Сибирь
Сибирь начинается за Уралом. Это бесспорная географическая истина. Выделение Дальнего Востока России в отдельный региональный сегмент произошло в сознании наших соотечественников только в самое недавнее время, а конкретно – после Великой Отечественной войны, и даже позже. Ещё региональные очерки пятидесятых-шестидесятых годов о Чукотке или Приморье назывались «Северо-Восток Сибири» и «Юг дальнего востока Сибири». Однако пришла нынешняя административная система, и в Дальневосточный федеральный округ вошли не только Амурская область, но всегда относившиеся к Сибири Бурятия и Читинская область, а также Якутия.
Ладно, бог с ним, с обрезанием – мы, «Русский охотничий журнал», тоже внесли в него свою лепту, самостоятельно выделив в качестве отдельного региона Алтай, Саяны и Тыву (№ 03-2016). Ну, у нас были свои резоны: по ландшафтному разнообразию, дичи и видам охот эти края разительно отличаются от всех более северных и восточных регионов. Поэтому на долю нынешней Сибири в административном выражении остаётся лишь южная часть бассейна Оби и практически весь бассейн Енисея. А занимает фактически весь бассейн Енисея и прихватывает полуостров Таймыр Красноярский край – совершенно фантастическая страна, имеющая невероятный охотничий потенциал, прежде всего – промысловый.
Вообще, звериный промысел и промысел главного пушного зверя в России – соболя, собственно, и создал Сибирь как составную часть Российского государства. До XVIII века именно соболиные (в меньшей степени куньи и лисьи) шкурки на Руси и в Московском царстве служили основным платёжным средством, эдаким вариантом криптовалюты. Именно в её поисках пришли в Сибирь сперва промышленные, а потом служилые люди. С тех времён и более трёхсот лет Сибирь служила средоточием промысловой охоты. Именно в Сибири обкатывалась система промысловых факторий, госпромхозов и просто промхозов. Да и в колхозно-совхозном мире промысловое хозяйство на территории Сибири играло значительную роль. Между прочим, времена госпромхозов оставили настолько хорошую память у местных жителей, что в последние тридцать лет я не раз и не два слышал, что некое добровольное объединение охотников на той или другой территории назвалось ООО «Госпромхоз».
– А что? – отвечали они. – Слово хорошее, воспоминания вызывает самые лучшие. Да и привыкли мы…
В остальном же охота на территории Сибири разнообразна и неравномерна. На юге – степи с берёзовыми колками, а в них косули, зайцы, тетерева, серые куропатки. Некоторые территории густо заозёрены – тогда там утка, гусь: свои и на пролёте. Основной охотничий вид таёжных регионов, которых большинство, естественно, лось. Ну а где лось – там рябчик, в обычных количествах (то есть нигде не много) – глухарь. На юго-востоке – изюбрь и марал. Вездесущ медведь. Север, тундра – края гусей и северных оленей. Песцов тоже, если кого ещё интересует эта полярная лисичка.
Здесь я хочу сразу сказать об одной очень важной границе, делящей Сибирь на части с точки зрения богатства и разнообразия дичи. Это территории, где растёт сибирская кедровая сосна (называемая в просторечии «кедром») и где она не растёт. В местах произрастания кедра животный мир обилен и разнообразен, а где не растёт – там так себе. А кедрачи в Сибири распространены отнюдь не повсеместно. Более, того, огромные пространства Западной Сибири заросли именно тёмно-еловыми лесами, образующими один из наименее продуктивных, с точки зрения охотника, биотопов.
Так что, выбираясь на охоту в Сибирь, помните: Сибирь – огромна. И встретить в ней можно как и абсолютно пустынные территории, где на протяжении десятков километров не встретишь ни одного зверя, так и настоящие оазисы, кишащие дичью. Оазисов, как вы понимаете, в сотни раз меньше.
И о чём тоже рекомендую помнить: пространства Сибири обширны, но не безграничны. И наиболее продуктивные угодья давно взяты в аренду – иногда местными жителями, а иногда и состоятельными москвичами. Поэтому ткнуть пальцем в карту, а потом поехать туда, в большинстве случаев не получается так просто – надо выяснять, кто у этой территории хозяин, просить разрешения, брать путёвку.
Но в конце концов, уверяю, вы всегда договоритесь. И сможете поохотиться на главной промысловой земле России!
Автор: Михаил Кречмар