Журнал

Собаки и их выставка

Охота с собаками всегда была неотъемлемой частью нашей культуры и жизни. Но для каждого она была своя. Дворяне на Руси, так же как и их «коллеги» в Европе, не представляли себе отдых без выездов на охоту, которая могла длиться до месяца и более. Крайне престижным считалось держать охотничьи своры и заниматься выведением собственной породы. Отсюда пошли знаменитые трегубовские, плещеевские борзые; сколько их было всего, сказать сложно.

Собаки и их выставка Параллельно с забавами богатых обычные мужики Сибири и Урала, чья жизнь проходила вдали от столичного лоска, продолжали охотиться с остроухими незаменимыми помощниками, от которых произошли современные лайки, коих сегодня в России насчитывается четыре породы.Своего расцвета псовая охота достигла аккурат накануне известных событий начала ХХ века и почти оборвалась. Собаки некоторых пород специально высылались за границу по идеологическим соображениям. Больше всего не повезло русским борзым, которых советская пресса заклеймила врагами революции. Лаек сие поветрие не коснулось и они так и продолжали помогать охотникам выслеживать и добывать зверя. 
С 1923 года революционный угар несколько спал, и пришло время восстанавливать то, что умудрились порубить шашкой за прошедшие годы. Вновь организованные клубы начали возрождать племенное охотничье собаководство и выставочную деятельность. В 1925 году состоялся первый Всесоюзный кинологический совет, который утвердил первые заводские стандарты на распространённые в то время в СССР породы охотничьих собак. В более стройную систему отечественная охотничья кинология стала превращаться с созданием в 1958 году Союза обществ охотников РСФСР (с 1962 года получившего современную аббревиатуру Росохотрыболовсоюз), одной из задач отдела собаководства которого стало ведение всесоюзной племенной книги. До этого такие записи были отданы на откуп обществам и каждый делал записи как считал правильным.
Первая всесоюзная выставка охотничьих собак состоялась уже в 1958 году, и с тех пор Росохотрыболовсоюз начал на регулярной основе заниматься проведением подобных мероприятий для собак разного уровня. Принять участие во всесоюзной выставке могли только те животные, которые числились в клубе, но прежде чем получить заветную путёвку, нужно было пройти специальный отбор, число участников было ограничено.
Самая крупная выставка состоялась в Москве в 1987 году, по рингу прошлись более двух с половиной тысяч четвероногих охотников. Этот рекорд по количеству участников не побит до сих пор, и причин тому несколько.
Проблемы охотничьего собаководства
Самая очевидная из них – урбанизация. Народ давно массово покидает деревню, чтобы влиться в бесконечный поток вечно спешащих обитателей крупных городов. Особенно сильно это стало заметно в 90-х годах прошлого века, с тех пор процесс чуть замедлился, но возвращаться в деревню люди не спешат. Мало кто из поколения Х, те, кто родился до 1984 года, мечтает о том, чтобы провести выходные на охоте или гуляя по лесу с лучшим другом человека. А если брать тех, кто родился позднее и вырос в городах, то они за редким исключением и не догадываются о таком виде отдыха. В классе у пятнадцатилетнего сына из тридцати человек о псовой охоте знает он один.
Вторая причина (она касается не только и не столько собак, но её влияние на исконно российский промысел не менее разрушительно) – набравшее силу в последние годы движение за права животных. В основе зоозащиты лежат принципы «гуманного» отношения к братьям нашим меньшим, но насколько верно переносить на животных человеческие ценности – это очень и очень спорный вопрос. Неприятие охоты отдельными группами людей (как правило, горожанами) и, как следствие, негативное отношение к разным способам натаски охотничьих собак, необходимым для таких пород, ведёт к уменьшению количества собак и людей, готовых этим заниматься. В качестве наблюдения. Знакомая держит двух русско-европейских лаек более тридцати лет. «Раньше проезд в метро и электричках, при условии, что собака в наморднике, не вызывал никаких проблем. Сейчас это даже представить трудно. Тебя просто не пустят. И отношение людей на улице к крупным собакам резко изменилось. Приходится ловить на себе осуждающие взгляды. На десять хмурых – один добрый, и тот чаще всего принадлежит ребёнку, которому ещё не успели внушить, что охотничья собака – это зло».
