Журнал

Что ждать от будущего?

Начиная тему номера в момент развития известных событий, мы, безусловно, попытались бежать впереди паровоза. О чём честно же и предупреждали всех, кому задавали вопросы. Да и они сами, будучи неглупыми людьми, отдавали себе отчёт в том, что всё, что они скажут, будет иметь отношение к очень короткому промежутку времени – вот к этой второй половине апреля 2022 года. Потому что ситуация меняется, иногда меняется стремительно, и никто не даст никаких гарантий, что на момент выхода журнала она останется такой же, какой была на время сдачи в печать.

Что ждать от будущего? Михаил Кречмар (далее – М. К.): Насколько освободится российский рынок оружия и охотничьего снаряжения в результате объявленных Западом санкций по отношению к России? Какие ниши могут быть заняты на нём вашей и смежными компаниями?

Дмитрий Алексеев, коммерческий директор Sport Weapon Custom (далее – SWC): Слишком мало прошло времени, пока не можем говорить о каких-то освободившихся нишах.

Олег Леонидович Кузьменко, директор компании «Техкрим» (далее – «Техрим»): Освободится. Готовим новинки к осенней выставке.

Дмитрий Туркин, генеральный директор компании «ОКРУГ» (далее – «ОКРУГ»): Как руководителю компании, специализирующейся на производстве профессиональной одежды, мне правильнее было бы говорить только про рынок охотничьей экипировки. Но как охотник могу предположить, что на рынок оружия санкции повлияют гораздо более значительно, чем на рынок охотничьей экипировки. На рынке одежды для охоты может освободиться узкая ниша (процентов 10) за счёт сегмента дорогой одежды для охоты европейских и американских брендов. Замещение будет идти за счёт премиального и среднего сегмента отечественных товаров. Российским производителям уже сейчас есть что предложить потребителям и по функционалу, и по современным материалам. Пока, однако, мы не слышали заявлений от западных брендов об уходе с российского рынка охотничьей одежды. Но даже если они и остаются, текущий курс доллара ещё больше увеличивает разрыв в ценовом предложении между отечественной и западной продукцией, делая продукцию западных брендов ещё более «виповой», недоступной массовому потребителю.

Компания «ОКРУГ» рассчитывает увеличить свою долю в сегменте качественной одежды для охоты за счёт очень выгодного соотношения цены и качества. Наше производство на 100% локализовано в России, в этом сейчас большое преимущество. К весенне-летнему и последующему осенне-зимнему сезону мы хорошо подготовились: в 2022 году в продажу выходит много интересных новинок, в том числе из капсульной коллекции эксклюзивного камуфляжа, разработанного и запатентованного нашей компанией, которую мы показывали на осенней выставке ORЁLEXPO-2021.

Александр Соковиков, компания «Молот Армз» (далее – «Молот»): Что касается освобождения рынка от импортных изделий и комплектующих к изделиям, стоит полагать, спад поставок будет значительным, а рост стоимости уже сейчас ощутим и сильно бьёт по карману, и это касается не только оружейного рынка. Отечественный производитель однозначно сыграет на этом в свою пользу, заместив пробелы импорта своими продуктами либо выпустив дополнительные модификации или исполнения к уже имеющимся линейкам продуктов. Однако есть направления, которые не обходятся без импортных поставок, такие как изготовление патронов, где применяется импортный порох, или поставка патронов экзотических калибров, которые у нас в стране не производятся ввиду малого спроса.

Виктор Терещенко, компания «БоС» (далее – «БоС»): На рынке пропадёт большая часть импортных карабинов среднего ценового сегмента: CZ, Franchi, Sabatti и т. д. Более дорогие винтовки будут завозиться кривыми путями, что поднимет их цену. Что касается гладкого, то тут всё проще. Основной рынок представлен турками и отечественным оружием, поэтому практически ничего не изменится, разве что ружья из Европы станут дороже и будут также возиться через кривые поставки. Учитывая ещё и изменения в нашем законодательстве, мы рискуем потерять часть оружейного бизнеса. Замещение в оружейном бизнесе – вопрос сложный, и проблема в том, что он очень зарегулирован законодательно.

Владислав Давыдов, генеральный директор компании «КЛЖ» (далее – «КЛЖ»): Как мне кажется, всё-таки есть два рынка – оружия (лицензируемый) и снаряжения. Но и тот и другой – не освободятся. В данный момент рынок «стоит», так как не сезон. Цена поднялась, так как нарушена логистика и был ажиотажный спрос. Последствия санкций мы увидим позже, когда закончится спецоперация и всё устаканится.

Рынок снаряжения формируется из европейских и американских товаров, азиатских товаров, товаров российского производства. Американские и европейские товары будут частично замещены товарами из Азии и России, а частично – серым импортом тех же производителей. Рынок оружия – всё сложнее, он и так очень узкий. Скажем так, кому нужен будет «хороший, брендовый» карабин, то он его всегда купит. Ввезённый в РФ через третьи страны, или с российского рынка, но за большие деньги. А отечественного оружия у нас и так достаточно.

М. К.: Пострадаете ли вы от отсутствия поставок с Запада определённых материалов и комплектующих или все они могут быть замещены предложениями отечественного рынка?

SWC: Да, некоторые комплектующие заказывались в других странах, и, к сожалению, оперативно заместить их не получается. Материалы отечественных производителей резко подорожали, в том числе металл и оборудование.

