Журнал

Оружие лесов

Что нужно охотнику, знает Росгвардия. Знают продавцы оружия в оружейных магазинах всех уровней – от владельцев сетей до стоящих за прилавками. Знают конструкторы охотничьего оружия в России, с заводов и из мастерских которых выходят установки, по виду и функционалу промежуточные между противотанковым ружьём и полковой пушкой. Знают оптимизаторы производства, которые выпускают охотничьи версии пулемёта Максима, Дегтярёва и автомата ППШ, украшенные позолотой и с кронштейнами для установки ночных и тепловизионных прицелов. Не знают только сами охотники.

Оружие лесов В общем-то, они и не нужны на этом празднике жизни. Государственные программы, поддержка спорта, патриотизм, семьдесят тысяч практических, стендовых и высокоточных стрелков (не-не-не, это мы с вами, работающие внутри системы, знаем, что активно стреляющих спортсменов максимум по шестьсот на каждом направлении, остальные или бывают на стрельбище раза полтора в год, или просто существуют в отчётах и докладах) – вот они жизненно необходимы армии чиновников, умело извлекающих деньги из государства и патриотизма. А три с половиной миллиона охотников пусть живут по принципу «ешьте что дают».
Оружие лесов

В общем-то, до эпохи санкций «есть давали» охотникам относительно неплохо. То, что нужно охотникам, поставляли в страну итальянские, немецкие, чешские, финские, американские и турецкие оружейники. С санкциями поток их изделий в страну несколько подыссяк, кроме того, инфляция и издержки, направленные на обход санкций, увеличили стоимость завозимых изделий примерно в два с половиной раза. И, кроме того, импортируемые ружья не всегда и не во всём удовлетворяли потребностям именно российского охотника.

Уже в 2018 году на выставке ARMS & Hunting на стенде компании «Техкрим» я обратил внимание на переломные ружья на базе традиционных ижевских образцов под специализированные патроны сверловки «ланкастер». Так получилось, что с этой сверловкой я познакомился ещё в советское время. Поэтому довольно хорошо представлял их потенциал во многих ипостасях. Подавляющее большинство охотников сегодня рассматривает оружие под эту сверловку почти исключительно как пулевое; я же никогда не забывал и о её потенциале как универсального оружия, способного стрелять дробью. Кроме того, сверловка «ланкастер», тем более хромированная, делает стволы с ней практически вечными: она легко вычищается, в ней отсутствуют резкие грани, в углах которых скапливается нагар и по которым происходят сколы хрома. Она проста и практична.

Итак, что меня привлекло в проектах «Техкрима» с самого начала?

● Предельно привычные российскому охотнику по эксплуатации и функционалу ружья. Модели, много-много лет находящиеся в руках российских охотников, привычные им и любимые.

● Расширение функционала этих ружей путём применения в них новых технических решений (и это не только новые боеприпасы и новые типы сверловки, это и новые установки прицельных приспособлений, и, в ряде случаев, новые концепции вообще).

● Готовность руководства предприятия по крайней мере выслушать охотников и их пожелания к оружию.

В декабре 2018 года я первый раз приехал на «Техкрим», где его директор Олег Леонидович Кузьменко, в прошлом главный конструктор Ижевского механического завода, собрал консилиум конструкторов и маркетологов, на котором я изложил некоторые свои соображения по тому, какими качествами должно обладать оружие для охотника невысокого и среднего достатка, живущего в сельской местности, в условиях шаговой доступности разнообразной дичи, в лесной и таёжной зонах. В общем, какое оружие, по моему мнению, хотел бы иметь мужик из сёл Медвежий Кут Приморского края, Иенгра Республики Саха-Якутия, Ловцы Ярославской области, посёлков Усть-Омчуг Магаданской области, Бахта Красноярского края или выселков с красноречивым названием Безденежные в области Кировской. Совещание прошло конструктивно, я осмотрел некоторое количество опытных образцов, Олег Леонидович любезно показал мне производство, и я уехал со скромной надеждой на то, что хоть какие-то семена, посеянные мной, упадут на добрую почву. Всё предыдущее время мне это до такой степени не удавалось, что я про себя решил, что конструктивный диалог между охотниками и создателями оружия в России просто невозможен, и потому помалкивал в тряпочку. При всём том, что ряд подсказанных решений на зарубежных производствах вполне прижился.