Собаки и их выставка
По словам ветврача, которая работает в региональной ветклинике, 90% выручки идёт от владельцев собак карликовых пород, увидеть настоящую русскую борзую или гончую сродни чуду. Дай бог раз в пару месяцев. Речь идёт не о московской клинике, в столице ещё реже.
Выставка
До распада СССР местом проведения всесоюзных выставок традиционно были Москва и Ленинград. Начиная с 90-х было решено проводить мероприятия такого масштаба раз в пять лет. Местом проведения может стать любой из регионов, который подал заявку и отвечает необходимым условиям.
Работа по проведению мероприятия такого масштаба похожа на организацию Олимпийских игр, а по накалу страстей, которые бушуют на рингах, так и вовсе не уступает главному спортивному событию четырёхлетия.
Основная работа начинается за три года до того, как соберутся все участники. Отдел собаководства Росохотрыболовсоюза принимает заявки от регионов на проведение выставки, потом следует рутинная, но необходимая работа по оценке потенциала будущего места проведения и соответствия его требованиям. Учитывается абсолютно всё, ведь помимо финансовых возможностей области нельзя забывать и о таком моменте, как доступность/удалённость региона. По статистике почти все участники добираются своим ходом. В этом году команды из Перми и Челябинска провели в пути несколько дней. Поэтому последние выставки традиционно проходят в европейской части России. Вторая важная составляющая – место проведения. Ведь сами ринги всего лишь малая часть от общего пространства, где живут участники. Палаточный городок в этом году занял площадь, раза в три превышающую саму выставку. Кроме того, многие стараются совместить участие в выставке с мини-отпуском и побывать в близлежащих городах уже в качестве полноценных туристов. 
Росохотрыболовсоюз, администрация области и региональные общества берут на себя всю организацию и часть расходов. Чем теплее в регионе относятся к охоте, тем более охотно местные власти идут навстречу и помогают с организацией. Это отлично было видно в размахе и уровне подготовки ХIII Всероссийской выставки собак охотничьих пород, которая в этом году прошла на Новгородской земле. Сигналом открытия стал перезвон знаменитых валдайских колоколов.
Чёткая организация, хорошие призы, удачно подобранное место рядом с деревней Короцко. В открытии выставки приняли участие заместитель председателя правительства Новгородской области Илья Маленко, глава Валдайского района Юрий Стадэ и гость из Республики Беларусь – глава Белорусского общества охотников и рыболовов Игорь Шуневич.
Тринадцатая по счёту выставка проходила в этом году с 11 по 13 июня. В первый день на ринг вышли собаки младшей (от 10 мес. до полутора лет) и средней (до трёх лет) возрастной группы. Старшая группа, собаки от трёх до десяти лет, соревновались во второй день.
Восемьдесят шесть экспертов и ассистентов подвели итог пятилетнего периода племенной работы с породами охотничьих собак. Отдел РОРС, ответственный за организацию выставки, занимается привлечением экспертов. Работа по выбору специалистов и организация судейства начинается за два года до самой выставки.
Для выставки такого уровня эксперты обязаны иметь всероссийскую высшую категорию, при этом область специализации должна быть по той же породной группе, которая оценивается. Ассистентами тоже должны быть эксперты не ниже чем со второй категорией по группе пород. 
Всероссийская выставка – самая крупная по масштабу, предъявляет к организаторам и участникам наиболее строгие требования. За рубежом подобные мероприятия чётко делятся на шоу, где упор делается только на экстерьер питомца, и профессиональные, где оцениваются рабочие качества.
Аналогов нашим выставкам охотничьих собак за рубежом нет. Только в России и на постсоветском пространстве, где принята не только оценка экстерьера, но и бонитировка (оценка по комплексу признаков), победитель в породе выбирается по совокупности собственно экстерьера, охотничьих качеств, предков, а также качества оставляемого им потомства.
