Журнал

Квадроцикл в охотхозяйстве

В системе охотхозяйства я работаю с 2009 года, после окончания факультета охотоведения Вятской сельхозакадемии по специальности биолог-охотовед.

Квадроцикл в охотхозяйстве

До 2011 года работал в «Пермохоте», занимался заказниками, а с 2011 года перешёл на должность охотоведа в Военное охотничье общество Уральского военного округа.

В 2016 году мы с товарищами организовали «Уральский охотничий клуб», так что на сегодняшний день я занимаю должность главного охотоведа Cовета ВОО и руководителя «Уральского охотничьего клуба». Это три подответственных общественных охотхозяйства в Свердловской области и два – в ХМАО, плюс коммерческое хозяйство «Клуба». Системное применение квадроциклов для ведения охотхозяйственной деятельности началось у нас сравнительно недавно. Хоть мы и находимся на Урале, но до 2016 года все хозяйства располагались в относительно равнинной местности. Только одно из них – на Уфимском плато – частично захватывало гористые ландшафты, но с относительно развитой дорожной сетью, так что и там вполне справлялись уазики. Сейчас одно из хозяйств в 80 км от Екатеринбурга находится полностью в горах, в зоне темнохвойной тайги, изрезанной отрогами и оврагами, дорожная сеть там отсутствует как таковая, поэтому всю хозяйственную деятельность приходится проводить на снегоходах и квадроциклах. При этом лимитирующим фактором для использования «квадратов» является глубина снежного покрова. В прошедшем году мы ездили на них почти «до победного», а вот за год до этого уже в октябре пришлось ставить их на консервацию.

В целом же «квадраты» в основном являются вспомогательной техникой: там, где едут УАЗы, именно на них выполнять основные работы по перевозкам, конечно, целесообразнее. Взять ту же коллективную охоту на сибирскую косулю: УАЗом можно в один рейс развезти и расставить на номера 5–7 человек охотников. К тому же в тех хозяйствах, которые расположены недалеко от больших городов в зонах с высокой плотностью населения, зверь боится машины ощутимо меньше, чем квадроциклов или снегоходов. Связано это не только с тем, что браконьер теперь ногами редко ходит – предпочитает вездеходную технику, но и с модой на «покатушки» вне дорог. Такие ездоки-туристы зачастую просто не знают и не понимают, какой вред наносят, гоняясь ради забавы за зверем по глубокому снегу или пытаясь фотографировать самок в период отёла. Участились случаи, когда такие «покатушечники» находят и пытаются забирать домой новорождённых косулят. Охотдепартамент с этим борется, подключились и общественные инспектора, но это тема для другого разговора. Вернёмся к квадроциклам. Нам, профессиональным охотникам, охотпользователям квадроцикл, безусловно, нужен для хозяйственных нужд в весенний период – это объезд территории, охотхозяйственные, воспроизводственные мероприятия. «Квадрат» проезжает там, где по распутице не проедет УАЗ либо где нет вообще никаких дорог. Его не так страшно засадить – вытащить лебёдкой гораздо проще, чем машину. В качестве транспортного средства «квадраты» используются на некоторых индивидуальных охотах: для подвоза охотника к глухариному току на весенней охоте, а также при охоте с вышки на медведя, кабана. Подкормочные площадки с использованием «квадратов» тоже стало возможно устраивать в труднодоступных местах: тем самым отваживаем браконьеров, в основном, из местных любителей поживиться на дармовых подкормочных площадках или полях.

В настоящее время в каждом из наших хозяйств «квадраты» закреплены за егерями, охотоведами или начальниками хозяйств. На базе всегда есть заправленный и готовый к поездке квадроцикл – завёл и поехал уже по делам. На них оказалось очень удобно ловить браконьеров: с прошлого года хорошо себя зарекомендовала практика бригадного патрулирования охотугодий, когда УАЗ с двумя-тремя инспекторами движется по какой-нибудь центральной дороге в угодьях, а два-три инспектора на «квадратах» (зимой – на снегоходах) челноком прочёсывают местность вокруг. Уйти от такого патруля, оснащённого рациями, даже на сопоставимой по возможностям внедорожной технике непросто. Так что большую часть сезона функции УАЗов и квадроциклов довольно чётко разграничены: основная плановая хозяйственная деятельность, особенно связанная с транспортировкой чего бы то ни было, выполняется УАЗами, квадроциклы же берут на себя обязанности оперативной техники – патрулирование, ситуации, когда быстро надо что-то в небольшом объёме подвезти. Получается, что и без УАЗа никуда, и без «квадрата» – тоже никуда. Так что, я считаю, в любом хозяйстве должны быть и машины типа УАЗа, и квадроциклы; по крайней мере, так обстоит дело у нас на Урале.