В начале ноября 2019 года Олег Леонидович и оружейный энтузиаст Ильфир Агзамов (тоже дальневосточник, как и я) пригласили на предприятие в Ижевск уже расширенный круг охотников и стрелков. В него вошли Алексей Вайсман aka Дядя Лёша, большой энтузиаст доведения до ума именно ижевских промысловых двустволок; эксперт по экипировке и выживанию Михаил Ярин; стрелок и популяризатор стрелкового спорта Константин Кузнецов aka Orengun; ведущий телепрограмм Валерий Кузенков; блогер Юрий Максимов aka Черномор; и я, ваш покорный слуга. К сожалению, Валерий Кузенков и Юрий Максимов по не зависящим от них причинам не смогли приехать. Но в испытаниях также принимал участие некий многократный чемпион России по практической стрельбе (и при этом охотник, что редкое сочетание), волею случая оказавшийся в это время в Ижевске.

Алексей Вайсман наиболее тщательно подошёл к домашнему заданию и подготовил презентацию о прицельных приспособлениях и способах сведения стволов, опробованных им на ружьях семейства ИЖ-94 «Тайга» и «Север». Обсудили модели ТК-527 со стволами длиной 600 и 520 мм в калибрах 12/70 + 9,6/53 Lancaster (одним блоком), ТК-518 под патроны калибров 9,6/53 Lancaster и .366 ТКМ, а также вкладной ствол под новый калибр .345 ТК с малокалиберным форм-фактором патрона, с гладким каналом ствола и зоной «парадокс». Все ружья могут приобретаться по лицензии на приобретение гладкоствольного оружия. Базой для ТК-527 послужили всем известные двустволки ИЖ/МР-27 с вертикально спаренными стволами; для ТК-518 – народная одностволка ИЖ/МР-18.

Ещё на выставке нам был продемонстрирован новый механизм сведения стволов в вертикальной плоскости – с роликом, вкладывающимся в специальные пазы внутри регулировочной муфты. Вообще, сведение стволов – один из самых больных вопросов для отечественных комбинированных и двуствольных нарезных ружей. И я, и все мои знакомые владельцы сталкивались с этим на практике и решали эту проблему самыми разными способами – от перепаивания стволов в уже паяных блоках до изобретения собственного механизма регулировки сведения.

Конструкторы компании познакомили нас не только с новым оружием, но и с новыми вариантами боеприпасов: пулевыми патронами с пулями линейки УНО, усовершенствованной пулей Полева («Легенда» П-6), 9,6/53 Lancaster, снаряжёнными дробью № 7 с весом дробового снаряда 14 г (кстати, почти как в патроне 32-го калибра, бывшего в 50–60-е годы единым стандартом для промысловиков Советского Союза) и картечью диаметра 8 мм по пять снарядов в контейнере. Но, понимаете ли, все оружейные семинары, демонстрации, верчение в руках, поцокивание языком, дискуссии на форумах и в YouTube – ритуалы в пользу бедных. Что такое данная модель оружия, на самом деле показывает только одно. Стрельба.

Сразу скажу, что наиболее оживлённые дискуссии у нас вызвала модель ТК-527 с длиной стволов 520 мм и без сменных ствольных сужений в пластике. Она позиционируется в качестве универсального оружия выживания, и я склонен поддержать эту идею. Но, по большому счёту, это просто оружие лесного, более того, таёжного охотника, проводящего много времени в угодьях, вынужденного стрелять накоротке как крупного (9,6/53 Lancaster и 12-й калибр с пулевым снарядом), так и мелкого пушного зверя (12-й калибр с ослабленным зарядом и 9,6/53 Lancaster с дробовым снаряжением). Надо помнить, что основная дистанция стрельбы по крупному зверю в тайге колеблется от 30 до 150 м, а по мелкому пушному – соболю и кунице – 10–15 м. На лесном озерце можно хлопнуть утку, на прогалине – кормящегося «на камешках» глухаря.

