Как они тут все друг друга не перестреляли?
Первое, на что обращает внимание любой внимательный охотник, приезжая в Германию, – на охотничьи вышки. Они стоят буквально повсюду: рядом с автобанами, парками, прогулочными дорожками, иной раз в черте населённого пункта. Причём вышки явно рабочие, со следами свежего ремонта, а то и вовсе передвижные, только что установленные. Невольно возникает мысль: «Как они тут все друг друга не перестреляли?»
Менталитет? Дисциплинированность и законопослушность немцев не стоит переоценивать. Обычное дело – услышать от человека, который заказывает третью кружку пива, хотя ему ещё домой за рулём ехать: «Ничего, я знаю окольные пути, где полиции не бывает». Другое дело – сильно развитое чувство личной ответственности, которое вырабатывается ещё с начальной школы, где «домашку» почти не проверяют, но уже к концу второй четверти до всех доходит, что не делать – себе дороже.Правила – всего, в том числе охоты – по большей части рациональны и написаны с точки зрения безопасности. В частности, там, где высока вероятность «выхода под выстрел» не только оленя, но и туриста, охотиться не с вышки, а просто притаившись под кустом, просто запрещено. И дело как раз в том, что что выстрел с вышки направлен вниз: даже при промахе пуля не улетит за линию видимости, а попадёт в землю. Незнание правил практически исключено. Как известно, немецкий «охотминимум» почти эквивалентен средне-специальному профессиональному образованию, получить его непросто и недёшево. Что само по себе дисциплинирует: потратив пару лет и несколько тысяч евро на обучение, как-то не хочется его терять. Не говоря уже об охотничьем участке неподалёку от постоянного места жительства – это отдельная история.
Кстати, о квартирном вопросе. В Германии почти невозможно встретить бетонные джунгли а-ля Москва. Даже крупные по местным меркам города (порядка полумиллиона жителей) обычно состоят из агломерации пригородов, больше похожих на деревню. Дома в девять этажей тут редкость, а у квартир нет номеров – на почтовых ящиках пишут фамилии жильцов. Сказать, что все друг друга знают, всё-таки будет преувеличением, особенно там, где каждый четвёртый родился за пределами Германии. Но, скажем, продавец в винной лавке, скорее всего, в курсе, кто на районе охотник и даже когда тот что-то добыл (догадайтесь почему). И что точно знают все постоянные жители – где стоят вышки и почему в полнолуние мимо них лучше не гулять. Именно для этого вышки располагаются открыто, на всеобщем обозрении. Для самих охотников это не очень удобно: в последнее время среди защитников прав животных широко распространена практика эти вышки сжигать, разрушать, а то и подпиливать с таким расчётом, чтобы залезающий на них охотник получил травму. Но если бы вышки пытались маскировать под окружающую растительность, было бы много хуже.
Охотники, в свою очередь, с уважением относятся к интересам соседей. Это проявляется, в частности, в том, что на вышке никто не сидит круглые сутки. В густонаселённой местности на вышку садятся за пару часов до рассвета и берут зверя в предрассветных сумерках. Когда встанет солнышко и собачники, владельцы горных велосипедов, любители скандинавской ходьбы и другие мирные жители допьют свой утренний кофе и выйдут в божий мир, косуля будет уже висеть в холодильнике, и лишь Дерсу Узала или бушмен-трекер определит, что на этом поле сегодня кто-то кого-то убил.
Косуль на своём участке охотник знает почти что поимённо: кто уже набрал трофейные кондиции, кому надо дать годик подрасти, а кого по возможности отстрелять до гона, чтобы не портил своими короткими и кривыми рожками генофонд. И к охоте у него совсем другое отношение, чем у воскресного охотника в иных странах, который вырвался из города раз в сезон и должен закрыть лицензию непременно сегодня. Взять первого попавшегося зверя любой ценой – об этом речи не идёт. Перед выстрелом охотник будет долго разглядывать – благо сейчас по всей Германии разрешено использование тепловизоров и приборов ночного видения, – тот ли козлик перед ним или не тот. А заодно несколько раз убедится, действительно ли это косуля, или это особо романтически настроенная парочка пристроилась под кустом…
Безопасность немецкой охоты – вещь системная. Она обеспечивается не каким-то одним конкретным решением. Не существует волшебной немецкой таблетки, которую заглотил – и вес снизился, мочеиспускание нормализовалось, а волосы стали мягкими и шелковистыми. Есть кумулятивный эффект от нескольких факторов, каждый из которых сам по себе мало что решит, но зато усиливает действие других, и все они вместе складываются так, что снижают риски почти до нуля. И лучшим доказательством этого служит стресс-тест 2020 года, когда лишённые возможности поехать куда-нибудь за границу или на побережье немцы массово пошли гулять по охотничьим угодьям. Несмотря на это, количество несчастных случаев не выросло.
Автор: Алексей Морозов