Журнал
Получение охотбилета в Германии. Часть 3
От редакции. В скором времени в России вернут экзамен на знание охотминимума для получения охотничьего билета.
Сегодня мы продолжаем рассказ о том, как это происходит в другой стране, с традиционным и постоянно развивающимся охотничьим хозяйством – в Германии. Точнее, в федеральной земле Баден-Вюртенберг.
Учили мы главным образом по «библии» – сборнику обучающих книг издательства Heintges стоимостью 200 евро. Это набор из десяти иллюстрированных учебников примерно по 150 страниц по следующим предметам: «Земельное и лесное хозяйство, уход за дичью», «Охотничьи собаки», «Охрана природы», «Охотничья практика», «Дичь: птицы», «Дичь: животные», «Заболевание дичи. Разделка и переработка дичи», «Оружие и патроны», «Обращение с оружием», «Оружейное право». Плюс по оружейному праву – небольшая брошюра с пояснениями. Также нужно было и самому делать конспекты.
Вообще, я не могу сказать, что мне было тяжело. Но надо помнить, что у охотников свой язык в буквальном смысле. И сдавать нужно на нём. Многие термины в зоотомии имеют своё название. Но мне настолько нравилось учиться, я настолько получал от этого удовольствие, что мне всё было в радость!
У нас сдали все, кто учился с нами в группе. Другие 6 человек из нашего курса, к сожалению, не сдали экзамены, и им предстоит пересдача. На это имеется 13 месяцев. Экзамены проводят каждые 2 месяца. Если не уложатся, то придётся проходить заново весь курс. Сами же экзамены проходили три дня и выглядели следующим образом.
I блок: экзамен по обращению с оружием. Зачёт по стрельбе
Пятница, 03.05.2024. Вторая группа с 09:30. У меня на экзамене спрашивали обращение с дриллингом, Blaser Р8 и револьвером.
Наиболее сложной частью в экзамене по обращению с оружием для получения охотничьей лицензии является дриллинг. Три ствола. Два спусковых крючка. Французский шнеллер для переднего спускового крючка. Боковой предохранитель. Там, где у двустволок предохранитель-ползунок, находится переключатель между нижним нарезным стволом и правым гладким стволом (в который обычно ставят вкладыш меньшего калибра). Положение S – включён правый гладкий ствол, положение K – включён нижний нарезной ствол. За нижний нарезной ствол и правый гладкий отвечает передний спусковой крючок с французским шнеллером. За левый гладкий ствол отвечает задний спусковой крючок. Левый ствол, как правило, имеет дульное сужение чок, правый – получок.
Очень важно чётко понимать, как и из какого ствола выстрелить. Также нужно уметь обращаться со шнеллером. Например, на экзамене говорят, что перед тобой на дистанции 70 м косуля. Вопрос: из какого ствола будете стрелять? Ответ: естественно, из нижнего нарезного. Поступает команда приготовиться к выстрелу. Нужно вскинуть дриллинг, вложиться, проинформировать экзаменатора, что дистанция до мишени и за ней свободна (нет людей или животных, по которым нельзя стрелять), что имеется естественный пулеулавливатель. Дриллинг переключается на нижний нарезной ствол. Снимается с предохранителя, передний спусковой крючок толкается вперёд, чтобы включить шнеллер и, соответственно, заметно уменьшить ход и сопротивление спускового крючка. Стрелок информирует экзаменатора, что готов сделать выстрел, если дичь стоит боком, с широко расставленными ногами и поднятой головой. И тут нередко экзаменатор говорит, что косуля ушла, но на дистанции 20 м сейчас лиса и стрелок должен стрелять из левого ствола дробью. Фишка в том, что включён шнеллер. Поэтому сначала нужно его выключить. Для этого нужно поставить оружие на предохранитель, переломить и отвести двумя пальцами передний спусковой крючок до конца. Забудешь это сделать – завалил экзамены.
Вообще, я ещё до начала охотничьей школы несколько раз упражнялся в обращении с дриллингом и стрельбе из него. Также мы очень много тренировались в обращении с оружием, последние две недели – фактически каждый день. В итоге для нас дриллинг был, наверное, наиболее простым вариантом. Разобрать, проверить калибр, стволы, номера и клейма, собрать, зарядить и выстрелить из нужного ствола – всё это стало привычной рутиной.
На экзамене меня спросили, из какого ствола я буду стрелять, если в 15 м от меня находится лиса. Не задумываясь, сказал, что из правого, потому что получок, а дистанция небольшая.
Из 12 человек сдали 10. 2 завалили обращение с оружием. Зачёт по стрельбе я также сдал без проблем.
II блок: устные практические экзамены
У меня они прошли следующим образом.