В этом году на ринг вышли 1013 собак из 40 регионов России, кроме индивидуальных участников, было заявлено 28 команд, включая гостей из Республики Беларусь. Дольше всех до выставки пришлось добираться участнику из Нового Уренгоя.
Приз, как и пять лет назад, увезла команда из Тулы, на втором месте Челябинск – новичок в тройке, бронза досталась команде из Карачаево-Черкессии – они повторили результат прошлой выставки.
Так что же заставляет людей ехать, преодолевать иногда сотни километров, жить несколько дней в палатках, обходясь минимальным комфортом (хотя красоты мест, где проходят выставки, с лихвой это компенсируют)? Когда я спрашивала об этом самих участников, то видела в их глазах искреннее удивление. Никому даже в голову не приходило думать в таком ключе. Для всех без исключения выставка – это путешествие, возможность повидаться с друзьями, которых только здесь и можно встретить, провести несколько дней на природе, а главное, показать своего питомца, члена семьи – большинство воспринимают своих собак именно так.
Это подтверждают и многочисленные отзывы, и отчёты в соцсетях. Люди благодарят организаторов, постят фото своих чемпионов, себя самих с такими же любителями собак. Кто-то сожалеет, что не смог участвовать, кто-то обещает приехать снова через пять лет, уже с новым потомством. Радуют фотографии собак с детьми. Юные хозяева перенимают это отношение к четвероногим друзьям от своих родителей. Вряд ли кто-то из них допускает мысль о том, что охота и охотничья собака – это плохо. Жаль только, что кроме них я не заметила других детей, как и жителей близлежащих деревень или города. Выставка – такое красочное зрелище, куда можно прийти посмотреть на собак, отдохнуть и хорошо провести время. Несмотря на уровень, само мероприятие получилось довольно камерным, «для своих», и в чём причины, я не нашла ответ. Возможно, люди не знали, какой праздник будет проходить рядом, и, прочитав об этом в новостях, когда всё закончилось, сильно удивились.
Я начала статью с того, что количество участников уменьшается, содержание становится дороже и сложнее, возможности полноценно охотиться с собакой в стремительно урбанизирующемся обществе всё меньше, но значит ли это, что через десять – двадцать лет охотничьи собаки станут экзотикой?
Я задала этот вопрос начальнику отдела охотничьего собаководства Марине Георгиевне Кузиной, и её ответ заставил меня задуматься.
Количество собак (мы говорим именно о собаках охотничьих пород) уменьшилось не сильно. Наша племенная база – одна из лучших в Европе, и российские щенки до недавнего времени активно продавались за рубеж. В Финляндии очень любят наших лаек. Ни о каком «импортозамещении» речи не идёт, своим богаты. Осталось всего ничего: больше поддержки со стороны государства и поручение правительства о ведении кинологической работы, как это реализовано у наших соседей в Казахстане и Республике Беларусь, помогло бы дать существенный толчок к изменению ситуации.
Проведя на выставке пару дней, я, человек, далёкий от охотничьего собаководства, получила огромное удовольствие от вида увлечённых своим делом людей и воспитанных собак. Лучше меня эту мысль высказал один из продавцов сувенирной продукции, куда я подошла в самый первый день. Мужчина лет сорока, явно далёкий от темы человек, делился впечатлением о выставке с покупательницей, явной собачницей.
– Я ожидал, что оглохну. Думал, тут такой лай будет стоять... Столько собак, а они все ведут себя как в цирке: если кто и гавкнет, то так, для приличия.
Его собеседница подтрепала за ухом у одного из трёх спаниелей, которые спокойно сидели, пока она слушала собеседника, и ответила:
– Чему вы удивляетесь? Это же охотничьи собаки!
Автор: Варвара Световцова

Вернуться к списку


Оставить комментарий

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Подписка

Подписку можно оформить с любого месяца в течение года.

Оформить подписку

 
№3, Март, 2013 №1 (100) 2021 №9, Сентябрь, 2013 №2.2015 №12 (135) 2023 №12 (51) 2016