Какие особенности эксплуатации – в первую очередь это требования безопасности. Квадроцикл очень легко перевернуть в любую из четырёх сторон, из-за короткой базы легко потерять управление на пересечённой местности и врезаться в препятствие, поэтому основной инструктаж егерям – в любом случае соблюдать безопасность езды. Даже при преследовании подозреваемых в браконьерстве – если видите, что уходят, пусть уходят. Лучше пусть уйдут, чем попасть в аварийную ситуацию. «Квадрат» – машина мощная (мы используем в основном CF-500), кажущаяся лёгкой в управлении, и эта простота может сыграть злую шутку даже с опытными людьми. Нашим сотрудникам мы рекомендуем не превышать 40–50 км/ч на относительно ровной и знакомой местности, а на пересечённой, особенно в лесу, всегда лучше ехать с большим запасом по возможной реакции на неожиданные препятствия. Большое внимание уделяется оснащению каждой машины. С собой обязательны, во-первых, аптечка, во-вторых, бензопила, также ремкоплект для резины. Дальше, помимо штатной передней лебёдки, обязательна ещё ручная: мы считаем, невыгодно утяжелять «квадрат» дополнительно задней лебёдкой, тем более она всё равно не поможет, когда надо вытянуть машину вбок или поставить на колёса перевернувшуюся набок. В тех хозяйствах, где нет сотового покрытия (такое у нас одно в Свердловской области и два – в ХМАО), егеря выезжают в рейды только по двое, по трое и обязательно берут с собой спутниковый телефон: безопасность лишней не бывает.

По техобслуживанию и допоснащению. В большинстве хозяйств мы сейчас используем китайские квадроциклы CF-500 практически в штатной комплектации. Единственное, что сразу меняем, это ставим грязевую резину, и каждый сезон переобуваем в новый комплект. Высота протектора на резине квадроцикла напрямую определяет его проходимость, поэтому на резине мы не экономим и до состояния «лысой» не эксплуатируем. Каких-то особые конструктивные слабости именно у CF-500 отметить сложно. Бывают поломки карданных валов при повышенных нагрузках на трансмиссии, но поскольку все запчасти и комплектующие весьма доступны, именно для нужд охотхозяйств эти квадроциклы неплохо подходят. Большое внимание уделяется уходу за техникой: после каждого «грязного» выезда «квадраты» обязательно моются и ставятся как минимум под навес. Техобслуживание – замена масел и фильтров, антифриза и тормозной жидкости, шприцевание крестовин, обязательная замена тормозных колодок, диагностика подвески – проводится раз в год после консервации, весной перед началом охотничьего сезона. Иногда приходится снимать и промывать бак и производить очистку топливной системы: качество бензина вдали от областных центров оставляет желать лучшего.

Если раньше все работы проводились в специализированных сервисах, куда приходилось гонять квадроциклы, порой довольно далеко, то теперь много специалистов, работающих как минимум не хуже, появилось и «на местах». Техника эта в обслуживании не самая сложная, а её популярность рождает и предложение со стороны автомехаников. Так что ещё раз в заключение повторю: квадроциклы CF (в частности CF-500) очень неплохо вписались в парк техники наших охотхозяйств, играют свою особую роль в охотхозяйственной деятельности, а их эксплуатация и обслуживание не составляют какой-либо специфической проблемы.

Текст и фото: Евгений Сурнин 


Вернуться к содержанию номера


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№9 (48) 2016 №9 (60) 2017 №5 (68) 2018 №3 (30) 2015 №8 (47) 2016 №5 (44) 2016