С 14:00 по 14:15 – тема 5 «Болезни диких животных» (в частности, определение характеристик наиболее важных болезней диких животных, гигиенически необходимые мероприятия при разделке дичи и работы с мясом и оценка безопасности для здоровья продуктов питания из дичи). Моими экзаменаторами были два ветеринара. Все прочие ученики говорили, что они строгие. По мне – скорее серьёзные. Сначала мне минут пять один из ветеринаров показывал картинки с органами, его коллега конспектировала. На фото были органы животных, поражённые различными болезнями. Нужно было ответить, что это за болезнь может быть и что я буду делать, если добуду такого зверя. Также нужно было перечислить различных возбудителей, назвать пять бактериальных заболеваний, о которых нужно заявить властям, если попадётся заражённый зверь.
После этого кратко опросили о трихинеллёзе и африканской чуме свиней. На последней карточке я не смог определить болезнь, поразившую утку, и завис в ступоре. Экзаменатор засмеялся, сказав, что ну хоть что-то я не знаю, но спросил, что я буду делать, если мне попадётся такой зверь. Я сказал, что хоть и не могу узнать болезнь, но утка имеет явные симптомы какого-то заболевания и я не могу просто применять такое мясо в пищу и тем более его продавать. Я либо безопасно утилизирую утку, либо отправлю на обследование ветеринару. Экзаменаторов этот ответ вполне устроил: «Всё верно, вы не должны знать все болезни, вы не ветеринар, а будущий охотник. Важно, чтобы вы не пускали в оборот заражённое мясо!»
С 14:40 по 14:55 – тема 4 «Охотничье, зоозащитное, природоохранное и ландшафтное право, охотничья этика». Экзаменатор опрашивал меня, показывая картинки различных животных, какие из них вписаны в закон об охоте (и о которых, соответственно, охотники обязаны заботиться) и какие прописаны в законе о защите животных. Затем мне был задан вопрос, чем именно должен руководствоваться охотник при постройке лабаза – а именно техникой безопасности и нормами, которые предписывает союз предпринимателей / отраслевая ассоциация, несущая расходы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Этот союз полностью покрывает лечение и восстановление охотника, а также выплачивает ему компенсацию в случае инвалидности, если с ним случится несчастный случай на охоте. Причём, в отличие от организаций, предоставляющих обязательное медицинское страхование, они оплачивают максимально эффективное лечение, даже если оно будет дорогим, так как для них это выгодней, чем выплачивать содержание по инвалидности. Поэтому они имеют право предписывать правила техники безопасности, а также список норм при строительстве и использовании охотничьих строений. (Наиболее частый несчастный случай – это падение с лабаза.) Далее меня спросили, что я буду делать, если найду сбитое на асфальте животное. Вернее, каким образом я избавлю его от страданий, если у меня с собой будет нож и пистолет.
Я сказал, что по возможности применю нож, чтобы избежать опасности рикошета от асфальта. При применении огнестрельного оружия, если есть такая возможность, следует стянуть животное с асфальта туда, где нет опасности рикошета. Главное, чтобы я понимал, что я теперь как охотник являюсь официальным защитником животных и по закону о защите животных должен предпринимать любые допустимые действия, чтобы уменьшить страдания животного. То есть, например, если я стану свидетелем аварии, в которой пострадало животное, то я должен как можно быстрее избавить его от страданий. При этом я должен учитывать другие законы и ни в коем случае не подвергать людей опасности.
С 15:20 по 15:35 – тема 3 «Охотничья деятельность», в частности приёмы охоты, виды охоты, охотничьи сооружения, орудия лова, виды охоты с собаками, применение собак на охоте и содержание охотничьих собак, и их использование, правила техники безопасности при охоте. А также правила поиска и добора подранков. Мне описали такую ситуацию. Я охочусь на косулю. После выстрела косуля скрылась. На месте попадания я нашёл кровь, немного шерсти и осколок трубчатой кости. Какой тип ранения получила косуля и какими будут мои действия? Какую охотничью собаку я выберу для поиска и добора подранка и почему? (Я ответил, что тут явно ранение в ногу, что очень плохо и означает долгий и тяжёлый поиск зверя для его добора.
Соответственно, мне нужна собака, которая обладает хорошим нюхом, выносливостью и пригодна для травли раненого зверя, соответственно, успешно прошла испытания по нормам Баден-Вюртемберга и имеет соответствующий сертификат – модуль один: базовый модуль – поиск копытных; модуль два: поиск копытных в лесу и поле; модуль четыре – поиск подранка в тяжёлых условиях. После этого передо мной положили картинку – две косули зимой. Я сказал, что это две самки, и судя по размеру, вероятно, мать с детёнышем. Меня спросили, что я буду делать на охоте, если увижу этих животных во время охотничьего сезона. Я сказал, что если стрелять, то ни в коем случае не в взрослую самку. По необходимости сначала нужно взять детёныша, а потом, если будет такая возможность и необходимость, добыть уже и взрослую самку. В обратном порядке – это будет уголовным преступлением.
