По данным анкетного опроса, который используется в настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) в качестве единственного «официального» метода оценки численности бурого медведя, численность бурого медведя в Нерюнгринском районе в 2022 году составила 600 особей, и, соответственно, плотность населения на площади района в 98 890 км² составляет 0,06 ос./1000 га." /> Конфликтные медведи юга Якутии - №6 (129) 2023. Русский Охотничий Журнал
Журнал

Конфликтные медведи юга Якутии

По данным анкетного опроса, который используется в настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) в качестве единственного «официального» метода оценки численности бурого медведя, численность бурого медведя в Нерюнгринском районе в 2022 году составила 600 особей, и, соответственно, плотность населения на площади района в 98 890 км² составляет 0,06 ос./1000 га.

Конфликтные медведи юга Якутии Мы же (экспертно) предполагаем, что численность в районе может достигать 1000–1200 особей. На территории республики во все времена южная часть Якутии считалась «медвежьим краем». По нашему мнению, высокая численность обусловлена рядом факторов: средняя горно-таёжная территория, обилие основной кормовой базы в виде кедрового стланика и ягодников, миграции с соседних территорий ввиду различных природных явлений – неурожайных годов, пожаров и т. д. Вопрос об применяемых методах оценки численности бурого медведя по сей день остаётся открытым. Теоретически, и в большинстве случаев практически, вполне возможно точно определить численность бурого медведя на территориях небольшой площади, но на больших площадях оценка численности будет неизбежно давать статистическую ошибку. Да и вспомним, что учёт бурого медведя в таёжной зоне достаточно трудо- и финансово затратен, потенциально опасен для учётчиков и требует достаточного уровня знаний и подготовки. Также к вышеизложенному стоит добавить, что на сегодняшний момент медведь в наших краях не является «коммерчески выгодным» видом охотресурсов, поэтому и детальным учётом его и не озадачиваются охотпользователи, хватает анкетно-опросного.

С начала мая по середину сентября «конфликтные» медведи появляются всюду: на пастбищах оленеводов, артелях старателей, прочих промышленных объектах, ведущих свою деятельность в тайге, на дачных участках, иногда заходят в посёлки и город. Также в последнее время участились случаи, когда медведи «живут» на федеральной дороге. Возраст медведей, решивших выйти к человеку, различен, наша практика показывает, что из всех случаев половозрастной состав следующий: так называемые пестуны (от 3 до 5 лет) разных полов – 70% случаев, взрослые самцы (от 5 лет) – 20%, медведицы (от 5 лет) с медвежатами – 10%. Учитывая это, можно утверждать, что основными «конфликтными медведями» являются пестуны, они же отгоныши, и взрослые самцы.

Мы считаем, что до охотнадзора доходит 70–80% информации о конфликтах, 20–30% всё же остаётся в «тени». Причины могут быть различными. В некоторых случаях люди сами решают проблему, ввиду отдалённости территории, иногда потому, что не верят, что охотнадзор приедет и решит проблему. Эвенки и промысловики всегда рассчитывают только на себя и решают вопросы своими силами. Есть, конечно, и браконьеры, желающие получить продукцию охоты себе.

Конфликтные медведи юга Якутии

В подавляющем большинстве случаев причиной конфликтов является сам человек. И в первую очередь нарушением санитарных правил поведения в среде обитания медведя. Мы знаем, что бурый медведь является высокоорганизованным и экологически пластичным видом. Это значит, что он легко приспосабливается к изменяющимся условиям среды обитания, формируя в мозгу определённый набор логических цепочек и ассоциативных связей, обуславливающих его поведение. Также медведь весьма любопытен, и любой новый предмет он исследует. И в первую очередь на предмет съедобности. Люди, делая, по их понятиям, добро для диких животных, на самом деле делают для них смертельное зло. Приведу пример, как формируется взаимосвязь между медведем и человеком при безобидной, на первый взгляд, прикормке (равно как и при оставлении после себя пищевого мусора на природе). Вот человек едет на машине и видит на трассе медведя. Он останавливается, фотографирует, его переполняют эмоции, и… он кидает ему какую-нибудь еду, исходя из благих побуждений, что медведю нечего кушать и ему нужна помощь. Либо человек оставил на месте отдыха в лесу остатки пищи и мусор. Разницы практически нет, принцип тот же. Происходит следующее. Медведь, попробовав конфетку, булочку либо фантик и другой мусор, делает определённую ассоциативную связь: конфетка – вкусно; пахнет человеком – значит, конфетка связана с человеком. Конфетка – это не насекомые, корни и растения, и даже не рыба и мясо, сладкого в тайге мало, поэтому медведь с охотой лакомится человеческими продуктами. Потом у него развивается зависимость, а зависимость перерастает в потребность. И в последующем медведь будет идти к человеку, требовать «конфетку». А значит, создаст угрозу жизни и здоровью человека. Следовательно, человек, который из благих побуждений угостил медведя конфеткой, подписал ему смертный приговор, так как такого медведя отстрелят. Вторая вероятная ситуация – от прикормки может пострадать другой человек. Например, вы кинули булочку, вам медведь ничего не сделал. Но позже другой человек, сделав то же самое, может поплатиться здоровьем и жизнью. Также отдельно стоит отметить, что, прикормив медведицу с медвежатами, человек губит всех. Медведицу отстрелят, а медвежата останутся погибать голодной смертью либо погибнут от лап других медведей.

