Журнал

Прекрасные дамы и их ружья

Рост популярности охоты, в том числе трофейной, и стендовой стрельбы у женщин привёл к тому, что оружейные компании обратили повышенное внимание на этот сегмент рынка и включили в свои производственные программы ружья, специально сконструированные для женщин. Нет, речь, конечно, не идёт о розовых прикладах, хотя нужно признать, что одно время такое оружие действительно выпускалось и позиционировалось именно в качестве оружия для женщин. Однако розовый цвет, как выяснили психологи, не является предпочтительным для женщин. 35% женщин назвали своим любимым цветом синий, 23% – пурпурный. 

Прекрасные дамы и их ружья Кроме того, подчеркнули психологи, каждый цвет ассоциируется с различными эмоциями. Так, розовый цвет чаще всего связывается в представлении женщин с любовью, романтическими отношениями, пассивностью, ностальгией и сексуальностью. Вряд ли какие-либо из этих чувств будут уместны во время охоты или на стрелковом стенде. Психологи, безусловно, оказались правы и убедили в своей правоте менеджмент оружейных компаний. От розового цвета было решено отказаться раз и навсегда, но маркетологи, предчувствуя выволочку за ошибочные выводы и рекомендации, в отчаянном стремлении спасти хотя бы остатки репутации предложили камуфляжную расцветку ложи Muddy Girl, в основе которой, пусть и в незначительной степени, лежал всё тот же розовый цвет. И на этот раз, увы, не выгорело.

По имеющейся информации, в мире мужчины в среднем составляют 94% от общего количества владельцев оружия, на долю женщин приходится 6% (отмечу, что в российской стендовой стрельбе женщины составляют 5,88% от общего количества зарегистрированных стрелков), но упускать растущий спрос на этом сегменте рынка никто не хотел. Маркетологи вышли с предложением позиционировать варианты исполнения оружия для подростков в качестве оружия для женщин. (Российские оружейные заводы пошли по этому же пути. «Модель рассчитана на использование её женщинами и молодыми стрелками. Ружьё разработано с учётом особенностей телосложения этой группы пользователей, т. е. уменьшенные в размерах цевьё и приклад, сниженная масса», – указано в паспорте одной из моделей Ижевского механического завода.) Однако очень скоро стало понятно, что укороченный приклад не только не решает имевшуюся проблему, а дополнительно создаёт новые.

И тогда (возможно, это просветление снизошло на топ-менеджеров оружейных компаний одновременно, после того как они увидели, что компания Caesar Guerini берёт под фактически единоличный контроль целый сегмент рынка) было решено экстраполировать утверждение Корнея Ивановича Чуковского о том, что для детей нужно писать как для взрослых, только лучше, на производство оружия для женщин. Да, это абсолютная истина: ружьё для прекрасной дамы должны быть такое же, как для представителей сильного пола, только лучше. Понятно, что ствол и его параметры, как и УСМ и система запирания, остаются неизменными, значит, нужно коренным образом пересмотреть почти все параметры ложи. Как-то на выставке SHOT Show я разговорился с конструктором обуви компании Irish Setter. Он сказал, что ступни мужчины и женщины отличаются по 30 параметрам, которые необходимо учитывать при разработке модели обуви. А когда речь заходит о ложе, то таких отличительных гендерных параметров становится гораздо больше – именно поэтому ружьё со стоковым прикладом гарантированно не подойдёт (не будет прикладистым) для абсолютного большинства женщин. Правда, на практике при покупке обуви обывателю достаточно знать всего лишь два параметра – размер и полноту, что же касается ложи, то таких – «обывательских» – параметров три: длина, погиб и отвод.

Прекрасные дамы и их ружья

Оружейные компании утверждают, что благодаря многолетним изысканиям, огромным инвестициям и т. д. им удалось добиться того, что серийная ложа является прикладистой для 75–80% охотников. Вот тут и возникает вопрос: то ли действительно оружейники нашли некое «золотое сечение», благодаря которому серийная ложа стала прикладиста для большинства охотников, то ли был выбран некий стандарт охотника, под который и были подогнаны параметры ложи. Не знаю, как у вас, а лично у меня нет сомнений в том, что правильным ответом является второй вариант.