С 15:40 по 15:55 – тема 2 «Закон об оружии, материальная часть и обращение с охотничьим оружием (включая пистолеты и револьверы)». Сначала был небольшой юридический опрос: что считается приобретением оружия, можно ли устанавливать фонари на оружие (нет) или светить фонариком, не закреплённым на оружии, на дичь (с недавнего времени – можно). Потом перешли к разложенному на столе оружию. Экзаменатор меня узнал, он принимал у меня экзамен по обращению с оружием. Видимо, я произвёл на него хорошее впечатление, потому как он заметил, что если я продолжу в том же духе, что и в пятницу, то проблем сдать у меня не будет.
Меня спросили о том, какие формы ложи бывают (баварская щека, немецкая щека, Монте-Карло, английская ложа, «маннлихеровская» ложа и так далее), а также что такое вертикальный и боковой отвод ложи, что такое питч. Можно ли охотиться с гладкоствольным полуавтоматом в Баден-Вюртемберге (ответ – да, если в него заряжать не более пяти патронов с учётом патрона в патроннике, практически во всех остальных федеральных землях заряжать можно не более трёх патронов в самозарядное оружие на охоте). Затем мне нужно было объяснить разницу между оптическими прицелами для загонной охоты и для охоты с лабаза.
После того как я ответил на все вопросы без запинки, экзаменатор взял винтовку, и мы вышли на балкон. Впереди метрах в ста на вершине холма была установлена фигура кабана. Экзаменатор сказал представить, что мы с ним на охоте. Перед нами находится кабан, стрелять их можно круглый год. У нас соответствующее оружие и патроны. Буду ли я стрелять? Я ответил, что нет, так как нет пулеулавливателя. Экзаменатор с напускной строгостью проворчал, что со мной будет непросто идти на охоту, и предложил тогда выстрелить в «дикую свинью» – в метрах сорока в кустах находилось чучело свиньи. Естественный пулеулавливатель имелся, но она почти по голову была скрыта травой. Я снова отказался стрелять. Экзаменатор возмутился, сказав, что вообще-то дикие свиньи наносят немалый ущерб сельскому хозяйству и необходимо регулировать их численность, и попросил обосновать мой ответ. Я сказал, что не могу видеть, что находится в траве. Там могут быть поросята. Убить же зверя, который необходим для вскармливания и выращивания потомства, – это уголовное преступление. Экзаменатор, улыбнувшись, сказал, что именно этого ответа он и ожидал.
С 16:00 по 16:15 – тема 1 «Виды животных, биология и дикая природа, охрана диких животных, сельское и лесное хозяйство, включая предотвращение ущерба сельскому хозяйству». Меня попросили перечислить копытную дичь в Германии. Я назвал благородного оленя, диких свиней, европейскую косулю, лань и пятнистого оленя. Экзаменатор, махнув в сторону рогов серны, спросил, не забыл ли я кого. Хлопнув себя по лбу, я казал, что, конечно же, забыл наших полорогих, то есть Bovidae. Раз уж я упомянул Bovidae, то меня попросили провесили объяснить, кто это и в чём заключается отличие от Cervidae.
После мы перешли к столу, мне были вручены две челюсти диких свиней. Нужно было по ним определить возраст. Потом меня опросили немного об отличиях между ястребиными и соколами, нужно было определить по чучелу обыкновенного канюка. Далее перешли к растениям. Мне нужно было определить плоды дугласовой пихты, ели, лиственницы, черешчатого, скального и красного дуба, каштана и остролистного клёна. Я забуксовал на плодах остролистного клёна и сказал, что тут мне не хватает листа, чтобы понять, что это такое. Экзаменатор нашёл и показал мне лист, после чего я сразу же назвал дерево.
Всего из 12 человек нашей группы смогли сдать только 6. Сдали только те, кто дополнительно занимался в группе.
III блок: письменные экзамены
Понедельник, 06.05.2024. Письменный экзамен, вернее multiple choice – вопросы с несколькими вариантами ответов, нужно отметить правильные, – это была, наверное, самая лёгкая часть. Учить я начал ещё задолго до начала обучения – как правило, на работе в обеденный перерыв с смартфона в специальном приложении по 45 минут отвечал на вопросы. Ну и почти по полчаса каждый вечер. Всего на экзамене было 125 вопросов, по 25 вопросов на тему. (Каталог из 1250 вопросов с прошлых экзаменов есть в открытом доступе, вопросы почти не меняются. То есть если выучить эти 1250 вопросов, то завалить невозможно.) В нашей группе завалил всего один человек.