Вторая причина – это воздействия природного или антропогенного характера: сокращение среды обитания посредством промышленного освоения или воздействия пожаров. И тут медведь ведёт себя вполне предсказуемо. Он идёт туда, где есть легкодоступный корм, – к человеку, по причине описанной выше. Третья «причина» – люди, которые ведут свою деятельность в тайге, находятся у медведя «дома». Оленеводы, рыбаки-охотники, старатели. Тут встречи с медведем вполне ожидаемы и предсказуемы.

Конфликтов можно избежать или хотя бы свести их к минимуму. Во-первых, для этого необходимо удовлетворить требования медведей к среде обитания и дать возможность этим животным вести естественный образ жизни. Подчеркну: естественный образ жизни. Не прикармливать медведя. Соблюдать элементарные санитарные правила в тайге, не оставлять после себя мусор. У медведя свой мир, Эгдэн (тайга – по-эвенкийски), и он в нём прекрасно живёт. В вашей подачке медведь не нуждается, он сам способен добыть себе корм. Позвольте животным вести свой естественный образ жизни. Не выносите им смертный приговор.

Вспоминается случай, когда поступил звонок от жителей маленького посёлка Хатыми о том, что на территорию частного дома стал приходить медведь. Выехав с напарником на место, произвели осмотр территории. Дом расположен на самой окраине посёлка. Есть следы выхода медведя. Прошлой ночью он чуть не зашёл в открытую дверь дома. Просидели ночь в доме – результата не было, медведь не пришёл. Каждый день ездить в Хатыми (90 км от Нерюнгри) затруднительно. По работе пришлось уехать. Через 2 дня позвонили снова, сообщили, что медведь залез в курятник. Получив решение на регулирование численности, оформив разрешение на добычу (регулирование), снова выехали на место.

Медведь в час ночи зашёл на территорию, разогнал собак, залез в курятник, задавил 7 курей. Хозяйка (довольно боевая женщина), выбежав во двор, стала кричать и бить кастрюлей по сетке курятника. Чем, естественно, напугала медведя, и тот, прихватив пару курей (обнаружили потом по следам), вылетел с обратной стороны курятника, сделав там приличную дыру. По словам хозяйки, медведя от неё спасло, что сетка была достаточно крепкая. Такая хозяйка и в горящую избу войдёт, и коня на скаку остановит. Опросив хозяйку, собрали кур и вынесли на затворки. Проследив, откуда пришёл медведь, сделали подобие привады, прикопав «жертв ночного разбоя». Так как было пять часов вечера, а медведь приходил ночью, до засидки на позиции решили объехать территорию вокруг посёлка, ведь весной медведь также наведывался несколько раз на кладбище.

Когда подъехали после кладбища, хозяйка показала на задворок, выходящий к лесу, и сказала что 5 минут назад приходил ночной гость и раскапывал приваду. Хозяйке сказали, чтобы вела себя, как будто бы нас нет. Осмотревшись, я залез на контейнер, товарищ остался внизу, возле курятника. Просидев в засаде полтора часа, я заметил движение в лесу. Это оказался наш «клиент», до него было метров 250. Медведь-пестун долго всматривался в нашу сторону, потом спокойно побрёл то к нам, то сядет покопает землю, то сядет поест задавленных куриц. Наблюдая за его поведением, материл себя за то, что оставил видеокамеру в машине и не получилось заснять видеозарисовку.

Пошарившись по лесу минут 20, медведь побрёл к другому дому, метрах в 300 от нас. Я слез с контейнера, и мы с товарищем, как группа особого назначения, украдкой побежали к следующему дому. Выйдя на задворки, услышали, как кричит хозяин этого дома, и увидели, как убегает медведь в сторону леса. Как потом оказалось, дедушка рубил дрова на задворках, пестун подошёл сзади него на 10 метров, дед обернулся и стал кричать, а медведь пустился наутёк. Отпустив собаку, двинулись в сторону убежавшего медведя, двигаясь друг от друга на 30–40 метров, предположив, что медведь далеко не уйдёт от «прикормленного» места. И действительно, через 100 метров обнаружили бродившего как ни в чём не бывало пестуна. Так как товарищ был ближе к нему, то он первым открыл огонь. Медведь встал на задние лапы, сделал бросок в сторону и начал убегать. Тут же промелькнула мысль, что если сейчас мы его не возьмём, то придётся здесь жить ещё как минимум неделю.

Ввиду того, что медведь не получил достаточно убойного ранения, он рванул в чащу. Интуитивно вдвоём ринулись за ним, так как раненый хищник может доставить только неприятности. Пришлось бежать очень быстро, слыша пульс сердца в ушах и понимая, что зверь ранен и начинает замедлять движение, потому что ранение дало о себе знать.

Подбегая и заранее зная предельную и безопасную дистанцию, я чуть ли не напрыгиваю на него сзади: так быстро бежал, что не сразу понял, что просто остановиться на ровном месте не получится. Медведь развернулся в мою сторону, и я сделал выстрел из своей старенькой двустволки. Медведь в 6 метрах от меня закувыркался, и я сделал ещё один выстрел. Тяжёлая пуля Полева-6 сделала своё дело. Взяли! Сев на пень отдышаться от спринта, дождался товарища. Отдышавшись, оценили «трофей» и всю ситуацию в целом. Затем выволокли с помощи верёвки пестуна на лесную дорогу и пошли в посёлок за трактором…

Автор: Виктор Шевченко



Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№9 (108) 2021 №1 (112) 2022 №10 (61) 2017 №3 (78) 2019 №1 (52) 2017 №3 (30) 2015