Каким же предстаёт в глазах оружейников охотник со «стандартными» параметрами? Мужчина с ведущим правым глазом (интересно отметить, что среди женщин процент стрелков с ведущим левым глазом выше, чем у мужчин), рост 172–180 см, вес 85–95 кг, обхват груди 110–126 см. Ружьё с ложей под такого стрелка гарантированно не подойдёт абсолютному большинству женщин с учётом их анатомических особенностей (более узкие плечи, более длинная шея, относительно слабые руки).

Когда я задал Илейн Стюарт (компания Longthorne Guns) вопрос о ружьях для женщин, то её ответ подтвердил мою правоту. Она сказала, что если мужчина приглашает свою даму на стенд и с готовностью предлагает ей пострелять из одного из его ружей, то это верный признак того, что это будет её первая и последняя поездка на стенд.

Её мнение разделяет Энн Мауро, неоднократный победитель и призёр турниров по спортингу, ставшая первым руководителем направления Syren в компании Caesar Guerini. Энн считает, что для женщин исключительно большое значение имеют впечатления от первого выстрела. Если они были отрицательными, то женщина, решившая заняться стендовой стрельбой, задаст себе риторический вопрос: «Ну и зачем мне это надо?» – и больше никогда (в 97% случаев) не возьмёт ружьё в руки.

Именно эта компания стала первопроходцем в деле конструирования охотничьего и спортивного оружия для женщин. Для нахождения лучшего варианта решения поставленной задачи было проведено исследование, в ходе которого было опрошено большое количество женщин, активно и серьёзно занимающихся стендовой стрельбой. Необходимо было понять их требования к оружию в целом и к отдельным узлам в частности. В компании занялись изучением вопросов, касающихся веса оружия, его баланса и развесовки. Но главным, безусловно, был вопрос о прикладе, потому что никто в мире не конструировал и не изготавливал серийно приклады специально для женщин. Полученные результаты стали для менеджмента и конструкторов компании подлинным откровением. Так, оказалось, что женщинам вообще претит мысль о так называемом женском ружье. Им нужна не игрушка, а рабочий инструмент. В то же время никто не сказал, что рабочий инструмент не должен быть эстетически совершенным.

Известный стрелок Линн Грин сделала интересное, но чисто женское, на мой взгляд, сравнение: «Когда покупаешь новые туфли, то хочешь, чтобы они сразу были по ноге, чтобы их не приходилось разнашивать в течение какого-то времени. То же самое можно сказать и об оружии. Если ружьё „не легло“ сразу, то спустя какое-то время ты приспособишься к нему, вот только вопрос, а нужно ли это. Независимо от того, стреляешь ли ты на стенде или на охоте, задача одна – надёжно поразить цель. Если ружьё неприкладисто, то стрелять из него неудобно и шансы на поражение цели уменьшаются. Согласитесь, никто не будет покупать одежду или обувь неподходящего размера. Так почему нужно покупать неприкладистое ружьё?»

Неприкладистая ложа априори явится причиной промахов. Кроме того, всякий раз, вскидывая ружьё к плечу, стрелок будет испытывать дискомфорт и будет вынужден приспосабливаться: наклонять голову, тянуть шею и т. д. Помимо неуверенности, правильно ли вложен приклад (про вскидку можно вообще забыть), стрелка дополнительно будет терзать страх получить болезненный удар по скуле. Можно, конечно, приспособиться к неподходящей для стрелка длине приклада, можно смириться с неудобной шейкой, неправильным питчем и неудобным цевьём, чтобы в конце концов после определённого настрела начать более-менее сносно стрелять из такого ружья. Однако неправильный приклад станет причиной частых промахов, что неизбежно породит сомнения в качестве патронов, оружия и уровне собственной стрелковой подготовки, и в итоге возникшее неверие будет сдерживать рост стрелкового мастерства. Кроме того, покупка неприкладистого ружья в скором времени неизбежно повлечёт за собой дополнительные расходы на изготовление приклада на заказ. Слишком длинный приклад заставит стрелка отклониться назад, в то время как при стрельбе из ружья с прикладом правильной длины центр тяжести должен быть смещён в переднюю часть опорной поверхности (на левую ступню – для стрелков-правшей – должно приходиться 60–70% нагрузки). При слишком коротком прикладе стрелок будет тянуться вперёд и безуспешно пытаться найти правильное положение головы на гребне.