Но лично я предпочёл достаточно вдумчиво изучить более бесспорную модель – со стволами длиной 600 мм и со сменными дульными сужениями для ствола 12-го калибра. Я отстрелял несколько серий из ствола этого ружья 9,6/53 Lancaster по (внимание!) 20 выстрелов. Объясняю. Все серии по 3, 4 и 5 выстрелов, попадания которых чаще всего встречаются в интернете, показывают кучность не самого оружия, а владеющего им стрелка. Отсюда и постоянные обсуждения об отрывах вовне и внутри кучи, рассуждения «сдёрнул – не сдёрнул», «стрелять не умеешь», «вкладка несерьёзная», «да кто так целится» и т. д. В ситуации с ТК-527 ситуация осложнялась тем, что при каждом перезаряжании оружие неизбежно отнимается от плеча (привет однообразности вкладки); плюс играют роль характерные для оружия с переламывающимися стволами строгие спуски, столь непривычные винтовочнику. Поэтому я использую метод «длинных серий», кстати, аналогичный методу, принятому на производственных испытаниях. В результате отбрасываются 10 периферийных попаданий, а 10 попаданий внутреннего радиуса и считаются «реальной кучностью оружия при использовании её стрелком» – то есть не со станка.

Должен сказать, что после отстрела каждой серии по 20 выстрелов из ствола сверловки «ланкастер» я делал по той же мишени и с той же позиции ещё 10 выстрелов пулей из ствола 12-го калибра. Мишени выложены в статье, вы сами можете их оценить.

Я всегда и везде повторяю, что достаточной кучностью для охотника для уверенного поражения дичи при стрельбе с упора из нарезного оружия должны считаться 2 угловые минуты (в спичечный коробок на сельскую систему мер). Даёт ли такую кучность ствол «ланкастер» под 9,6/53Lancaster? Даёт. Более того, я скажу, что при соответствующих танцах с бубнами вокруг патрона, которые невозможны при массовом изготовлении патронов (латунная гильза, импортный порох, вдумчивая сборка под своё ружьё и т. д.), возможно, удастся добиться и сужения радиуса до 1 МОА, как это продемонстрировал Камиль Абдулин на .366 ТКМ («Русский охотничий журнал», № 12, 2016). Но и с нынешними показателями это ружьё должно быть сочтено более чем достаточным для охоты на самых крупных зверей нашей фауны: крупных медведей и лосей северо-востока Сибири и Камчатки. Естественно, на разумной дистанции до 150 м.

Отдельное удовольствие мне доставила кучность боя пулей из ствола 12-го калибра на ту же дистанцию (100 м). Пуля УНО весом 40 г показала радиус рассеивания, сопоставимый с «ланкастером», да и пуля «Легенда» П-6 (аналог Полева-6) на пару с пулей «Ленинградка» Л-2 производства ТК недалеко ушли.

На общепринятой дистанции пулевой стрельбы – 50 метров – механизм сведения обеспечивал превосходное сведение точек попадания: они практически совпадали, – но на предельной, факультативной дистанции для 12-го калибра в 100 м при стабильной вертикали начала проявляться разница между средними точками попадания у ствола «ланкастер» и 12-го калибра по горизонтали. И разница составила сантиметров около тридцати. Поэтому представителям «Техкрима» можно улучшить модель, добавив в конструкцию механизм горизонтальных регулировок.