Нас поздравили и дали наставления быть хорошими охотниками и блюсти честь и репутацию охотничьего сообщества.
В Германии сохранилась такая старая традиция. Она необязательна, участие в ней добровольное. Но меня порадовала не меньше, чем получение самого диплома для выдачи охотбилета. Такое логическое завершение обучения. В моём случае ритуал хотели проводить на улице с костром и факелами, но, к сожалению, дождь лил как из ведра, и потому решили проводить его в тире охотничьей школы.
Встав на колено, будущий охотник приносит охотничью присягу: «Я клянусь, вступив в ряды честных охотников с открытым сердцем и доброй волей, уважать традиционные, писаные и неписаные законы справедливого отношения к дичи, всегда соблюдать заповеди охраны природы и чтить охотничьи обычаи. Как охотник я хочу, прежде всего, стать Защитником и Смотрителем, который будет служить образцом для подражания и Хранителем охотничьей чести. Это будет руководящим принципом моей охотничьей жизни. Я клянусь в этом»
Затем ведущий церемонии наносит три удара по плечу Hirschfänger'ом – охотничьим кинжалом. Первый удар – «Да посвятит он тебя в охотники». Второй удар – «Да сделает он тебя справедливым и честным охотником». Третий удар – «Это наставление тебе: „Не стреляй то, чего ты не знаешь!“» Затем следует наставление и вручение еловой ветви на охотничьей шляпе. Ну и поздравление на охотничьем языке и ответ-благодарность. После этого вручают так называемый der Jägerbrief – свидетельство о присвоении ученику мастера ремесленной квалификации.
Затем пошли есть только что приготовленную косулятину, которую добыл на охоте владелец школы. После ужина устроили маленькие соревнования. Стрельба из винтовки, стоя и с колена по мишени «серна». После этого победителю вручили приз – охотничий нож. Директор и доценты снова произнесли речь с поздравлениями и напутствиями: «Да проведёшь ты богатую охотничью жизнь, используя свою винтовку и дробовик в качестве честного охотника и защитника нашей дичи».
По-моему, прекрасная традиция. Причём я бы не сказал, что бесполезная. Она сплачивает и настраивает на определённый манер, придаёт чувство коллективной ответственности. И это хорошо.
Охотничья лицензия даёт право охотиться в тех охотничьих угодьях, куда меня пригласят, либо на своей земле, если таковая имеется. Также через три года я получаю право арендовать свои охотничьи угодья (не менее 75 га, но и не более 1000 га, и сроком на минимум 6 лет). Также она даёт право покупать любой разрешённый длинноствол (всё, что длиннее 60 см в рабочем положении) без ограничения по количеству и времени, а также глушители к нему (за исключением оружия под патрон кольцевого воспламенения). Любые патроны к длинностволу я также имею право покупать в любых количествах и вне зависимости от того, есть ли у меня они в наличии. Ну и два пистолета или револьвера.
Охотбилет нужно продлевать раз в год или раз в три года. Это делается с единственной целью – подтвердить наличие обязательного страхования на охоте. Страховка на три года обошлась мне в 101 евро с копейками. Она покрывает ущерб до 6 000 000 евро. Выдача охотничьего билета (и его продление) стоит 250 евро на три года (охотничий сбор – 150 евро и обработка документа – 100 евро). Карту со вписанным оружием подливать не нужно.
Продление довольно простое и происходит следующим образом. Приходишь, показываешь страховой полис (его страховая компания высылает по почте, хотя сейчас они напрямую в органы, ответственные за выдачу и продление охотничьей лицензии, по e-mail тоже шлют). Заполняешь листок на продление (имя, фамилия, адрес и насколько хочешь продлить). Тебе дают карточку, идёшь к автомату, уплачиваешь 250 евро. (Наличными или картой, как хочешь.) Возвращаешься с квитанцией в кабинет, тебе в охотбилет ставят печать и подпись на следующие три года. Сейчас вообще можно даже не ходить: скинул им по почте охотбилет с заявлением на продление, уплатил деньги переводом, тебе его продлевают и присылают назад. Но мне к ним идти пешком минут десять, не сильно дальше, чем к почтовому ящику.
Охотничий год длится, к слову, с 1 апреля по 31 марта. То есть мой охотбилет действителен до 31.03.2027.
В целом получение охотничьей лицензии в Германии – штука недешёвая и требующая приложения определённых усилий. Но по сложности не могу сказать, что это что-то невозможное. Непросто, но для тех, кто действительно любит охоту, природу и оружие, это точно не непреодолимая преграда.
Автор: Николай Шютце