В 2014 году на рынке появилось первое ружьё линейки Syren, ложа которого была сконструирована с учётом особенностей анатомического строения женщин. Интерес к линейке ружей, трансформировавшийся в существенный рост продаж, не мог пройти мимо других оружейных компаний. И в следующие несколько лет на женщин, увлечённых стрельбой и охотой, буквально обрушился водопад предложений от ведущих мировых оружейных компаний. Несмотря на различия брендов и названия моделей, у всех ружей было нечто общее – приклад, форма и параметры которого очень близко совпадали с параметрами приклада ружей линейки Syren. Джорджио Гуэрини замечал, что это однозначно свидетельствует о признании лидерства компании Caesar Guerini.

Вот неполный перечень моделей охотничьего и спортивного оружия в варианте исполнения для женщин от ведущих мировых производителей: Caesar Guerini/Fabarm Syren (линейка моделей), Browning 525 Liberty Lightning, Blaser F16 Intuition, Citori CX Micro, Perazzi HT2020 Elle, Beretta 69X Vittoria, Krieghoff Victoria, Zoli Z-Sport Bella, Rizzini Vertex 3, Rizzini Venus (модель не включена в каталоги компании, судя по цене, изготавливается исключительно под заказ). В этой связи считаю необходимым упомянуть ещё одну модель ружья для женщин, также не включённую в каталоги. Это ружьё Laura Bosis Rizzini. Стволы, колодка и УСМ были изготовлены на заводе Rizzini, а вот сборка, доводка и регулировка и осадка были проведены Лаурой Бозис в мастерской отца. Цена ружья выше, чем у «риццини», но существенно ниже, чем у вертикалки «бозис» с замком в колодке.

Что касается изготовления ружей под заказ, то уже упоминавшаяся Илейн Стюарт отмечает, что женщины, в отличие от мужчин, практически никогда не заказывают себе ружья у мастеров-оружейников, удовлетворяясь серийными «женскими» моделями, тем более что очень многие ружья для женщин выпускаются с регулируемым гребнем, позволяющим сделать ружьё прикладистым в ещё большей степени. Мастера-ложевщики подчёркивают важность этого элемента приклада и отмечают, что при вскидке и поводке гребень является единственной опорой для головы стрелка. И лишь при правильной форме гребня, которая формируется совокупностью параметров, голова стрелка может занять единственно правильное положение и будет обеспечиваться однообразная вкладка.

Кроме того, нужно сказать и о важности затыльников-амортизаторов. Современные затыльники-амортизаторы из сорботана не только позволяют эффективно гасить отдачу, направляя её импульс вниз и в сторону, но также дают возможность изменить длину приклада, питч и максимально настроить приклад с учётом многих индивидуальных антропометрических особенностей стрелка.

Если конструкторам удалось найти оптимальные параметры приклада для мужчин исходя из габаритов некоего «стандартного» стрелка, то в истории с конструированием приклада для женщин, уверен, пошли тем же самым проторенным и уже доказавшим свою обоснованность путём – взяли «стройную, милую, очень красивую» и под эти параметры и сконструировали приклад. Не буду утомлять вас цифрами, скажу только, что если стандартная длина приклада для ружей Caesar Guerini равняется 375 мм, то у ружей Syren – 350 мм. Кроме того, у ружей этой линейки погиб ложи от линии прицеливания до гребня составляет 38 мм, до пятки приклада – 57 мм, отвод в пятке 3,2 мм, в носке 9,5 мм, величина питча – 6 градусов. И, конечно, форма пистолетной рукоятки также спроектирована под женскую руку.

Это, как вы понимаете, параметры, возможно, подходящие тем же самым 75% стрелков, только представляющим лучшую половину человечества. А как быть с остальными 25%? При подготовке статьи я задавал прекрасным дамам из мира стрелкового спорта вопросы об их ружьях, и ответы подтвердили аксиому о том, что нет правил без исключений. Вот только три примера. Ружьё очень известной итальянской компании, приклад изготавливался на заказ, мерки снимались на заводе. Нужно отметить, что компания гордится высочайшим профессионализмом сотрудников. После снятия мерок мастер-ложевщик компании пришёл к выводу, что заказчику (МС) нужен приклад длиной 350 мм. Приклад именно такой длины и был установлен на ружьё. Однако, как показала практика, приклад такой длины оказался несколько длинноватым и неприкладистым для этого стрелка. По совету тренера его сначала укоротили до 345 мм, затем изменили ещё ряд параметров, а потом, убедившись, что именно такой приклад является оптимальным, изготовили новый приклад.