Испытания вкладного стволика с «парадоксом» под патрон .345 ТК показали на сегодняшний день внушительную кучность. Предвидя вопросы о том, как пуля .345 калибра с начальной скоростью 300 м/с будет работать по биоцели, было приобретено несколько бройлеров, в брюшную полость которых зашили надутые водой резиновые шарики. Нас интересовало, насколько сильно будут разбивать патроны .345 ТК тушку курицы, которую мы считаем условно равной тушке тетерева – одного из самых распространённых видов боровой дичи в нашей стране, и не будет ли наблюдаться эффект гидроудара, разбивающего дичь в результате попадания пули по потрохам. Я с самого начала считал, что эта демонстрация призвана успокоить только самых опасливых стрелков: за моими плечами длительная практика самоснаряжения патронов 9,3×53R пулями от пистолета Макарова, которыми я стрелял любую мелкую дичь – от белки до рябчика. Результат при этом был одинаковый: в дичи появлялась дырка, будто проткнутая карандашом, дичь при этом мгновенно погибала. Более того, скажу я, что практически не разбивают птицу и мелкого зверя даже пули FMJ от 7,62×39 и 7,62×54R, почему это упражнение и носило для меня сугубо ритуальный характер. И результат не заставил себя ждать: дырки в тушке аккуратные, никакого разбития, простреленные несколько раз в тренировочных целях куры занимают своё заслуженное место в котле.

Традиционно при испытании пуледробового оружия основное внимание уделяется первой части определения, то есть способности его к пулевой стрельбе. Однако лично меня весьма и весьма интересует эффективность стрельбы дробью и картечью как из ствола 12-го калибра, так и из «ланкастера». Причём я вижу значительный потенциал именно в небольшом заряде 9,6/53 Lanc.: он тише и не должен бы сильно разбивать дичь на небольших расстояниях. Естественно, я имею в виду, опять же, наиболее распространённую таёжную пернатую дичь – рябчика; а также всякую именно что промысловую дичь: куницу, соболя, белку. Первое испытание дробью и картечью из 9,6/53 Lanc. мы проводим на дистанции 35 метров. Результат нам не кажется удовлетворительным, и мы сокращаем расстояние на 10 метров. Итак, 25 метров. Дробовая осыпь ложится равномерным кругом в радиусе 60 см, картечь же вообще в радиусе 35 см, с разбросом по горизонтали, пробивая насквозь двухдюймовую доску. Что же, для промысловой таёжной охоты эта дистанция более чем достаточна (мало какой промысловик стреляет рябца и пушнину на дистанции более 20 метров, 10–15 – самое обычное дело). Ну и работа для картечи тоже найдётся: рысь и росомаха на дереве из-под собаки.

После стрельбища мы снова собираемся на заводе. Говорим, аргументируем, спорим. Хочется думать, что большинство наших пожеланий в последующих партиях ружей будут учтены – в частности, добавление регулировки сведения стволов по горизонтали, исполнения ружей с кольцевым прицелом, в пластиковой ложе с затыльником-амортизатором. Там, глядишь, дотянемся и до штуцера в 9,6/53 Lancaster.

А Олегу Леонидовичу Кузьменко – отдельное спасибо за то, что приглашаете к себе охотников и их слушаете. Хотелось бы думать, что такие встречи и экспериментальные стрельбы станут для нас регулярными.

А документы на гладкоствольную лицензию для приобретения таёжного ружьишка я уже подал. Не помешает, при всём моём арсенале. Кстати, в нём это будет уже третье ружьё на базе ИЖ-27…

Автор: Михаил Кречмар



Вернуться к списку

Антон
Михаил Арсеньевич, здравствуйте.
Времени после Вашей статьи прошло довольно много, хотелось бы узнать, удалось ли Вам приобрести данное оружие? Ожидать ли видео на YouTube?
Какие результаты стрельбы дробью из 12, имею ввиду какая осыпь скажем на тех же 35 метра (интересует оружие с длиной 520)?

С Уважением, Антон.
Имя Скрыть Удалить

Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№12 (135) 2023 №7 (106) 2021 №9 (96) 2020 №3 (114) 2022 №7 (70) 2018 №11 (134) 2023