«Техкрим»: В производстве патронов усложнится приобретение гильз 16-го, 28-го и .410 калибров. Но в пулевых патронах в 410×76 «Техкрим» освоил и переходит на собственную металлическую гильзу. Гильзу 16-го калибра планируют освоить в России. Так что наибольшие проблемы пока будут у владельцев 28-го калибра. Во всех остальных выпускаемых нами патронах мы увеличиваем номенклатуру, стабилизируем качество и работаем над снижением трудоёмкости. Для нас в выпуске охотничьего оружия иностранная комплектация и материалы не играют никакой существенной роли и довольно легко могут быть замещены.

«ОКРУГ»: Мы и до этой ситуации не особенно зависели от поставок с Запада. Ткани по нашему основному ассортименту мы уже во многом используем российские, а также дружественных государств. Так что на этот вопрос ответ скорее нет, чем да. Другое дело, что удорожание материалов, фурнитуры и логистики вследствие санкций Запада повлияют на себестоимость конечного изделия и в конечном счёте сделают выше отпускные цены для дилеров и, соответственно, розницы.

«Молот»: Если говорить о нашей компании, то мы считаем, что никоим образом не пострадаем от отсутствия импортного ввоза, так как комплектующие к нашим продуктам изготавливаются внутри страны. Если говорить о расходных материалах, применяющихся при производстве, то огромные производственные мощности и ассортимент всегда есть в Китае, и ныне качество их продуктов не хуже европейских.

«БоС»: Безусловно, пострадают все – от производителей оружия до производителей патронов. Про импортные пороха можно будет забыть, но если с гладкоствольным порохом проблема не так остра, то с порохами для нарезных патронов у нас всё сложно. Замещать производство каких-то деталей – дело дорогое, ибо нужно строить полную технологическую цепочку, а это экономически нецелесообразно в ряде случаев. Опять же, очень большая доля импортного сырья, которое заменить нечем.

«КЛЖ»: Каждый занимает свою нишу, и, как правило, чтобы занять чужое, оно должно освободиться. Мне кажется, это вряд ли произойдёт. Просто-напросто ещё больше увеличится расслоение между бюджетными и дорогими продуктами. Вполне возможно, как раз рынок бюджетных продуктов и пострадает.

М. К.: Дают ли санкции Запада по отношению к охотничьему оружию и снаряжению возможность развития для отечественного производителя или мы будем ограничены досанкционными линейками товаров?

SWC: Такая возможность существует, при определённой помощи государства и быстром переходе на производство полностью отечественных материалов соответствующего качества и конкурентной стоимости.

«Техкрим»: Дают. Мы планируем серьёзные вложения в развитие и модификацию существующих моделей и калибров, а также разработку новых направлений в патронах и оружии.

«ОКРУГ»: Да, объективно сейчас открывается окно возможностей для отечественного производителя – при условии сохранения внутреннего спроса, всё-таки товары для охоты не относятся к предметам первой необходимости. В первое время будет период осознания, чего именно особенно не хватает, поиск идей, новых поставщиков материалов, фурнитуры. Первичное замещение готовых изделий охотничьей экипировки и снаряжения поначалу будет идти преимущественно за счёт отшитого складского ассортимента отечественных производителей и из Китая. По многим позициям наше снаряжение гораздо лучше по характеристикам и более востребовано. Так что возможности у российских производителей хорошие.

«Молот»: Сейчас как раз то время, когда большая часть оружейного рынка освободится от импортных продуктов и огромное пространство станет доступно для становления и укрепления на рыночных позициях всех наших производителей оружия, патронов и комплектующих.

«БоС»: Тут тоже всё сложно. Для развития нужны деньги, а их у производителей оружия отняли, приняв ряд изменений законодательства. А санкции только повысят себестоимость продукции. Не думаю, что санкции как-то подтолкнут отечественного производителя к развитию, потому чтобы что-то купить (станок, технологии и т. д.), надо что-то продать, а продавать особо нечего, потому как зарезали и «ланкастеры», и полуавтоматы для новичков, пневматику, списанное оружие. Думаю, что бизнесу будет сложно выживать и о каком-то развитии пока можно не думать.

«КЛЖ»: Неправильно так рассуждать. Для развития отечественного производства не достаточно введённых санкций. Как любому другому производству, необходимы инвестиции и специалисты. А это поддержка государства не на словах, а на деле. Да, и прошу не забывать, что рынок охотничьего оружия и снаряжения очень узкий, в том числе в силу жёсткости законов. Всё неоднозначно!

М. К.: Займут ли отечественные товары место западных в дилерских сетях и местной дистрибуции?

SWC: Если санкции не ослабнут, то, вероятнее всего, часть рынка займут отечественные производители. Западный рынок, скорее всего, останется закрытым на неопределённое время.

«ОКРУГ»: Обязательно! Свято место пусто не бывает. Другое дело, что потребительский спрос будет сниженным, и замещение будет идти при условии сохранения приемлемых для потребителя цен.

«КЛЖ»: Может быть, и то частично. На каждого конечного потребителя есть свой товар. Западный товар будет дороже, может быть, его будет меньше, но он будет для своего потребителя. Многие товары попали под ограничения ещё в 2014 году. Как факт, их всё равно можно купить, но дороже и «неофициально». Как можно заместить, например, запчасть для импортного оружия? Никак. Соответственно, под конкретный запрос будет серая поставка в РФ. К сожалению, потенциал и возможности отечественного производства ограничены. Какое-то замещение будет, но на более примитивные продукты. Я бы переформулировал: рынок с ассортиментом западных товаров сузится, сожмётся, но не уйдёт с рынка. Рынок с отечественным товаром расширится, но не занимая чужие ниши.

Так что же остаётся нам, охотникам? А остаются нам… Буду банален: природа и охота.

Автор интервью Михаил Кречмар


Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№6 (105) 2021 №8 (71) 2018 №8 (23) Август 2014 №12 (87) 2019 №3 (90) 2020 №10 (133) 2023