Но не всем стрелкам и не всегда нужно укорачивать приклад. Ещё одна спортсменка (КМС) стреляет из сделанного в Японии ружья не самого популярного в России европейского бренда со штатным прикладом. Длина приклада – 375 мм. По её словам, приклад её абсолютно устраивает, хотя внешне она ну никак не соответствует параметрам того самого «среднего стрелка» мужского пола, в расчёте на которого и создавался этот приклад.

И, наконец, третий пример. Опытный стрелок (МС) после покупки нового ружья немецкого производства поняла, что длина штатного приклада (372 мм) её не устраивает. (Кстати, женский вариант исполнения этой модели имеет приклад длиной 355 мм.) Поэтому было принято об увеличении длины приклада за счёт затыльника-амортизатора.

Некоторые оружейные компании уже стали комплектовать свои спортивные ружья в штатном исполнении ортопедическими прикладами-трансформерами, любовно именуемыми стрелками «костылями». Эти приклады регулируются по многим параметрам с точностью до десятых долей миллиметра, что позволяет настроить приклад под конкретного стрелка в течение нескольких минут. (Но преимущество, как всегда, может обернуться недостатком. Стрелок, получивший ружьё с таким прикладом, начинает видеть причину промахов не в допущенных им самим ошибках, а в неправильной настройке приклада. И с первого «поворота винта» начинается бесконечный поиск истины…)

Одно из преимуществ таких прикладов ведущих мировых производителей – широкий выбор вариантов и модификаций. Заказчику нужно только выбрать необходимый ему размер пистолетной рукояти, все остальные параметры, как и положено в трансформерах, регулируются. В размерном ряду присутствуют все опции – есть варианты как для детей, так и для крупных мужчин. Востребованность таких прикладов привела к тому, что в России также начато их производство.     

Особо нужно сказать о недавно разработанной конструкторами итальянской компании системе уменьшения отдачи. Уникальность прикладов-трансформеров серии RR заключается в том, что после выстрела вектор импульса отдачи благодаря амортизирующему устройству направлен только в плечо. Система «щека – гребень» остаётся неподвижной, и работа зрения на втором выстреле ускоряется в разы.

Приклады-трансформеры имеют ещё одну очень важную характеристику. Любые изменения параметров приклада из ореха чаще всего являются необратимыми, в случае же внесения изменений в параметры приклада-трансформера всегда можно вернуться к исходной точке.

Так всё-таки какое ружьё можно посоветовать женщине, обратился я к Илейн Стюарт. «Любое, – ответила она. – Единственное требование – ружьё должно быть прикладистым. Это главное требование, независимо от того, рассматривает ли женщина стрельбу как форму досуга или нацелена на достижение высоких спортивных результатов. И я не исключаю, что по мере того как будут расти уровень её стрелковой подготовки и спортивное мастерство, её требования к ружью могут измениться. Поэтому вполне вероятно, что со временем в её оружейном арсенале появятся новые ружья, выбранные с полным знанием дела».

В 1887 году Энни Оукли приехала в Англию, где получила приглашение принять участие в турнире по садочной стрельбе. Известный оружейник Чарльз Ланкастер, присутствовавший на турнире, был крайне удивлён неудачным выступлением Энни. Единственным объяснением, которое он мог дать этому факту, заключалось в том, что Энни стреляла из неприкладистого для нее ружья. И тогда Чарльз Ланкастер снял мерки для изготовления приклада, который идеально подошёл Энни. После возвращения в Америку Энни требовала, чтобы параметры новых прикладов её оружия полностью соответствовали параметрам приклада, изготовленного Чарльзом Ланкастером. И когда её спрашивали, какое ружьё является лучшим, они неизменно отвечала: «Прикладистое».  

 Автор: Андрей Угаров

Фото Алексей Буцкий, Дмитрий Митали, Светлана Смоляр

P. S. Как сообщил бренд-менеджер компании Caesar Guerini, ружья линейки Syren в Россию не поставлялись.

P. P. S. В крупнейшем оружейном салоне Москвы ни одной модели спортивного ружья в исполнении для женщин нет ни в продаже, ни в каталоге магазина.   


Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№2 (17) Февраль 2014 №1-2, Январь-Февраль, 2013 №8 (131) 2023 №5 (56) 2017 №9 (96) 2020 №3 (102) 2021