелки и термосы, держащие тепло долгое время.

Одно из направлений, на которое сейчас принято обращать особенное внимание в охотничьей периодике и интернете, – это средства приманивания животных и то, что позволяет тебе оставаться незаметным. Как охотник на млекопитающих я как считал, так и сегодня продолжаю считать, что все изыски в области камуфляжа охотничьей одежды – реверанс в пользу бедных. В качестве бедных выступают этой одежды производители. А вот что этим реверансом не являетcя – это опрыскивания, призванные заглушить наш запах. Но помните: никакой спрей не забьёт запах пота от тучного, прошедшего полтора километра по пашне человека, запах табака или многодневного перегара. Что касается различных способов привлечения зверей и птиц, то набор остаётся прежним: чучела, профили, манки. В последнее время к ним добавились запаховые приманки и автоматические кормушки с настройкой по времени.

Автоматические фотокамеры сегодня тоже прочно вышли из категории «неведомой и непонятной фигни» в категорию must. Сегодня даже на диком-диком востоке аргументируют возможность приезда охотника-спортсмена из Европейской России снимками косуль и оленей с фотоавтоматов.

Духовые манки переживают невиданный расцвет, связанный, в основном, с повышенной маржинальностью этого бизнеса и массовой востребованностью у охотников. Всё-таки самый массовый охотник у нас – это охотник на водоплавающую дичь, а себестоимость трубки, выточенной из дерева или пластика и схваченной несколькими обручами, легко можно прикинуть даже человеку, закончившему церковно-приходскую школу. При этом духовые манки предъявляют основные требования не к себе, а к человеку, умеющему ими пользоваться.

Что я понял – так это то, что себе всё сложнее и сложнее угодить при выборе снаряжения. Ты или всё пробовал, или это «всё» у тебя есть, и, что хуже всего, за многие десятилетия охотничьей практики у тебя сложился устойчивый стереотип о том или другом предмете снаряжения. Из реальных открытий последних лет я могу вспомнить только костюм Mooosehunter от Härkila, произведший на меня неизгладимое впечатление комплексом своих качеств (и месяц назад снова подтвердивший их в пурге на сопках возле колымского посёлка Усть-Омчуг). Или как Николай Назаров, мой приятель на «Фейсбуке», вдруг обнаружил, что алюминиевый чайник из детского, ещё советских времён набора посуды идеально соответствует образу его походного чайника – по форме, весу, объёму и конфигурации носика.

В завершение скажу. Точка зрения традиционалиста, что современный хайтек в снаряжении не имеет преимущества перед олдскулом, обычно базируется на повышенной эффективности аборигена перед приезжим охотником. Как это часто бывает, она базируется на неправильном выводе, сделанном из верного наблюдения. Сельский чингачгук в краденом армейском камуфляже имеет гэп перед прикинутым городским жителем не потому, что он одет в этот камуфляж и обут в болотные сапоги – а потому что он находится в природе неизмеримо больше времени, чем его городской визави.

Охотьтесь больше, дорогие товарищи – и будет вам счастье! Помните: день, проведённый на охоте, в счёт жизни не засчитывается!

Автор Михаил Кречмар



[1] Интересно, что буквально месяц назад я попытался собраться в таком ультраминималистичном режиме – и мне это удалось! Я проболтался на усть-омчугских сопках три дня, проходил бы и дольше, но согнала меня вниз злая осенняя пурга.

 




Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№5 (20) Май 2014 №1 (112) 2022 №4 (115) 2022 №5 (44) 2016 №10 (25) Октябрь 2014 №5, Май, 2013